Как правильно хвалить ребенка.
Что делать, если Вы уже несколько раз объясняли малышу, что кричать, драться, сорить, ломать нехорошо, но он Вас будто не слышит? И наоборот, как развить у ребёнка какие-то полезные навыки? Сделать это можно довольно просто с помощью нескольких правил.
Итак, разберём, как же правильно хвалить ребёнка?
Правило первое: обязательно уделяйте внимание ребёнку тогда, когда он ведёт себя хорошо и правильно. Плохое поведение игнорируем, хорошее – поощряем.
Порой, начиная хулиганить, ребёнок просто-напросто привлекает Ваше внимание, которого ему не хватает в те моменты, когда он ведет себя правильно. Родителям проще наказать ребёнка за плохое поведение, чем похвалить за успех. Если обращать внимание только на плохое, то откуда у ребёнка появятся силы добиваться успеха. Поэтому не забывайте похвалить его именно тогда, когда он того заслуживает. Замечайте малыша именно в те минуты, когда он спокоен, незаметен, когда не скандалит и не привлекает к себе внимание хулиганским поведением. Когда же начинаются такие выходки, то любые замечания сведите к минимуму. Ведь ребенок добивается от вас именно ярких эмоциональных реакций:«Сейчас я еще раз хлопну дверью, и мама мне покажет увлекательный «спектакль!». Дети любят наблюдать за бурной реакцией взрослых. Лучше просто не обращать на ребёнка никакого внимания, никак не реагировать на его поведение: не кричать, не смотреть на него, не разговаривать с ним. Игнорировать малыша следует до тех пор, пока он не перестанет вести себя плохо. Лучше набраться терпения и заниматься своими делами. Как только малыш перестанет себя неправильно вести, его нужно похвалить. Например сказать: «Я так рада, что ты перестал кричать. Мне не нравится, когда так громко кричат. У меня от этого начинает болеть голова. Сейчас, когда ты не кричишь, мне гораздо лучше. Спасибо!».
Если поступок действительно серьёзный и его нельзя оставлять без внимания, то наказание должно быть предельно безэмоциональным
Если ребёнок дерется, то всегда в первую очередь жалейте пострадавшего, успокаивайте, обнимайте его. Попросите у него прощения за Вашего ребенка. Таким образом, при таком поведении Вы лишите внимания своего ребёнка, и он поймёт, что агрессивность не в его интересах.
Правило второе: похвала должна быть направлена на поступки и дела ребенка, а не на его личность.
Похвала, оценивающая самого ребёнка, а не его поступок, такая как: «Ты замечательный сын», «Ты настоящая мамина помощница», «Ты у меня самый умный», с одной стороны может сделать ребёнка излишне самоуверенным, и он всю жизнь будет страдать от своей «исключительност
Правило третье: не стоит захваливать ребёнка без учёта действительных достижений.
Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребёнка. Перехваленный ребёнок будет избегать решения сложных задач, стремиться получить похвалу какими-то другими путями. Ему будет трудно приспосабливатьс
Старайтесь также не поощрять ребёнка с помощью подарков и освобождением от неприятных обязанностей.
Правило четвёртое: применяйте «описательную» похвалу.
Что это значит? «Описательная» похвала строится по принципу:
- описываем, что мы видим («Я вижу, твоя постель очень аккуратно заправлена!»)
- объясняем, что мы при этом чувствуем («Как приятно заходить в такую комнату!» «Здесь так уютно!»).
- выражаем итог одним словом («Вот, что я называю аккуратностью!»)
Другой пример: «Я вижу, ты нарисовала настоящий листопад! Мне очень нравится, как ты нарисовала вот эти листочки. А вот это солнышко с глазками просто потрясающее!»
Дополняйте словесную похвалу объятиями, поглаживаниями, поцелуями – физическим контактом. Это также необходимо каждому ребенку.
Правило пятое: В качестве похвалы можно поручить ребёнку выполнение какой-либо почётной обязанности. Например, полить цветы или помыть посуду. Для ребёнка это будет являться ответственным поручением, которое обычно выполняют взрослые, а теперь доверили ему. Ребёнок с удовольствием будет выполнять Ваши поручения при условии, что в назначении таких обязанностей он видит не наказание, а привилегированно
Правило шестое: не хвалите ребенка за естественные вещи.
Не делайте из его социальности нечто необычайное.
Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, убрал кровать, сказал «спасибо»… ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что Серёжа смастерил, да еще сам!» – подразумевают, что социальность в ребёнке неожиданна, несвойственна и необычна. Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.
Не подлежит похвале красота, ум, талант, сила, здоровье, включая легко дающиеся оценки, везение.