п.Зубова Поляна - моя малая Родина
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Актуальность: Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс.Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к своей семье, к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своей семье, своем посёлке, усвоение принятых в них норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру их культуры.
Цель: Способствовать формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку.
Интеграция
Образовательная область «Коммуникация»
- Способствовать формированию опыта общения детей в группе,
- Способствовать развитию у детей умения работать сообща.
- Способствовать развитию у детей умения проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
- Совершенствовать речь как средство общения.
Образовательная область «Социализация»
- Расширять представления о родном крае;
- Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Вызвать у детей чувство восхищения, гордости за свой посёлок, его жителей.
Образовательная область «Познание»
- Закреплять умение создавать конструкции по схеме, словестной инструкции воспитателя.
- Способствовать развитию у детях умению фантазировать, мечтать
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Способствовать пополнению литературного багажа детей стихотворением «Пусть посёлок наш достатком дышит,
Пусть будут в нем покой и труд,
Пусть детский смех в нем будет слышен,
Пусть мир и счастье в нем живут!»
Здоровьсбережение
*Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Методы и приёмы:
- Практические: дидактические игры: «Мой адрес», игра-мечта «Мечтатели»; решение проблемных ситуаций: « Как составить сообщение о своём посёлке, где найти нужную информацию»;
- Наглядные: рассматривание фотографий с видами посёлка, Презентация «п.Зубова Поляна - моя малая Родина»
- Словесные: беседа «Что вы знаете о своем посёлке? », викторина «Знаешь ли ты свой посёлок? », об адресах, разучивание четверостишья
«Пусть посёлок наш достатком дышит»,
Материалы и оборудование: фотографии с видами посёлка; Презентация «п.Зубова Поляна - моя малая Родина»; альбомные листы, кисти, клей, цветная бумага для аппликации,
лист ватмана с рисунком для коллажа «Солнечная площадь»;
Формы организации совместной деятельности
Игровая: Дидактические игры: "Передай сердечко-подскажи словечко",
Игра-мечта «Мечтатели», «Знаю – не знаю»
Продуктивная: Аппликация на тему «Солнечная площадь».
Познавательно – исследовательская:
Решение проблемных ситуаций: «Как составить сообщение о своём посёлке, где найти нужную информацию» и других.
Коммуникативная: Беседа «Что вы знаете о своем посёлке?»; Викторина «Знаешь ли ты свой посёлок?
Прослушивание (восприятие) песни «Родная страна»; Заучивание четверостишья «Пусть посёлок наш достатком дышит» (стоя в круге, держась, за руки друг друга).
Предварительная работа.
1. Целевые прогулки по улицам поселка;
2. Знакомство с общественными зданиями и их назначением;
3.Посещение вместе с родителями мероприятий в День поселка;
4. Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации;
5. Игра "Путешествие по родному посёлку". Наглядный материал: Фотографии с разными видами посёлка;
План новой «Солнечной площади», макеты домов, деревья, кустарники;
Презентация «п.Зубова Поляна - моя малая Родина». Формирование и активизация словаря: Родная, родной, родная страна.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Сюрпризный момент: Я пришла к вам не одна, а с куклой Машей. Я встретила её, когда шла к вам. Она горько плакала.
Но так как я очень спешила, я взяла её с собой к вам.
II Основная часть занятия.
Воспитатель: -Ребята, а хотите узнать что-то новое и интересное.
-Да.
-Послушаем песню. ( Звучит песня «Родная страна»)
Воспитатель: Догадались о чём мы сегодня будем с вами говорить.
(- Какое слово очень часто повторяется в песне?
Дети: Слова: родная, родная страна)
Воспитатель: -А как ещё можно сказать родная…. (Родной, родные…)
Воспитатель: А сейчас тихо встаньте и подойдите ко мне. Игра "Передай сердечко-подскажи словечко".
(К словам родной, родная подобрать подходящее слово)
Дети: - Родная мама, родной папа ,братик …
Воспитатель: -А ещё можно сказать – Родная страна.
- Как вы думаете что это?
Дети: - Родная страна – это место, где мы родились, где живем, где стоит наш дом, наш детский сад, где живут наши родители, друзья, где нам хорошо и уютно.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, где живёте, свой адрес? (дети называют свой адрес)
-А может быть теперь мне скажет кто - нибудь, почему кукла Маша плакала.
(она заблудилась, забыла свой адрес)
Воспитатель: Наш посёлок носит имя Зубова Поляна. А почему он так называется? Кто-то снает?
Проблема:
Воспитатель: - А где и как об этом можно подробно узнать?
Дети: Спросить у взрослых, сходить в библиотеку, поискать в интернете … .
Воспитатель: (обобщает ответы детей)
- Существуют вариант происхождения его названия. Когда-то на месте поселка Зубова Поляна были луга, поляны. На этих полях поселился помещик Зубов и поэтому наш поселок назвали Зубова Поляна.
Воспитатель: А чем знаменит наш поселок?
У нас есть маслозавод, хлебозавод, завод радиодеталей. Наш поселок богат лесами. (слайд)
Физминутка:
- А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.
-По посёлку мы идём (маршируют)
-Звонко песенку поём. (качают головой)
-Мы по улице шагаем (маршируем)
-Ноги ровно поднимаем (оттягиваем носочки ноги)
--Взмах руками,
-Повернули голову,
-Руки вверх и ноги шире,
-Прыгнем вместе.
-три, четыре.
Дидактическая игра: «Знаю – не знаю».
( У детей красные и зеленыекружочки. Если дети знают ответ на вопрос воспитателя, они поднимают зелёный кружок, а если не знают – красный.)
Воспитатель: - А сейчас мы с вами отправимся в «путешествие» по нашему поселку, что бы узнать хорошо ли вы знаете свой посёлок и рассказать об этом Маше?
(Показ слайдов презентации с видами поселка, а дети рассказывают, что они видят, что знают об этом объекте).
Воспитатель: - А вы любите свой посёлок.
А можно сделать так, чтобы он всегда был такой красивый или даже ещё лучше?
Проблема:
- Как?
Дети: - Любить свой посёлок, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Постановка новой проблемы. Игра-мечта «Мечтатели»
(работа в парах)
Формулировка новой проблемы:
Наш посёлок постоянно расширяется, появляются новостройки,
А какие дома вы бы хотели построить, давайте помечтаем об этом.
Наша игра-мечта так и будет называться «Мечтатели», ее можно начинать словами: «Когда я вырасту, … »
(Дети слушают воспитателя и выполняют его задания.)
Какие прекрасные у вас мечты! Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя приём аппликация.
- Представьте, что в центре посёлка построили огромную площадь Солнца (показ на доске). Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю построить вашу мечту на концах каждого лучика.
А что бы вам было легче осуществить вашу мечту, возьмите конверты, и начинай те работать.
(Развитие в детях способность фантазировать, мечтать)
Дети выполняют аппликации, затем прикрепляют свои работы к лучикам «Солнечной площади».
III Заключительная часть занятия.
Совместное обсуждение результатов деятельности.
- Нравится вам наша площадь.
Почему?
- Хотели бы вы жить на такой пл.?
Рефлексия:
Воспитатель: - Какой интересный у нас получился рассказ о нашем посёлке. Вы многое знаете о нём и можете об этом интересно рассказать.
А кому вы расскажете о том, что сегодня узнали?
А сейчас, ребята, давайте подведём итоги своей работы.
(дети поднимают руку)
( в школе; когда приедут гости, я могу их познакомить с нашим посёлком;….)
- У вас на столах лежат цветочки: если вам понравилось наше занятие, то возьмите яркий цветочек и украсите нашу площадь, а если занятие кому-то не понравилось, то вы украсите нашу площадь белым цветочком.
- Хорошо, занятие почти всем понравилось.
-( А тебе….. почему наше занятие не понравилось?)
Воспитатель: -Ребята, мне очень нравится стихотворение о нашем посёлке. Хотите с ним познакомиться?
(Слайд)
(Заучивание наизусть с детьми)
(Дети встают в круг, держась за руки.)
Пусть посёлок наш достатком дышит,
Пусть будут в нем покой и труд,
Пусть детский смех в нем будет слышен,
Пусть мир и счастье в нем живут!
Воспитатель: - Ребята! А Маша вспомнила свой адрес.
Оказывается она живёт в д.садике «Алёнка», а шла она к вам в гости. За такой интересный рассказ о своём посёлке, и за то, что вы помогли ей вспомнить адреса, она дарит всем ребятам сувениры.
(Магнитики с видами посёлка)
- Спасибо, ребята, за работу.