a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие речи детей дошкольного возраста.

Опубликовано: 2016-01-25 13:51:57

Документы для скачивания

Насколько важно, чтобы ребёнок говорил красиво? Безусловно, есть вещи более первостепенные по своему значению. Некоторые родители вообще не считают это чем-то достойным внимания и вовсе не переживают, если их ребёнок пересыпает свою речь бесконечными «э-э-э-э-э», «ну», «это вот» или «это самое». Но ведь умение правильно и чётко выразить свою мысль, произносить слова не только грамотно, но и так, чтобы их хорошо расслышал собеседник, — умение очень важное.

Можно быть невероятно умным человеком, но при этом говорить так, что никто не поймёт, что ты хотел сказать.

Говорить красиво — вовсе не означает только лишь правильно выговаривать все буквы алфавита. Красивая речь это:

​ правильно построенные предложения;

​ хороший словарный запас;

​ умение использовать сравнения, слова-заменители, цитаты;

​ плавная речь, без запинок, повторов и слов-паразитов вроде «ну», «это вот», «типа» и т. д.;

​ умение правильно делать паузы между предложениями и внутри них;

​ умение менять интонацию, говорить тише или громче;

​ умение говорить эмоционально, чтобы «заражать» слушателей;

​ грамотное использование слов;

​ и, конечно, правильное произношение звуков.

Умение говорить красиво — прекрасное качество, которое поможет ребёнку не только отвечать у доски, но и в будущем производить хорошее впечатление на собеседника, уметь владеть аудиторией, добиваться своих целей. Дети, которые выросли, но так и не научились говорить красиво, могут постоянно испытывать чувство неловкости, находясь среди людей. Плохая речь мешает общению, не даёт заводить новые знакомства, ограничивает возможности ребёнка в выборе профессии. Поэтому стоит обратить внимание на развитие речи как можно раньше. Когда можно начинать заниматься развитием речи? Сразу же после рождения. Когда родители поют ребёнку колыбельные, разговаривают с ним, склоняясь к колыбельке, дают послушать красивую музыку — это и есть первые уроки развития речи.

Что же нужно делать, чтобы ребёнок научился красиво говорить? Предлагаем ознакомиться с несколькими чёткими рекомендациями.

              Сходите на консультацию к логопеду.

Эта рекомендация — для ребёнка. Но выполнять задания логопеда вам придётся вместе.

Очень часто бывает так: привели ребёнка в первый класс, а он половину звуков не выговаривает. И когда маме и папе говорят об этом педагоги, родители удивляются: «Но ведь он же маленький, а все маленькие не очень хорошо говорят». Однажды мама пятилетнего мальчика, которая привела его в садик, назвала группу «раем для логопеда», имея ввиду, что большинство детей не выговаривают звуки. Мама была права. Сегодня правильности речи уделяется не слишком много внимания. Родители считают, что ребёнок должен уметь читать, писать и считать, но не считают важным чистоту речи и правильность произношения. Вообще, научиться говорить — дело не такое простое, как может показаться. Ребёнок не произносит правильно отдельные звуки вовсе не потому, что не хочет этого делать и вредничает.

Рекомендация «сходите к логопеду», конечно же, означает пойти к специалисту вместе с малышом в том случае, если вы слышите, замечаете, что ребёнок неправильно, нечётко выговаривает даже один-два звука, что у ребёнка «каша во рту», речь не звучит плавно и свободно. Возможно, вам понадобится лишь незначительная коррекция. Но может быть, потребуется и некоторое количество занятий с логопедом. Не стоит тянуть время: чем раньше вы начнёте заниматься, тем лучше и быстрее получится результат. Все логопедические занятия проходят в игровой форме, так, что ребёнок даже не воспринимает их как уроки.

Не все родители это знают, но, оказывается, дети, у которых есть логопедические проблемы, чаще пишут с ошибками, чем дети с хорошей речью. Поэтому стоит постараться не только ради того, чтобы ребёнок правильно и красиво говорил, но чтобы он также и грамотно писал.

                   Займитесь вокалом.

Найдите ребёнку хорошего педагога по вокалу — и, возможно, вам не понадобится даже логопед.

Этот совет может показаться странным, но лишь на первый взгляд. Казалось бы, какое отношение имеет пение к красивой и правильной речи? А ведь именно на занятиях вокалом можно потренироваться, к примеру, правильно дышать. А ещё: можете ли вы вспомнить хотя бы одного певца с плохой дикцией, который бы говорил неправильно или имел другие проблемы с речью? Серьёзные занятия вокалом предполагают не просто пение, а выразительное пение, с отработкой правильного дыхания, с чёткой артикуляцией, пением распевок и гамм. Все вокальные упражнения — отличный тренажёр для детской речи. Кстати, тем малышам, чья речь звучит как прерывистая или напоминает разговор «с полным ртом», занятия вокалом особенно показаны. Полезно будет петь и тем детям, кто нервничает или внутренне сжимается, когда приходится говорить. Ведь речь может быть прерывистой и из-за повышенной тревожности ребёнка. Вокальные занятия иногда помогают даже при заикании.

                   

                 Читайте книги вслух.

Этот совет состоит из двух частей.

1) Пока ребёнок ещё мал, читать книги будете вы, родители.

А уж потом малыш научится читать и будет делать это сам. Чтение художественной литературы, само собой, расширяет кругозор, помогает нам закладывать в ребёнке правильные ценности. Но такое чтение ещё и помогает нам общаться с ребёнком, находя общие темы для разговора, обсуждая непонятные слова и выражения.

2) Как только малыш научится читать, пусть ЧИТАЕТ ВСЛУХ ДЛЯ ВАС.

Здесь важно именно то, что вы будете слушателем, причём очень активным и заинтересованным. Как сделать так, чтобы малыш захотел это делать? Нет ничего проще. Заложите хорошую семейную традицию — ежедневно перед сном читать друг другу книги. «Сегодня ты читаешь мне, а завтра я буду читать тебе» — скажете вы. И обязательно хвалите ребёнка за его чтение, выделяйте особо удачные моменты, обращайте внимание на то, чтобы ребёнок читал с выражением. «Ты так хорошо читаешь!», «Молодец! Когда я слушаю, как ты читаешь мне сказку, я вспоминаю своё детство» — искренние слова похвалы и благодарности будут мотивацией для ребёнка, чтобы снова взять книгу и почитать вам.

Можете попросить ребёнка почитать вам и тогда, когда вы заняты каким-то домашним делом — гладите или готовите. Долгое сидение в очереди тоже можно скрасить чтением, поэтому пусть небольшая книжка всегда будет в вашей сумочке или рюкзаке.

                   Слушайте сказки.

Очень полезно слушать сказки вместе. Тогда их можно обсуждать, что тоже развивает речь.Сказки — это особый литературный мир, особый слог и стиль. И хотя сказки могут быть разными — народными и авторскими, в прозе или в стихах, — но в каждой из них есть чему поучиться, когда дело касается речи. Само построение предложений, необычные слова, красивые обороты и сравнения сделают речь вашего малыша ярче и богаче. Не стоит забывать и классику, читая детям современные сказки.

В данном случае речь идёт о слушании аудиосказок. Именно такая форма работы отлично развивает речь ребёнка. Слушание связного текста, в котором есть множество красивых слов и оборотов, сравнений, гипербол, авторских слов, обогащает детскую речь, помогая в будущем строить красивые языковые конструкции.

                   Ходите в театр.

Конечно же, вместе, всей семьёй.

Приобщайте ребёнка к прекрасному. Театральный спектакль — это, прежде всего, качественный текст, произнесённый профессиональными актёрами. И если вы с малышом хотя бы раз в месяц будете ходить в театр, это принесёт колоссальную пользу. Кукольный, драматический, оперный театр — там всегда можно найти постановки для детей.

«Мы с Матвеем ходим в театры примерно с его полугодовалого возраста. Сначала посещали лишь кукольный театр. Потом стали ходить в оперный, театр оперетты. Сынишка так привык, что если мы недели две не посещали театр, то он сам просил меня взять билеты. Мои опасения, что ребёнок не будет понимать, о чём спектакль, не оправдались. В конце концов, когда Матвею что-то непонятно, он всегда спрашивает меня», — рассказывает мама шестилетнего мальчика.

                   Развивайте мелкую моторику.

Занимайтесь вместе с малышом, чтобы занятия были интересными и эффективными.

Мелкая моторика — не что иное, как работа мелких мышц руки. Детские пальчики, пока ещё очень непослушные, нуждаются в постоянной тренировке. Какая же связь мелкой моторики с речью? Об этом мы уже не раз говорили: центры мелкой моторики и центр речи находятся рядом в головном мозге человека, поэтому развитие одного из центров «подтягивает» и развитие другого. Не зря руку называют вторым органом речи. Развивать мелкую моторику можно с помощью множества приёмов. Лепка из пластилина или глины, солёного теста, рисование, конструирование, оригами, вышивка, аппликация, выкладывание крупами, собирание пазлов — все эти занятия способствуют развитию мелких мышц рук и пальчиков малыша. Спустя некоторое время после начала занятий результат не заставит себя ждать.

                  Устраивайте домашние представления.

Будет замечательно, если в представлении примут участие все домашние, тогда ребёнок будет меньше волноваться.

Семейные праздники — отличная сцена для тренировки речи. Именно во время семейных праздников малыш может выступить и прочесть стихотворение или спеть песенку. Близкие люди — самые благодарные зрители, которые всегда оценят и поддержат.

Ваша задача — заранее выучить вместе с ребёнком стихотворение или песню, порепетировать несколько раз, и только тогда выступать перед родными.

                   Учите скороговорки и чистоговорки.

Выполнять эту инструкцию нужно вместе с малышом и подключить к вашей игре всю семью.

Выучите их как можно больше и проговаривайте как можно чаще. Не зря будущие актёры и дикторы только этим и занимаются. Важно не научиться говорить быстро, а научиться говорить чётко. Если двадцать пять раз повторить «От топота копыт пыль по полю летит» или «Карл у Клары украл кораллы…», то от этих повторений будет очень большая польза. Можно найти скороговорки или чистоговорки на любой звук, произношение которого вызывает проблему у ребёнка. Есть малыши, которые упорно отказываются повторять скороговорки. Ну не нравится им это делать. Повторяйте сами, пусть ребёнок хотя бы слышит правильно произнесённые звуки. Устраивайте соревнование — кто лучше и чище скажет. Соревнуйтесь в скорости произнесения, подключите к этим весёлым занятиям всю семью, чтобы было интереснее. Отмечайте на специальном плакате выученные скороговорки и не забывайте хвалить ребёнка за новые успехи.

Чистоговороки — это такие рифмовки-двустишия, в которых часто встречаются нужные «проблемные» звуки. Придумывать такие чистоговорки можно и самостоятельно, это ведь совсем не трудно.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Наша каша хороша.

 

Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

Ох, и яркие шары.

 

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

В доме новая метла.

 

Щи-щи-щи, щи-щи-щи,

Поскорей меня ищи.

 

Га-га-га, га-га-га,

Дайте Маше пирога.

 

Жа-жа-жа, жа-жа-жа,

Мы нашли в лесу ежа.

 

                    Говорите дома правильно и красиво.

А этот пункт касается именно родителей.

Кого ребёнок слышит чаще всего и, главное, кого он слушает внимательнее всего? Конечно же, тех, кто находится рядом, кто его окружает. Это его семья — мама и папа, дедушка и бабушка, братья и сёстры. Не стоит удивляться, если вы услышите из уст ребёнка то, что говорите сами. Ведь для малыша вы — самый главный пример для подражания.

«Представляете, ребёнок начал выражаться. Просто ума не приложу, где он мог этому научиться. Хотя сегодня можно и на улице такое услышать, и даже в садике», — сетует мама маленького Стёпы. «А дома у вас никто не может так говорить?» — спрашиваю я. «Нет, ну что вы, у нас интеллигентная семья!» — возмущается молодая женщина. А Стёпа перебивает маму: «Мам, так папа всегда говорит, когда машину ведёт и его кто-нибудь ”подрезает”».

Чтобы потом не получить подобный результат, следите за тем, что говорите. Причём не только при ребёнке, но и всегда. Ведь велика вероятность того, что, привыкнув так общаться и использовать некоторые выражения, при ребёнке вы просто не сможете сдержаться. То же касается и правильности употребления слов. Если вы сами произносите слово неправильно, то будьте готовы к тому, что и ваш ребёнок будет говорить именно так.

                    Меньше смотрите телевизор.

Рекомендация касается всей семьи.

Полезно ли для развития детской речи смотреть телевизор? Да — если это телеканал «Культура», старые добрые советские мультики и фильмы, телеканал «Discovery». Нет — если это американские мультфильмы, новости, ток-шоу, реалити-шоу и фильмы сомнительного качества. Почему так? К сожалению, даже на телевидении сегодня не всегда можно услышать грамотную русскую речь. Ошибки, которые допускают ведущие, политики и актёры, вряд ли научат ребёнка красиво и грамотно говорить. А уж если говорить о переводах иностранных мультфильмов, то тут всё и вовсе выглядит печально. Речь-скороговорка, где можно лишь догадываться о смысле, не очень хороший литературный перевод на русский язык делают такие мультфильмы плохой школой красноречия.

Вот поэтому одна из рекомендаций для родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок говорил красиво и грамотно — поменьше просмотра телевизора. Даже когда он работает фоном, в этом нет ничего хорошего. А лучше, чтобы вместо телевизора были музыка, книги, сказки, игры и общение.

Интересное исследование провели российские психологи. Оказывается, просмотр американских мультфильмов отрицательно влияет на развитие речи ребёнка. Ограниченный словарный запас переводов таких продуктов, зачастую неграмотность, неправильное использование ударений приводят к тому, что ребёнок начинает так же неправильно разговаривать.

                    Разговаривайте с ребёнком.

Совет для родителей, которые и в самом деле заинтересованы в результате.

Эта необычная, на первый взгляд, рекомендация на самом деле является едва ли одним из самых эффективных способов научить ребёнка красиво говорить. Разговор малыша и взрослого — это всегда диалог. И в этом случае очень важно не столько говорить самому, сколько слушать малыша, задавая ему наводящие вопросы и давая возможность высказаться.

— Как ты думаешь?..

— Расскажи мне, пожалуйста…

— А что ты заметил?..

— Мне интересно твоё мнение…

— О чём эта книга (фильм, мультфильм)?..

— Чем тебе понравилось?..

                    Слушайте ребёнка

Совет для всех взрослых, кто принимает участие в воспитании.

Для того чтобы ребёнок хотел говорить, рассказывать, пересказывать, у него должны быть хорошие слушатели. А кто же ещё может оказаться самым частым слушателем малыша, как не мама и папа, дедушка и бабушка?

«А я и так слушаю» — возразит родитель. Но слушать можно совершенно по-разному. Например, отвернувшись от ребёнка и занимаясь своими делами. Или управляя автомобилем и поглядывая время от времени на малыша в зеркало заднего вида.

А как же слушать правильно, так чтобы ребёнок почувствовал, что вы действительно относитесь серьёзно и внимательно к тому, что он вам говорит?

                            Смотрите на ребёнка. Когда он говорит, вы не должны сидеть к нему спиной и в пол-оборота. Контакт глаз чрезвычайно важен не только для грудных детей, но он не менее важен и для каждого человека. Тогда становится понятно, что собеседник тебя слушает, заинтересован тем, что ты говоришь.

                            Ваша поза должна выражать внимание: чуть склонённая на бок голова, время от времени можно кивать головой в знак того, что вы внимательно слушаете. Не стоит постукивать по столу, выражать нетерпение, крутиться, посматривать на дверь или часы, отвлекаться на телевизор или на что-то другое.

                            Ваши комментарии также дают ребёнку понять, что вы проявляете интерес к его рассказу. Дождавшись окончания фразы, вы можете задавать наводящие вопросы, вставлять реплики, которые показывают, как именно вы относитесь к тому, что рассказывает малыш.

                            После того как ребёнок закончит говорить, обязательно оцените то, что он вам рассказал. Ведь малышу очень важно именно ваше мнение.

                            Поинтересуйтесь мнением ребёнка. Как он считает, что сам думает по поводу своего рассказа.

 

А что делать, если вы очень устали, у вас был трудный день и вы совершенно не в состоянии никого выслушивать? Лучше мягко, но честно сказать об этом ребёнку. Но нельзя ни в коем случае обижать его словами «помолчи», «я так устал, что не могу слушать твоего тарахтения» и т. д. Правильнее бы было всё же послушать ребёнка даже молча. Иногда дети нуждаются даже в молчаливом слушателе.

Итак, чтобы научить ребёнка говорить красиво, существует немало простых и эффективных способов этого добиться. Но главное — это ваша любовь и терпение, вера в малыша и в то, что у вас всё обязательно получится.

Оставить комментарий: