Кондобарова Е.Б. Практические приёмы создания игровой мотивации на логопедических занятиях.
Документы для скачивания
Практические приёмы создания игровой мотивации на логопедических занятиях. Ребенок приходит на логопедические занятия и для нас, логопедов, встает вопрос: как повысить мотивацию, активизировать деятельность дошкольника на логопедических занятиях, создать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятия. В организации работы с детьми- логопатами можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, и занятия с логопедом, и коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнанны, с другой — такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Таким образом, мы видим необходимость поиска путей повышения познавательной активности детей на логопедических занятиях, путей, которые стимулировали бы внутреннюю мотивацию детей, повышали их интерес к занятиям. Оптимальному решению вышеперечисленных задач способствует учебная игра, которая в логопедической работе выполняет коррекционную и развивающую функции. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны логопеда оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности. Логопедическая игра, как и вся коррекционно- развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать рабочего настроя учащихся, не делать занятия развлекательным препровождением времени. Коррекционно- развивающая работа предполагает четкое определение целей и задач, и в зависимости от поставленных на данном этапе логопедической работы целей подбирается дидактический материал. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию работы. В подборе логопедических игр целью могут служить различные стороны коррекционной работы: недостатки произношения, формирование фонетико- фонематических процессов и лексико- грамматического строя речи, расширение словарного запаса слов через уточнение и расширение семантических полей слов; а также: формирование графического образа буквы и зрительного восприятия написанного слова, нормализация мышечного тонуса и координации движений, совершенствование психических и коммуникативных навыков детей. В журнале «Логопед» №2 за 2008г. , в статье «Занятия – это скучно? … Нет, интересно! » Е. А. Борисова, практикующий учитель- логопед из Биробиджана, обобщила игровые приемы, которые уместно использовать с целью стимулирования мотивации и познавательного интерес у ребенка. Среди них: к нам пришел гость( гости) ; идем в гости; посылка; письмо; план; путь по карте( «Остров сокровищ», «З арытый клад») ; Поле чудес; стройплощадка; цирк; занятие- сказка; веселая школа и т. д. С помощью данных приемов, по мнению автора, эффективно преподносить ребенку речевой материал, заинтересовывать его. Своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно- сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов. Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в логопедической группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, Незнайка, кукла и другие. Игрушки погружают детей в какую- либо сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям. В конце занятия они благодарят детей за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учатся произносить какой- либо звук, но и помогают сказочному герою. Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. Очень нравятся детям занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно. Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются: игрушки, реальные предметы; объекты природы. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно- дидактические игры и игры- инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве. Настольно- печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Настольно- печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Настольно- печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно- печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибауткам и( «Подбери рифму») , загадками, перевёртышами( «Скажи наоборот», «Кто кем будет? ») , игры- загадки( «Отгадай, о ком( о чём) говорю? », «Какое это время года? ») , игры- предположения( «Что было бы, если бы? », «Закончи предложение») и другие. Очень любимые детьми игры на развитие психологической базы речи, такие как «Чего не стало? », «Что изменилось? », «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др. , используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря. В игре формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, то есть способность действовать в уме. Опыт практического преобразования ситуаций, который ребенок приобретает в игре, приводит в дальнейшем к их теоретическим преобразованиям, что служит основой развития теоретического мышления. Наиболее интересным и менее разработанным для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно- практических ситуаций. В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты: специальное нарушение привычной организации учебно- познавательной деятельности; «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности; перенесение акцентов на поисковую деятельность; свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности; общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля; введение значимой для детей мотивационной деятельности. Задача состоит не только в том, чтобы формировать у детей чёткую систему знаний, но и вызвать устойчивый интерес и потребность в получении этих знаний. Таким образом, можно выделить основные приёмы и методы развития учебной мотивации дошкольников: а) использование многообразных форм организации обучения, включающих разные с пецифически детские виды деятельности; б) создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности; в) моделирование игровых проблемно- практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей; г) широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций. В настоящее время в дошкольной логопедии накоплен богатый опыт, позволяющий применять в практической деятельности не только новые инновационные технологии, но и по- новому пересматривать арсенал традиционных средств, приёмов, игровых упражнений и учебных заданий. Библиографический список. 1. Безруких М. М. Чему и как учить ребёнка до школы. - М. : Вентана- Граф, 2004. 2. Безруких М. М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. - М. : Дрофа, 2001. 3. Борисова Е. А. Занятия – это скучно? … Нет, интересно! / / Логопед. - 2008. №2. 4. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1981. 5. Из истории русской дошкольной педагогики. Мини- хрестоматия. Болотина Л. Р. , Комарова Т. С, Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учеб. п особие. - М. : Академия, 1998. 6. Инноваци и- в логопедическую практику. Составитель Громова О. Е. – М. : Линк а- Пресс, 2008. 7. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. - М. , 1999. 8. Мухина B. C. Детская психология. - М. , 1992. 9. Нижегородцева Н. . В. , Шадриков В. Д. Психолого- педагогическая готовность детей к обучению в школе. - М. Туманит, Центр ВЛАДОС, 2001. 10. Особенности психического развития детей 6- 7- летнего возраста/ Под. р ед. Эльконина Д. Б. , Венгера А. Л. - М. , 1988. 11. Филичева Т. Б. , Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. - М. : Альфа, 1993. 12. Шашкина Г. Р. , Зернова Л. П. , Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М. : Академия, 2003.