Кондобарова Е.Б. Выступление на методическом объединении учителей-логопедов.
Документы для скачивания
Комитет образования г. В алуйки и Валуйского района Белгородской области Выступление на методическом объединении учителей- логопедов. Тема: « Практические приёмы создания игровой мотивации на логопедических занятиях». Подготови ла: учитель – логопед МДОУ « ЦРР- д/ с №2» г. Валуйки Белгородской обл. Кондобарова Е. Б. Валуйки 2015 Ребенок приходит на логопедические занятия и для нас, логопедов, встает вопрос: как повысить мотивацию, ак тивизировать деятельность дошкольника на логопедических занятиях, создать положительн ое эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятия. В существующей организации работы ДОУ для детей можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, занятия с логопедом( подгрупповые и индивидуальные) , коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнанны, с другой — такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Таким образом, мы в идим необходимость поиска путей повышения познавательной активности детей на логопедических занятиях, путей, которые стимулировали бы внутреннюю мотивацию детей, повышали их интерес. Оптимальному решению вышеперечисленных задач способствует учебная игра, которая в логопедической работе выполняет коррекционную и развивающую функции. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных зада ч обучения и воспитания малышей[ 5] . По мнению автора, она должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире. Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны логопеда оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности. Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми. Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию они подобны беседе или упражнени ю. Д идактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания логопеда, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим логопед не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни. Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия. Своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно- сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов. Таким образом, различные структурные элементы игры( воображаемая ситуация, интересный сюжет, ролевые действия и отношения) послужат для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание их игр в дальнейшем. Логопедическая игра, как и вся коррекционно- развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать рабочего настроя учащихся, не делать занятия развлекательным препровождением времени. Коррекционно- развивающая работа предполагает четкое определение целей и задач, и в зависимости от поставленных на данном этапе логопедической работы целей подбирается дидактический материал. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию работы. В подборе логопедических игр целью могут служить: недостатки произношения, формирование фонетико- фонематических процессов и лексико- грамматического строя речи, расширение словарного запаса слов через уточнение и расширение семантических полей слов; а так же: формирование графического образа буквы и зрительного восприятия написанного слова, нормализация мышечного тонуса и координации движений, совершенствование психических и коммуникативных навыков детей. Е. А. Борисова, практикующий учитель- логопед из Биробиджана, обобщила игровые приемы, которые уместно использовать с целью стимулирования мотивации и познавательного интерес у ребенка[ 2] . Среди них: к нам пришел гость( гости) ; идем в гости; мы пришли в гости; посылка; письмо; план; путь по карте( «Остров сокровищ», «Зарытый клад») ; Поле чудес; стройплощадка; проявляющаяся картинка; цирк; занятие- сказка; веселая школа и т. д. С помощью данных приемов, по мнению автора, эффективно преподносить ребенку речевой материал, заинтересовывать его, вызывать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произношению слова. В каждом из предложенных выше вариантов ребенок выполняет предложенные ему задания. Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую- то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой- либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т. п. Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. Игровая форма занятий 59950350 Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли( спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др. ) . За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т. п. , что вносит соревновательный элемент. Очень нравятся детям занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно. Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками. Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются: • игрушки, • реальные предметы( предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно- прикладного искусства и др. , • объекты природы( овощи, фрукты, шишки, листья, семена) . Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно- образовательные задачи: • Расширять и уточнять знания детей, • Развивать мыслительные операции( анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация) , • Совершенствовать речь, • Развивать все психические процессы. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно- дидактические игры и игры- инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве. Настольно- печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников. Настольно- печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно- печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры- загадки( «Какое это время года? », игры- предположения( «Что было бы, если бы. ? ») . Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент- дидактическая( обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. С помощью дидактических игр может проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр. Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало? », «Что изменилось? », «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др. , используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря. По мнению А. В. Запорож ца, игра — это эмоциональ ная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную актив ность ребенка, его творческие возможности[ 5] . Таким образом, различные структурные элементы игры( воображаемая ситуация, ин тересный сюжет, ролевые дей ствия и отношения) послужат для детей образцом, своеобраз ной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание их игр в дальнейшем. Каким же элементам игры следует отдавать предпочте ние при использовании игро вых ситуаций на логопедичес ких занятиях? В зависимости от учебной задачи и содержа ния занятия в равной степени могут быть использованы: сюжет, ролевые отношения, сказочные или литературные персонажи и др. В любом слу чае характер игры определя ется логикой построения занятия, которое направлено на достижение определенной ди дактической цели. С самого начала ход игры регламенти рован, и его определяет лого пед, который должен деталь но продумать, подготовить, организовать и направить игру в нужное русло. В процессе игры дети «следуют» за педа гогом в отличие от самостоя тельной игровой деятельнос ти, где логопед, даже непосредственно руководя игрой, «следует» за дошкольниками. Игровая функция педагога во время занятий очень важна, так как от него зависит процесс осуществления игры. Его замысел останется нереализо ванным, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них эмоционального отклика или будет нарушено ролевое поведение. В недрах игры рождается учебный мотив. В игре ребенок познает новые области действительности. Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в знаниях является важнейшей составляющей учебной мотивации. В игре формируется также необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, то есть способность действовать в уме. Опыт практического преобразования ситуаций, который ребенок приобретает в игре, приводит в дальнейшем к их теоретическим преобразованиям, что служит основой развития теорети ческого мышления. Н аиболее интересным и менее разработанным для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно- практических ситуаций. В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты: специальное нарушение привычной организации учебно- познавательной деятельности; «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности; перенесение акцентов на поисковую деятельность; свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности; общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля; введение значимой для детей мотивационной деятельности. Задача состоит не только в том, чтобы формировать у детей чёткую систему знаний, но и вызвать устойчивый интерес и потребность в получении этих знаний. Таким образом, можно выделить основные приёмы и методы развития учебной мотивации дошкольников, которые я стараюсь использовать в своей работе: а) использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности; б) создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности; в) моделирование игровых проблемно- практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей; г) широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций. В настоящее время в дошкольной логопедии накоплен богатый опыт, позволяющий применять в практической деятельности не только новые инновационные технологии, но и по- новому пересматривать арсенал традиционных средств, приёмов, игровых упражнений и учебных заданий. «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными. . . Но что значит дать разумное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать. . . материал, пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений, усовершенствования органов и чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье», - писала сто лет назад Е. Н. Водовозова, известный русский педагог, в своей книге «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста»[ 5] . Игра может использоваться в качестве занятия или его части и проведена на любом этапе. А вот характер деятельности ребенка в игре зависит от места игры на занятии, от ее места в системе занятий. В системе занятий по теме подбираются игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, преобразующую, поисковую. В игре продумывается не только характер деятельности детей, но и организационная сторона, характер управления игрой. Создание игровой модели происходит через монолог, диалог и объяснение задания от имени героя занятия. Красочно оформленная наглядность и элементы театрализованной деятельности создают у детей чувство эмоционального и психологического комфорта. Проведение психогимнастики или разминки для ума в начале занятия способствуют снятию неуверенности в своих силах, снятию барьера страха речи. Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию логопеда, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры подводятся как со стороны игровой деятельности, так и коррекционно- развивающей. Реализуются они через ретроспективное обсуждение, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, а так же ход учебно- игрового взаимодействия. Р езультаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развиваются не только внешняя, но и смысловая сторона речи, вследствие чего и приобретает большую мобильность. Разнообразные игровы е ситуации, созданные логопедом( Приложение) , побуждают ребенка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности. Игровые приемы освобождают детей от утомления, длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой деятельности и повышают эффективность речевой работы. Приложение. Примеры создания игровой мотивации на логопедических занятиях. Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. Веселый Язычок приходит на занятия с различными историями о себе, стихотворениями и обязательно приносит свой любимый альбом, где все его приключения в картинках. Язычок представлен в виде игрушки- рукавички, альбом содержит в себе комплексы упражнений на выработку определенных звуков в виде рисунков и стихотворных текстов. На таких занятиях у детей повышается мотивация в трудной для них работе над выработкой правильного звукопроизношения. Сказка о Веселом Язычке. По утрам, когда часики показывают 10 часов, Язычок любит пить чай из своей чашечки( упражнение “Чашечка”) . Но иногда чай бывает слишком горячим и приходится дуть на него, чтобы быстрее остыл( дутье на широкий язык, не раздувая щек) . Обычно к чаю у Язычка есть лакомства. Это блинчики( упражнение “Блинчик”) , варенье( упражнение “Вкусное варенье”, ириски( упражнение “Приклей конфетку”) . Такое чаепитие очень нравится Язычку, и он всех приглашает в гости. Лото “Необычный дом” На доску прикрепляется макет картонного домика с прорезями для окон и окна с изображениями различных предметов. Из предложенных картинок дети выбирают только те изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их на место пустующего окошка. “Путаница”. С[ ч] над морем я летаю, С[ г] в машинах я бываю. ( Чайка –г айка. ) С[ м] меня ты надеваешь, С[ л] собаку называешь. ( Майка –л айка. ) “Как их зовут? ” Составить женские и мужские имена из первых звуков названий картинок. Данная игра способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко- слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма. Формируя и закрепляя графический образ буквы, можно предложить детям следующую игру: “Нарисуй портрет буквы”. Цель игры заключается в создании образа буквы через умение дать характеристику звука и назывании слов, в которых этот звук чаще всего встречается. Д етям задаются наводящие вопросы. Например, какого цвета любит носить одежду, описать характер буквы, чем любит “заниматься” в свободное время и другие. Описывая букву “О” дети отмечают: О –э то весёлая хохотушка. Она любит всему на свете удивляться и весело смеяться. Любимый цвет одежды –к расный. Дружит с буквами –А, У, Э, Ы. При образовании звука губы образуют овал. О –п утешественница и спортсменка. Любимые виды спорта –б окс и гонки на велосипеде. Обожает кушать овощи, готовить омлет, молочный и гороховый супы. Время года –о сень, время суток –ночь. Наблюдает за птицами: соколом, вороной, воробьем, жаворонком, соловьем и сорокой. Животные –с лон, кот, корова. Вечером перечитывает сказку о колобке. Для развития слогового анализа и синтеза рекомендуются творческие задания и игры для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный звук, определять количество слогов в слове, наблюдать слогообразующую роль гласных звуков. “Оживление”. Этот приём очень эффективен в работе с детьми, ведь им от природы свойствен аниматизм –о душевление всех предметов и явлений окружающей действительности. Именно этот приём лежит в основе сказки –л итературного жанра, пользующегося у ребят особой любовью. Детям предлагается представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил –и тут же родится множество интересных историй. “ Всё наоборот”. Приём инверсии всегда считался уникальным средством развития воображения. На его основе любому предмету, объекту или явлению приписывается не только прямо противоположная функция, но и придумывается совершенно новый предмет( объект, явление) . Эта игра является универсальным способом активизации мыслительной и речевой деятельности ребят любого возраста. Детям называют любое слово, а они говорят совершенно противоположное: мокрый –с ухой, умный –глупый. Слова. Нам с тобой п ришёл черёд Сыграть в игру “Наоборот” Скажу я слово «в ысоко », А ты ответишь: …н изко. Скажу я слово «д алеко », А ты ответишь: . . . ( близко) Скажу я слово «п отолок », А ты ответишь. . . ( пол) Скажу я слово «п отерял » И скажешь ты. . . ( нашёл) Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты: . . . ( храбрец) , Теперь «н ачало » Я скажу, – Ну, отвечай: …( конец) ! Д. Чиарди. Для работы над анализом структуры предложения и лексико- грамматическим строем речи используются творческие задания и игровые приёмы с целью научить детей выделять предложение из потока речи; грамматически правильно составлять предложение; вычленять из предложения слова; закрепить знание терминов “слово”, “предложение”. “Найди ошибки”. Назвать предложения, в которых не правильно употреблен предлог. Надо исправить ошибки и сказать правильный вариант. Крот прорыл ход над землёй. Под рекой поднимался густой туман. Собака спала над столом. Самолёт летит под лесом. И т. д. Игра «Мой, моя, моё» Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё. Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё». Мой( что? ) – свитер, сарафан, шарф, костюм… Моя( что? ) – куртка, кофта, шуба, юбка … Мои( что? ) – сапоги, туфли, шорты, брюки… Моё( что? ) – платье, пальто… “Много – один”. Игра проводится с мячом. Логопед поочередно бросает мяч детям, называя слова во множественном числе. Ребята возвращают мяч, подбирая к данному слову слово в единственном числе. Библиографический список Безруких М. М. Чему и как учить ребёнка до школы. - М. : Вентана- Граф, 2004. Безр уких М. М. Ступеньки к школе: Книга д ля педагогов и родителей. - М. : Дрофа, 2001. Борисова Е. А. Занятия – это скучно? … Нет, интересно! / / Лого пед. - 2008. №2. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1981. Из истори и русской дошкольной педагогики. Мини- хрестоматия. Болотина Л. Р. , Комарова Т. С, Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учеб. п особие. - М. : Академия, 1998. Инноваци и- в логопедическую практику. Составитель Громова О. Е. – М. : Линк а- Пресс, 2008. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. - М. , 1999. Мухина B. C. Детская психология. - М. , 1992. Нижегородцева Н. . В. , Шадриков В. Д. Психолого- педагогическая готовность детей к обуче нию в школе. - М. Туманит, Центр ВЛАДОС, 2001. Особенности психического развития детей 6- 7- л етнего возраста/ Под. р ед. Эльконина Д. Б. , Венгера А. Л. - М. , 1988. Филичева Т. Б. , Чиркина Г. В. П одготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализиров анного детского сада. - М. : Альфа, 1993. Шашкина Г. Р. , Зернова Л. П. , Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М. : Академия, 2003.