консультация для педагогов«Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста» Барканова Г. А.
Документы для скачивания
Консультация для воспитателей «Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста» Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. В процессе восприятия музыки у ребенка развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Одним из важнейших средств музыкального воспитания детей являются музыкально – дидактические игры, так как игра – это один из самых любимых детьми видов деятельности. Основное назначение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, динамический, ладовый и тембровый слух, темповое и жанровое восприятие музыки, умение воспринимать изобразительные возможности музыки, различать форму музыкального произведения. Кроме этого, музыкально – дидактические игры побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности. Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся возбудителем желаний у детей петь, слушать, играть и танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности, коллективизма. На музыкальных занятиях игры используются в различных видах музыкальной деятельности детей: при пении песен и распевок, например, игры «Вертушка», или « До, ре, ми», при слушании музыкальных произведений – «Узнай бубенчик», или « Чья музыка? », при выполнении музыкально – ритмических движений – «Слушай внимательно», или «Зайцы». Музыкально – дидактические игры, такие как «Лесенка», «Слушай внимательно», «Угадай инструмент», «В лесу» применяются в диагностике уровней музыкальных способностей дошкольников. Простота и вариативность их использования позволяют за минимально короткое время провести обследование большинства детей по различным видам музыкальной деятельности в течени и одного- двух занятий, при условии, что эти игры хорошо знакомы детям и неоднократно проводились в процессе предыдущего обучения детей на музыкальных занятиях. Используя музыкально – дидактическую игру « Слушай внимательно» в подготовительной к школе группе, музыкальный руководитель сначала проигрывает музыку различного характера: марш, плясовую и колыбельную, а затем дает детям следующие задания: Предлагает ребенку выбрать карточку с изображением, соответствующим характеру музыки. Предлагает ребенку обоснованно подтвердить или опровергнуть этот выбор, анализируя, как звучала музыка, какой у нее характер, например: тихая, спокойная, ласковая, под нее можно спать – значит это колыбельная. Предлагает желающим спеть самостоятельно песенку или мелодию такого же характера. Предлагает самостоятельно сочинить мелодию колыбельной и исполнить ее на металлофоне. Просит других детей оценить соответствие исполненной песни. Таким образом, используя всего одну игру в течение одного занятия можно определить уровень музыкального развития нескольких детей. Использование музыкально – дидактических игр вместо обычных заданий позволяет определить уровень музыкального развития у детей, плохо владеющих речью, что является немаловажным фактором при выявлении уровня усвоения дошкольниками ООП.