a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание в детском саду".

Опубликовано: 2016-01-27 13:58:55

Документы для скачивания

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад № 1 общеразвивающего вида Консультация для воспитателей Трудовое воспитание в детском саду Выполнила: Сазонова С. В. , воспитатель 1 К. К. п. г. т. Анна 2015г. Цель: формирование навыков совместного тру да, чувства ответственности за порученное дело. Работа с детьми 4- 5 лет На пятом году жизни ребенок уже может ставить перед собой от дельные реальные цели и добиваться их, но у него еще отсутствуют навыки планирования своей работы. В средней группе расширяется держание труда детей, большое внимание уделяется умению дово дить начатое дело до конца, формированию навыков совместного тру да, чувства ответственности за порученное дело. У детей продолжают развивать интерес к деятельности взрослых постепенно расширяя круг их представлений. Так, их внимание об ращают на труд столяра, электрика и др. На данном возрастном этапе целесообразно проводить неоднократ ные наблюдения за работой представителя какой- либо профессии. На пример, можно понаблюдать за тем, как повар варит кашу, печет ола дьи, шинкует овощи. В результате у ребят складываются представления о том, что повар готовит разную пищу для всех. Детей подводят к по ниманию содержания труда человека определенной профессии. Пе дагог организует беседы обобщающего характера с использованием игровых приемов. Например, предлагает ответить на вопросы куклы Нины, которая хочет быть поваром. В ходе таких бесед нужно п обуж д ать детей высказывать своё отнош ение к значимости труда людей( врач заботится о том, чтобы дети не болели и хорошо росли; шофер привозит продукты в детский сад; повар готовит обед; почтальон раз носит письма, газеты, журналы и т. д. ) . Детям читают произведения художественной литературы о труде и людях труда, проводят с ними дидактические игры «Что нужно для работы? », «Кому пригодится этот предмет? » и др. Самообслуживание В воспитании детей большое значение имеет организация их са мостоятельного труда. Основным его видом в средней группе остает ся труд по самообслуживанию. Педагог должен всячески поддержи вать у детей интерес к этому виду труда, продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки, воспитывать привычку к трудо вому усилию. Эти задачи решаются более успешно при использова нии игровых приемов, систематическом напоминании и контроле за действиями детей. Например, перед мытьем рук воспитатель говорит: «Сегодня Мишка будет проверять, как вы моете руки, посмотрит, у кого влажные рукава, кто плохо, их завернул». Во время раздевания можно предложить детям вспомнить, в каком порядке снимается одеж да. Целесообразно использовать в работе с детьми произведения ху дожественной литературы. Хорошим стимуло м к выполнению трудовых действий по самооб служиванию является оц енка деятельности ребенка, поощрение его ус пехов. В этом возрасте у малыша начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. Педагогу нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимо помощи( «Молодец, Витя! Помог Наташе застегнуть верхнюю пугови цу пальто. Теперь она не простудится», «Как хорошо поступил Анд рей- помог Алеше убрать на место игрушки», «Сегодня мы быстро собрались на прогулку потому, что Саша помогал Оле одеваться») . Вместе с тем нужно следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей, их стремлением помочь, постоянно ожидая от них помощи. Следует терпеливо и настойчиво воспитывать у каждого ребенка на выки по самообслуживанию. Необходимо чаще использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оцен ке деятельности каждого ребенка( «Сейчас мы с Катей, Ви тей и Але шей проверим, как ребята оделись. Посмотрите, как быстро и акку ратно оделась Маша» и т. п. ) . Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самооб служивании, но в то же время следует помнить, что прием объясне ния и показа способа действий по- прежнему должен занимать боль шое место в работе педагога. На конкретных примерах детей учат делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать в свой шкаф сменную обувь — будешь долго искать ее посл е прогулки; не повесила аккурат но свое платье — будешь после сна ходить в мятом и т. д. Хозяйственно- бытовой труд В средней группе хозяйственн о- бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни дете й. Как и прежде, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают воз можность систематически привлекать всех детей к разнообразной тру довой деятельности. Поскольку дети 4—5 лет еще слабо владеют не обходимыми навыками и нужда ются в обучении, поручения дают одному ребенку или небольшой группе( 2- 3 ребенка) . Наряду с этих! должны иметь место и коллективные поручения, объединение несколь ких ребят в общем труде. Необходимо помогать детям распределять работу, своевременно до биваться результата. В процессе такого труда у них воспитываются гу манные чувства, положительные взаимоотношения, навыки культурно го общения. Например, педагог говорит троим ребятам, что решил доварить им важное дело, которое нужно выполнить быстро, аккуратно и друж но: навести порядок в шкафу со строительными материалами( «В едь нельзя садиться завтракать, когда вокруг такой беспорядок! У нас мно го дел, давайте договоримся, кто что будет делать») . Пока дети зани маются уборкой, воспитатель обращает внимание всех присутствующих на то, как они трудятся( «Как приятно смотреть на ребят, когда они работают дружно и старательно дело быстро спорится! ») . Выполняя подобное поручение, дети начинают понимать общественную необхо димость своей работы, учатся ответственно подходить к делу. В средней группе следует приобщать детей к выполнению таких поручений, которые, на первый взгляд, не дают видимых результатов: куда- то сходить и что- нибудь отнести( взять) , что- то спросить или пе редать на словах. В руководстве поручениями наиболее эффективными являются игровые приемы, совместная деятельность взрослых и детей, показ, напоминание способов деятельности, поощрение. Использование иг рового приема позволяет воспитателю дать объективную оценку дея тельности ребенка и при этом не обидеть его( например, петушок го ворит: «Мне сегодня очень не понравилось, как Саша и Оля убирали игрушки, они меня уронили на пол и не поставили на полку. А Юра наступил мне на крылышко. Я очень обиделся») , В средней группе усложняется содержание хозяйственно- бытово го труда. Если раньше дети постигали отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы( моют игруш ки, стирают кукольную одежду и т. д. ) . Хозяйственно- бытовой труд дошкольников можно организовывать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая их под д ерживать порядок в групповой комнате и на участке. При этом нуж но постоянно доводить до сознания ребенка, что сделанная им рабо та нужна не только для него, но и для его сверстников, для малы шей, для взрослых. Это дает возможность еще раз подчеркнуть общественную значимость труда. Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, дворником, няней. Например, взрослые производят обрезку кустов, а их малень кие помощники подбирают и относят веточки в определенное место; родители сгребают сухие листья, а дети переносят их в кучу и т. п. Или на прогулке педагог обращает внимание детей на то, как много выпало снега, как замело все дорожки, и предлагает очистить от сне га веранду, скамейки, чтобы помочь дворнику. ( «Вот удивится дядя Вася, когда увидит, как мы ему помогли! ») . Ребята с удовольствием очищают вместе с воспитателем снег, подметают веранду, испытывая радость и гордость, когда он хвалит их за работу. Вместе с няней де ти могут протирать стулья, столы, полки. В процессе совместной деятельности взрослые должны показывать детям пример положительного отношения к труду, товарищеских вза имоотношений. Естественно, что в такой совместной деятельности ос новная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощников. Важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше понимает общественную значимость труда. Так постепенно в результате целенаправленной воспитательной работы де ти учатся ценить труд взрослых и свой труд, познают культуру труда, ов ладевают умением планировать сво ю работу, рационально ее орга н и зовывать. С этого возраста следует приучать ребенка выполнять работу хо рошо, обязательно доводить дело д о конца; поощрять его за проявл енную инициативу, умение прилагать волевое усилие. Педагогу необходимо помнить, что дети не должны перенапрягатьс я. Это приводит к утомлению и вызы вает отрицательное отношение к труду. Непрерывная трудовая деятельно сть ребенка не должна длиться бо лее 10 минут. Совместным трудо м детей и взрослых должен руков одить воспитатель. Действовать при эт ом надо тактично. Например, видя, что похвала взрослых чрезмерно стимулирует деятельность ре бенка, он возбужден, раскраснелся, у него участилось дыхание, нужно незаметно переключить малыша на игру либо дать ему какое- либо и ндивидуальное поручение, не требующее физического напряжения, например, попросить позвать кого- нибудь из сверстников. Эффективны и игровые прием ы работы с детьми. Например, к р ебятам приходит кукла Аня и просит помочь ей сложить на место и грушки, постирать кукольное белье, протереть мебель и т. д. Педагог побуждает детей активно включаться в те или иные виды труда, разъясняет, почему нужно сделать то, что он просит. Не сле дует слишком долго искать виновника беспорядка и при этом гово рить: «Вот спрячу все игрушки, если вы их ломаете». Целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на нее они откликаются охот нее. Одним из действенных приемов остается поощрение( «Посмот рите, как Сережа хорошо убрал игрушки! ») . Оценивать следует не толь ко трудовые действия, но и умение ребенка правильно, аккуратно обращаться с оборудованием. С начала года дети дежурят по столовой. В первые месяцы необ ходимо учить дежурных правильным приемам работы; напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками. В средней группе один ребенок полностью сервирует стол, так как пока еще ему трудно согласовывать свои действия с действиями свер стников. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учеб ного и игрового материала к занятиям. Сначала детей знакомят с порядком хранения пособий. В первые дни пособия расставляет воспитатель вместе с дежурным, затем детей приучают делать это самостоятельно. Методы и приемы обучения детей дежурству несколько меняются по сравнению с предыдущей группой. На данном этапе ведущими яв ляются показ, объяснение и контроль за выполнением ребенком действий. Необходимо довести до сознания детей, что дежурство — это обязанность каждого перед всеми. Воспитатель дает объективную оценку труда детей: застенчивого малыша подбадривает, выражая на дежду, что в следующий раз он постарается и сделает еще лучше; ре бенку, выполнявшему работу без старания, может сказать: «Ты плохо дежурил, не старался, отвлекался» и т. д. В процессе детского труда необходимо решать вопросы нравствен ного воспитания, формировать навыки положительных взаимоотно шений, умение справедливо оценивать собственные поступки и по ступки сверстников( «Нам с Таней и Олей нравится, как Андрюша с Игорем постирали кукольное белье. П равда, девочки? ») . Необходимо постоянно обращать внимание детей на их сверстников( «Оля спра ведливая и добрая девочка, она заметила, что Тане одной трудно уби рать игрушки, и стала помогать ей. Вот так поступают настоящие дру зья») . Детей следует приучать разговаривать друг с другом и со взрослыми ласково, вежливо; проявлять внимание к окружающим. Большую роль в этом играет личный пример взрослых. В формировании у детей представлений о дружбе, добре, справед ливости воспитателю помогут художественная литература, диафиль мы, показ инсценировок кукольного театра и др. Ручной труд В работе с детьми данного возраста ручной труд организуется ча ще. У ребят уже сформированы основные навыки работы с бумагой. Они научились пользоваться ножницами, линейкой, шаблонами. При организации совместного труда со взрослым дети уже могут оказать ему существенную помощь, проявляя при этом активность и самосто ятельность. Ребенок может по поручению взрослого подклеить книж ку, намазать клеем большую поверхность, вырезать по шаблонам не обходимое количество деталей и т. д. Дети способны не только осознавать значимость своего труда, но и бережно к нему относиться. Например, если ребенок подклеил книжку, то он не только сам старается бережно с ней обращаться, но и следит, чтобы и другие дети поступали так же. Труд в природе В воспитании у детей 4- 5 лет заботливого отношения к животным и растениям важен пример взрослых. Поэтому желательно уже в на чале учебного года познакомить дошкольников с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями на участке. Осенью следует показать, как взрослые заботятся о растениях( со бирают сухие опавшие листья, производят посадку новых деревьев и кустарников, собирают семена цветов) . Можно привлечь детей к сбо ру семян ноготков, бархатцев, космеи. Вместе с ребятами воспитатель раскладывает семена в заранее подготовленные пакеты. Во время сбо ра овощей на огороде предлагает собрать ботву и отнести в опреде ленное место. Наблюдая за работой в огороде, дети узнают, что осень — это пора сбора урожая овощей и фруктов, рассматривают овощи, срав нивают их по цвету, величине, форме, определяют особенности. В начале ноября, перед заморозками, можно сделать в огороде не большую грядку с бороздками, в которую дети сажают зубчики чес нока под зиму. В течение всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это нужно делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы ребята по няли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям. Весной следует организовать наблюдение детей за первичным пе рекапыванием земли в огороде и цветнике, затем за обрезкой веток деревьев и кустарников, за посадкой зеленых насаждений в сквере. Нужно показать ребятам, как их старшие товарищи высевают семена овощей и цветов, высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю. Та кие наблюдения вызывают у ребят желание принять участие в трудо вой деятельности взрослых. В средней группе можно организовать труд детей в огороде. Взрос лые вскапывают землю, рыхлят и разравнивают граблями, делают 2—4 грядки( ширина 60—70 см, длина 2—2, 5 м) . Детям поручают по сев крупных семян овощей( гороха, огурцов, свеклы, редиса) . По кра ям группового участка на клумбах- рабатках они с помощью педагога высевают семена настурции, душистого горошка, ноготков, садовых бобов. Можно привлекать детей к поливу огорода и цветника( вмес те с воспитателем) . В ходе этой работы следует организовать наблю дение за всходами. Летом дети могут принять участие в уходе за овощами. Прополка, рыхление, подкормка производятся педагогом, а дети уносят с доро жек сорную траву, посыпают песком междурядья, собирают урожай. Необходимо учить ребят бережно обращаться с посевами и посадка ми, беречь оборудование( очищать, просушивать, относить в специально отведенное место) . В течение всего года дети, выполняя ежедневные поручения вос питателя, участвуют в уходе за комнатными растениями и животны ми уголка природы. Приобщая воспитанников к труду в уголке при роды, педагог должен объяснять им трудовые действия: «Сначала я вынимаю из клетки птичек кормушку и поилку, мою их, насыпаю све жий корм, наливаю чистую воду. Затем вынимаю поддон, промываю его теплой водой, протираю тряпкой, застилаю клеенкой. Вот мы и убрали в клетке. Что же теперь надо сделать? Правильно, на чистую клеенку насыпать чистый речной песок. Ну- ка возьми, Сережа, этот совочек и насыпай в поддон песок из ведерка. А теперь я поставлю в клетку кормушку с кормом и поилку с водой. Все поставили, ни чего не забыли? Еще надо для птичек натереть на мелкой терке мор ковь, смешать ее с тертыми сухарями. Вот теперь все». Важно периодически осматривать вместе с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения. ( «Смо трите, появился новый свежий листок у фикуса, зацвела герань зональ ная, а вот у колеуса почему- то поникли листочки. Как помочь расте нию? Давайте подумаем вместе. Наверное, ему стало жарко — мало воды. Поставим его в ванночку с водой». Следует обязательно обратить вни мание детей на то, что после этого цветок стал хорошо расти. ) Следует помнить, что ребенка данного возраста больше интересу ет процесс труда, чем его результат. Воспитатель показывает и объяс няет детям, сколько воды нужно растению, как рыхлить землю, что бы не повредить корни, сколько корма засыпать рыбке или птичке. В зимне- весеннее время необходимо вместе с детьми посеять семена овса для корма птицам, семена цветочных растений для украшения групповой комнаты. Организовать эту работу лучше по подгруппам, каждый раз показывая и объясняя, что надо делать и для чего. Мож но предложить детям отнести на кухню срезанный зеленый лук( «Пусть все едят сегодня борщ с луком, который мы вырастили») . Можно посадить зимой корнеплоды( морковь, свеклу) . Наблюдая за корнеплодами, дети узнают, что в тепле и при правильном уходе у них вырастают зеленые листья. В процессе труда следует привлекать внимание детей к особенно стям внешнего вида растений, поведения животных, учить наблюдать за ними( «Катя, когда прицепишь прищепкой к прутику клетки ку сочек яблока, посмотри, что птичке больше понравится клевать — зер нышки или яблочко») . Это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям и жи вотным. Детей, живущих в сельской местности, привлекают к легким ра ботам по хозяйству( полить грядки, поднести корм животным, надер гать моркови, зеленого лука, нарвать петрушку и т. д. ) . Их продолжа ют знакомить с трудом людей в животноводческих хозяйствах, на птицефермах, с трудом механизаторов и работой родителей. Литература Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3- 7 лет. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 128с. Соответствует ФГОС.

Оставить комментарий: