a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект НОД (ст.гр.) - открытое (2013г)

Автор: Мацковская Ирина Василовна Опубликовано: 2016-01-27 17:06:11

"Земля - наш дом".

Конспект по развитию познавательной деятельности в старшей группе.

Цель: углубление представления детей о планете Земля и о роли человека в её экосистеме.

Задачи:

  • дать детям представление о том, что Земля - это огромный шар, большая часть которого покрыта водой, а кроме воды ещё есть суша (материки); подвести детей к пониманию уникальности нашей планеты, т. к. только на нашей планете есть жизнь (П);
  • закрепление навыков прямого и обратного счёта, совершенствовать умение правильно отвечать на вопрос «который по счету», а также умение различать геометрические фигуры (РЭМП);
  • развивать творческое воображение детей, фантазию; закрепить навыки конструирования (Т);
  • активизировать словарный запас детей, расширять их кругозор; познакомить детей с некоторыми новыми понятиями: иллюминатор, космодром, невесомость (К);
  • показать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы, формировать сознательное отношение к окружающей среде (Б, Т);
  • обеспечить положительный эмоциональный фон при выполнении упражнений (М);
  • содействовать развитию двигательных качеств: выносливость, координированность выполняя упражнение "невесомость" (ФК);
  • формировать представления о добре и зле; закладывать в детях чувство ответственности за жизнь на планете Земля и умение проявлять заботу о ней (С);
  • закладывать основы логического мышления и стремление понять смысл прочитанного, используя загадки и стихотворения (ЧХЛ).

         НОД:

- Воспитатель:  Ребята, что вы знаете о планетах?  Какие планеты бывают?

Дети: Земля, Сатурн, Юпитер и т.д.

- Давайте рассмотрим, как выглядят планеты Солнечной системы? (рассматривают иллюстрации планет).

- Воспитатель:  Вокруг Солнца вращаются планеты. Солнце и планеты – это Солнечная система. Сколько планет вращается вокруг Солнца? (9 планет).

- На каком месте Меркурий? Земля? Венера? Марс? Уран? Сатурн? Юпитер? Нептун? Плутон?

Дети: Меркурий (первый), Земля (третья), Венера (вторая),  Марс (четвертый), Уран (седьмой), Сатурн (шестой), Юпитер (пятый), Нептун (восьмой), Плутон (девятый).

- Что может обозначать красный, синий, зеленый цвет планет?

Дети: планета красного цвета расположена ближе всех к солнцу, а синяя - дальше всех от солнца, она самая холодная. 

- Воспитатель: Что нужно чтобы жить человеку или животному?

Дети: пища, вода, свет, тепло.

- Как вы думаете, на какой планете может жить живое существо (человек, животное)?

Дети: на планете Земля.

- Правильно! Только на нашей планете Земля есть все необходимое для жизни! (рассматривают картинки: пища, вода, свет, тепло, жилище).

Свет, тепло - самое оптимальное отражение от солнца, причем температура воздуха позволяет существовать всему живому.

Вода составляет наибольшую часть нашей планеты, наименьшую - суша. Без воды невозможно существование живых организмов. В водоемах водится рыба, которой питается человек и животные.  Большинство растений, которые очищают воздух, нуждаются в воде.

Пища - питательные вещества, необходимые для жизни и роста живых организмов. Для человека, например, пищей являются растения (грибы, ягоды, фрукты, овощи) и дичь (птицы, рыбы, животные). Пищей для растений являются свет, вода, хорошая почва. А для животных - растения и более мелкие животные.

Жилище - место для укрытия от непогоды и воспитания потомства. Чаще всего для постройки и обустройства жилища используется лес, который вырос благодаря хорошим условиям.

 

- Воспитатель: Послушайте, ребята, вы ничего не слышите? (звучит сирена).

 Как вы думаете, что это за звуки?

Это наша планета Земля посылает нам сигнал.

Как вы думаете, этот сигнал хороший? Планете весело или грустно?

Дети: Земле грустно и плохо.

- Воспитатель читает письмо: "Ребята, помогите, я в опасности!!!!!

 Ваша планета Земля!". Показывает фотографию Земли с черными пятнами.

- Давайте поможем нашей планете?

Дети: Да. Конечно, поможем.

- Как же мы увидим, что произошло с планетой? Давайте посмотрим из окна! Видно? (нет). А как мы сможем увидеть всю планету целиком?

Дети: для этого нам надо отправиться в космос и оттуда посмотреть, что же случилось?

- Как вы думаете, на чём можно полететь в космос? На поезде? На автобусе? Может пешком?

Дети: На ракете.

- Как называются люди, которые летят в космос на космическом корабле?

Дети: Космонавты.

- Каким должен быть космонавт, как думаете?

Дети:  он должен быть умным, чтобы управлять космическим кораблём. А еще космонавт должен быть сильным, выносливым - ведь его ожидают перегрузки и невесомость.

- Кто знает, что такое невесомость?

Воспитатель садится с детьми на полу вокруг магнита.

-  Ребята, скажите, почему вы ходите по земле, а не летаете как птицы? (потому что нет крыльев). А еще, потому что Земля - это большой магнит и притягивает к себе всё: дома, транспорт, животных, людей (опыт с магнитом). Это Земное притяжение.  Поэтому мы не видим ничего, болтающегося в воздухе, без крепления или специального приспособления (самолет, вертолет). Например, автобус или поезд не сможет нас отправить в космос, потому что их притягивает к Земле. А ракета с очень сильным двигателем, сможет оторваться от Земли и очень быстро отдалиться, так что магнит уже не сможет её удержать (опыт с магнитом).

В космосе существует невесомость - это состояние, когда тело не имеет веса и может принимать любое положение. Потому что нет земного притяжения.

Поэтому космонавты в космическом корабле пристегиваются ремнями к креслам, потому что не могут постоянно находиться в состоянии полета. Вся еда для космонавтов уложена в специальные тюбики т.к. нельзя пить или есть из тарелки и чашки - всё улетит.

- А сейчас мы и проверим вашу выносливость и силу.

    Упражнение "Невесомость".

Разведите прямые руки в стороны, поднимите одну ногу, согните её в колене и простоите так на счёт от 1 до10.

Приготовились, начали. Считаем:1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Затем на другой ноге.

- Молодцы! Все стойко выдержали испытание!

- Кто знает, из каких частей состоит ракета?

Дети: нос, корпус, крылья.

Посмотрите, у нас есть ракета. Давайте рассмотрим  из каких частей она состоит:

1) тело ракеты

2) нос ракеты

3) крылья ракеты

4) двигатель ракеты

5) иллюминатор - круглое застеклённое окно на космическом корабле.

 

- Скажите мне, хотели бы вы стать конструкторами и сконструировать ракету для полётов в космос? 

Дети: Да, хотим.

- Ну что же наша группа превращается в конструкторское бюро по проектированию и строительству ракеты. Из чего можно изготовить ракету?

Дети называют из чего будут изготавливать ракету.

Здорово!!! И мы отправляемся на космодром. Ракета готова к полету! Начинаем отсчет (вместе считают: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 - Старт!!!).

* Звучит песня «Земля в иллюминаторе».

- На наш компьютер снова прислано сообщение, давайте его посмотрим?

         Эта планета - любимый наш дом

         На ней мы с рожденья до смерти живём.

         Планета прекрасна: моря, океаны,

         Цветы и деревья там, разные страны,

         И солнце сияет с зари до заката.

         Что за планета, скажите, ребята?

Дети: Земля.

- Верно!!! Но что же произошло???

(Вместе смотрят на компьютере подборку картинок "Земля в опасности").

- Ой, ребята, посмотрите, что это за дым? Что это за тёмные пятна появились на планете Земля? Отчего это? Как вы думаете? (Земля отравлена).

Что же произойдет с планетой, если её будут:

- загрязнять фабрики, заводы, выхлопы автомобилей (воздух станет грязным);

 - люди вырубят леса, будут ломать ветки деревьев, разорят птичьи гнезда, осушат реки, озёра (птицам, животным, рыбам негде будет жить, нечем будет питаться и они погибнут);

- бросать фантики, мусор, рвать цветы в лесу и на лугу (земля станет грязная, и на ней не будут расти новые цветы, насекомым не будет пыльцы).

- Верно, ребята! А этого ни в коем случае допустить нельзя!

- Посмотрите, как выглядит земля (воспитатель показывает детям прозрачную ёмкость с почвой). В такой земле растут наши растения. А если мы начнем бросать в нее мусор (предлагает детям посыпать мусор в ёмкость), то земля будет выглядеть так! А смогут ли корни растений расти и развиваться в такой почве? (нет!!!)

         Есть одна планета!

         Только здесь леса шумят,

         Птиц, скликая перелётных.

         Лишь на ней одной цветут

         Ландыши в траве зелёной,

         И стрекозы только тут

         В речку смотрят удивлённо…

         Береги свою планету - ведь другой, похожей нету!

* Звучит песня «Земля в иллюминаторе».

- Ну, вот, ребята, наша ракета облетела вокруг Земли и нам пора возвращаться домой!!!

Посмотрите, сколько гостей нас встречает!!! Давайте им расскажем, что мы с вами можем сделать, чтобы наша планета Земля стала чище, чтобы её по-прежнему называли «голубой планетой»?

Дети: Мы должны не сорить на улицах; собирать мусор в отведённые для этого места; беречь воду; не загрязнять реки и леса; не ломать деревья, не рвать в лесу и на лугу цветы, не убивать насекомых и лягушек; заботиться о птицах и животных.

СПАСИБО!!!

Оставить комментарий: