Информационная карта проекта "Первые эксперименты"
Проект «Первые эксперименты»
Актуальность.
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, игрушки, растения, вода, камни и многое другое – вызывает у него интерес. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон.
Работая с малышами нашей группы, мы обратили внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей раннего развития – детское экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.
Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. В этом и заключается актуальность нашей деятельности по экспериментированию в младшей группе.
Нам очень хочется, чтобы дети росли любознательными, самостоятельными, творческими. А это во многом зависит от нас. Ребёнок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности.
В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус.
В процессе экспериментирования каждый ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем.
Цель: Дать элементарные знания о свойствах некоторых предметов и веществ, познакомить с простейшими экспериментами.
Задачи:
-продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру;
-развивать его любознательность;
-воспитывать познавательную активность малыша, желание узнать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;
-практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представление о некоторых свойствах предметов, вещей, материалов;
-выражать словами свои ощущения, впечатления, свойства и признаки материалов, предметов.
Планируемый результат.
Дети в процессе экспериментирования освоят новые способы действий со знакомыми объектами, которые меняют свои свойства в результате взаимодействия;
У детей сформируются основы поисковой деятельности и эстетического восприятия природы, чувство прекрасного от процесса и результатов деятельности.
Активное включение детей в исследовательскую деятельность поспособствует развитию любознательность, всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), логического мышления, устойчивого внимания.
Стимулирование развитие активной речи.
Воспитателям – поможет в организации исследовательско-познавательной работы в группах младшего дошкольного возраста.
Родители смогут понять важность, необходимость «делания открытий с ребенком», «фокусов», «чудес» через экспериментирование,значение этого для познавательного развития ребенка (его речи, логического мышления, воображения, восприятия…)
Тип проекта. Познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Состав участников. Дети первой младшей группы №3(6 девочек и 7 мальчиков, воспитатели, родители.
Сроки реализации. Проект реализуется с 15января по 22 января.
Формы и методы реализации проекта с детьми: непосредственно-образовательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, беседы, дидактические игры, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.
Формы и методы реализации проекта с родителями: беседы, оформление наглядной информация для родителей.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
- обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты;
- подбор материалов для реализации проекта;
- подбор и приобретение материалов для экспериментирования;
- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
- оформление уголка экспериментов;
- беседы с родителями.
2 этап. Основной (практический) .
-создание предметно-развивающей среды для ознакомления со свойствами воды, камня, дерева.
-подбор иллюстраций о временах года, о нахождение воды, камней, дерева в природе и бытовой жизни людей;
-выполнение НОД с элементами опытов и экспериментов;
-проведение занятий по художественно-эстетическому развитию, бесед;
-разучивание потешек о воде;
3 этап. Заключительный.
- фотоотчет об экспериментальной деятельности воспитанников младшей группы;
- обсуждение итогов и анализ работ.
Реализация проекта:
Образовательная область «Речевое развитие».
Чтение и разучивание потешек о воде «Водичка, водичка», «Дождик, дождик, кап-кап-кап»; чтение стихотворения: «Дождь, дождь», «Мойдодыр», «Снег, да снег», чтение сказки: «Росинка»;
Подборка иллюстраций о временах года, рассматривание и обсуждение их.Образовательная область «Познавательное развитие».
Расширение кругозора и развитие познавательно-исследовательской деятельности в природе:
-наблюдение за сезонными изменениями природы во время прогулок (за снегопадом, инеем на деревьях, за морозными узорами на окнах, за льдом и лужами, за каплями с крыш и веток деревьев)
-опытническая деятельность с камнем, деревом и водой.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Дидактические игры «Чудесный мешочек».
Беседы о дереве в лесу и дома, беседа «Где живет капелька».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование по мокрой бумаге «Веселые рисунки», рисование «Разноцветная вода».
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры «Облака», «Легкие-тяжелые», «Солнышко и дождик».
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Культурно- -гигиенические навыки: продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями и смывать водой.
Выводы и результативность.
- дети достигли развития мыслительных способностей;
- дети познакомились со свойствами воды (тёплая, холодная, прозрачная, безвкусная), камня (холодный, твердый, тяжелый) через экспериментальную деятельность;
- закрепили названия осадков (дождь, снег, метель).
Продукты проекта. Консультация «Эксперименты на кухне», «Познаем природу» (через наблюдения при прогулке с мамой).
Фотоотчет об экспериментальной деятельности воспитанников первой младшей группы.