Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко»
Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека
Задачи:
Обучающие
Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб.
Знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Продолжать учить лепить предметы разной формы. Учить самостоятельно использовать разнообразные изобразительные материалы. Совершенствоват
Развивающие:
Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей. Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»
Словарная работа. Познакомить со словами: злаки, хлебобулочные изделия; активизировать в речи детей слова: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая.
Предварительная работа. Разучива
Оборудование ко
Форма проведения: совместная деятельность
Ход.
На столе стоит коробка. Что же может быть в этой коробке? Как вы думаете? Как можно определить? ( посмотреть, потрясти, понюхать, потрогать).
Воспитатель достает из коробки хлеб ( хлебобулочные изделия).
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! С. Погореловский
- Вот что здесь! Смотрите, какой каравай! Спасибо нашим поварам. Ароматный, румяный, так и просится в рот.
Ребята, откуда же он берется?
Дети: Его покупают в магазине.
Воспитатель: А давайте подумаем, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
А что такое мука, из чего её получают?
Дети: Из зёрен.
Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.
выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной тракторист на тракторе с железным плугом вспахивает землю.
После этого хлеборобы начинают сеять зерно! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях.
А что потом происходит, когда зерно созреет?
Воспитатель: Когда зерно созрело на поле выходят другие машины – комбайны. ( показать картинку комбайна)
Что же делает комбайн?
Дети: Собирает колосья.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна, там его сортируют, сушат и хранят.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку.
Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню и в магазины.
Воспитатель: ( достает заготовленное заранее хлебное тесто и предлагает детям определить, какое оно на запах, на ощупь, на вид). Это настоящее хлебное тесто, его мне дала наш повар Любовь Валентиновна, посмотрите, какое оно?
Физминутка.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Не один уже, а вот, сколько их растёт (руки вперёд)
Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру (руку ладонью вниз ко лбу),
Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно…(показали на ладошке зёрнышко),
Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).
Как называют зерновые растения? Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Это колос пшеницы (показывает картинку) – пшеничный колос. Как можно назвать колос ржи? Какой он? (показывает картинку) - ржаной колос.
Куда зёрнышко отправляется после сбора урожая?
Погляди, в мешках томится золоститая пшеница,
Ветер дует день и ночь, хочет мельнику помочь.
Станет всё зерно мукою, потечет мука рекою.
Мука из зерен пшеницы – какая? (пшеничная мука).
Мука из зерен ржи – какая? (ржаная мука).
Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный белый). А из ржаной? (ржаной, черный).
Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд. С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.
Как вы думаете, почему говорят: «Он мало каши ел»?
Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.
А вы знаете, из чего варят каши? Правильно, из круп- молотых зерен.
Потом куда отправляют муку (зёрнышко)
Хлебозавод, пекарня
Что там делают? Какие ещё изделия там выпекают?
Хлебобулочные изделия
В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.
Где можно купить хлебобулочные изделия?
Испекли нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.
Вот лежит каравай у меня на столе.
Чёрный хлеб на столе – нет вкусней на земле!
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова.
Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка
Хлеб с горбушкой золоченый шел к тебе из далека.
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел.
В нем чудесное тепло, сколько рук его растило, сохраняло, берегло.
Итог.
Вот, какие превращения произошли с зёрнышком. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Не один уже, а вот, сколько их растёт (руки вперёд)
Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру (руку ладонью вниз ко лбу),
Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно…(показали на ладошке зёрнышко),
Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).