a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Кондобарова Е.Б. Метод наглядного моделирования

Опубликовано: 2016-01-27 14:57:14

Документы для скачивания

" Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Диагностика речевого развития детей с ОНР показывает, что из всех компонентов речи, в большей степени страдают фонематические процессы. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что важным фактором успешного становления речевой системы ребёнка является развитие фонематических процессов, то есть фонематических представлений, фонематического слуха и восприятия. Только при такой планомерной работе дети впоследствии начинают воспринимать и различать окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, правильно воспринимают последовательность звуков в словах, что так важно при формировании навыков чтения и письма. Долгое время( примерно до 1928г. ) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития мелких артикуляционных движений. Значению восприятия речи никто не уделял внимания. Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема». Он доказал, что единицей развития детской речи является фонема и развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. Л. С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции: • умение слышать: есть данный звук в слове или нет; • умение различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; • умение различать близко звучащие, но разные по значению слова. Несколько позже Д. Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции: • умение определять линейную последовательность звуков в слове; • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; • осознание или подсчет количества звуков в слове. Р. И. Лалаева дала понятие фонематического представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов. Все эти фонематические процессы мы успешно формируем в своей работе, используя в том числе и метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия( звук, слово, предложение) , научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т. к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Модел ь- это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы- оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Она упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного, служит обобщенным отражением явления. Модели условно делятся на три группы: 1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции. 2. Предметно- схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов- заместителей и графических знаков. 3. Графические модели. Они передают обобщенно( условно) признаки, связи и отношения явлений. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что- либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста( Цеханская Л. И. , Хализева Л. М. , Леон Лоренсо С. и другие) . Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками групп компенсирующей направленности состоит в том, что: во- первых, для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во- вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в- третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели( схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Схемы и модели различных структур( слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале. Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря, управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем. Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, Ю. Ф. Гаркуша, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования. Начиная работу над звуками, мы так же используем модели- символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Модели хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко запоминать уклад органов артикуляции. Модели артикуляции звуков облегчают усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой для автоматизации и дифференциации звуков. Поднимают наглядность на высший качественный уровень- уровень мыслительных операций. Звуковой анализ и синтез слогов и слов- это один из этапов коррекционно – образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие какого- либо звука в слове, сосчитать их количество и определить последовательность в слоге или в слове. Для обозначения звуков в группах компенсирующей направленности используются( общепринятые) три цвета: красный- для гласных, синий- для твердых согласных, зеленый- для мягких согласных. Сначала ведется работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным. Таким образом, еще не зная букв, дети “читают” слоги и слова, а абстрактное понятие “звук” приобретает для них конкретное значение. Работая над звуками, мы учим детей давать характеристику звукам. Чтобы облегчить детям их усвоение, на занятиях используем графические символы. Опираясь на ряд графических символов, дети определяют, о каком звуке идет речь. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке. Применяя графические символы, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят, чем один звук отличается от другого. Чем раньше начать развитие фонематического восприятия и привлечь внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют произносительной стороной речи. Однако без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать фонемы на слух, анализировать звуко- слоговой состав слов, а это может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Специальные исследования Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной, Д. Б. Эльконина и др. показывают, что несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам и стойким затруднениям в овладении грамотой. Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения. Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок( под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативность коррекционной работы. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. М етод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Оставить комментарий: