Конспект НОД (ст.гр.) - открытое (2013г)
"Земля - наш дом".
Конспект по развитию познавательной деятельности в старшей группе.
Цель: углубление представления детей о планете Земля и о роли человека в её экосистеме.
Задачи:
- дать детям представление о том, что Земля - это огромный шар, большая часть которого покрыта водой, а кроме воды ещё есть суша (материки); подвести детей к пониманию уникальности нашей планеты, т. к. только на нашей планете есть жизнь (П);
- закрепление навыков прямого и обратного счёта, совершенствовать умение правильно отвечать на вопрос «который по счету», а также умение различать геометрические фигуры (РЭМП);
- развивать творческое воображение детей, фантазию; закрепить навыки конструирования (Т);
- активизировать словарный запас детей, расширять их кругозор; познакомить детей с некоторыми новыми понятиями: иллюминатор, космодром, невесомость (К);
- показать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы, формировать сознательное отношение к окружающей среде (Б, Т);
- обеспечить положительный эмоциональный фон при выполнении упражнений (М);
- содействовать развитию двигательных качеств: выносливость, координированность выполняя упражнение "невесомость" (ФК);
- формировать представления о добре и зле; закладывать в детях чувство ответственности за жизнь на планете Земля и умение проявлять заботу о ней (С);
- закладывать основы логического мышления и стремление понять смысл прочитанного, используя загадки и стихотворения (ЧХЛ).
НОД:
- Воспитатель: Ребята, что вы знаете о планетах? Какие планеты бывают?
Дети: Земля, Сатурн, Юпитер и т.д.
- Давайте рассмотрим, как выглядят планеты Солнечной системы? (рассматривают иллюстрации планет).
- Воспитатель: Вокруг Солнца вращаются планеты. Солнце и планеты – это Солнечная система. Сколько планет вращается вокруг Солнца? (9 планет).
- На каком месте Меркурий? Земля? Венера? Марс? Уран? Сатурн? Юпитер? Нептун? Плутон?
Дети: Меркурий (первый), Земля (третья), Венера (вторая), Марс (четвертый), Уран (седьмой), Сатурн (шестой), Юпитер (пятый), Нептун (восьмой), Плутон (девятый).
- Что может обозначать красный, синий, зеленый цвет планет?
Дети: планета красного цвета расположена ближе всех к солнцу, а синяя - дальше всех от солнца, она самая холодная.
- Воспитатель: Что нужно чтобы жить человеку или животному?
Дети: пища, вода, свет, тепло.
- Как вы думаете, на какой планете может жить живое существо (человек, животное)?
Дети: на планете Земля.
- Правильно! Только на нашей планете Земля есть все необходимое для жизни! (рассматривают картинки: пища, вода, свет, тепло, жилище).
Свет, тепло - самое оптимальное отражение от солнца, причем температура воздуха позволяет существовать всему живому.
Вода составляет наибольшую часть нашей планеты, наименьшую - суша. Без воды невозможно существование живых организмов. В водоемах водится рыба, которой питается человек и животные. Большинство растений, которые очищают воздух, нуждаются в воде.
Пища - питательные вещества, необходимые для жизни и роста живых организмов. Для человека, например, пищей являются растения (грибы, ягоды, фрукты, овощи) и дичь (птицы, рыбы, животные). Пищей для растений являются свет, вода, хорошая почва. А для животных - растения и более мелкие животные.
Жилище - место для укрытия от непогоды и воспитания потомства. Чаще всего для постройки и обустройства жилища используется лес, который вырос благодаря хорошим условиям.
- Воспитатель: Послушайте, ребята, вы ничего не слышите? (звучит сирена).
Как вы думаете, что это за звуки?
Это наша планета Земля посылает нам сигнал.
Как вы думаете, этот сигнал хороший? Планете весело или грустно?
Дети: Земле грустно и плохо.
- Воспитатель читает письмо: "Ребята, помогите, я в опасности!!!!!
Ваша планета Земля!". Показывает фотографию Земли с черными пятнами.
- Давайте поможем нашей планете?
Дети: Да. Конечно, поможем.
- Как же мы увидим, что произошло с планетой? Давайте посмотрим из окна! Видно? (нет). А как мы сможем увидеть всю планету целиком?
Дети: для этого нам надо отправиться в космос и оттуда посмотреть, что же случилось?
- Как вы думаете, на чём можно полететь в космос? На поезде? На автобусе? Может пешком?
Дети: На ракете.
- Как называются люди, которые летят в космос на космическом корабле?
Дети: Космонавты.
- Каким должен быть космонавт, как думаете?
Дети: он должен быть умным, чтобы управлять космическим кораблём. А еще космонавт должен быть сильным, выносливым - ведь его ожидают перегрузки и невесомость.
- Кто знает, что такое невесомость?
Воспитатель садится с детьми на полу вокруг магнита.
- Ребята, скажите, почему вы ходите по земле, а не летаете как птицы? (потому что нет крыльев). А еще, потому что Земля - это большой магнит и притягивает к себе всё: дома, транспорт, животных, людей (опыт с магнитом). Это Земное притяжение. Поэтому мы не видим ничего, болтающегося в воздухе, без крепления или специального приспособления (самолет, вертолет). Например, автобус или поезд не сможет нас отправить в космос, потому что их притягивает к Земле. А ракета с очень сильным двигателем, сможет оторваться от Земли и очень быстро отдалиться, так что магнит уже не сможет её удержать (опыт с магнитом).
В космосе существует невесомость - это состояние, когда тело не имеет веса и может принимать любое положение. Потому что нет земного притяжения.
Поэтому космонавты в космическом корабле пристегиваются ремнями к креслам, потому что не могут постоянно находиться в состоянии полета. Вся еда для космонавтов уложена в специальные тюбики т.к. нельзя пить или есть из тарелки и чашки - всё улетит.
- А сейчас мы и проверим вашу выносливость и силу.
Упражнение "Невесомость".
Разведите прямые руки в стороны, поднимите одну ногу, согните её в колене и простоите так на счёт от 1 до10.
Приготовились, начали. Считаем:1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Затем на другой ноге.
- Молодцы! Все стойко выдержали испытание!
- Кто знает, из каких частей состоит ракета?
Дети: нос, корпус, крылья.
Посмотрите, у нас есть ракета. Давайте рассмотрим из каких частей она состоит:
1) тело ракеты
2) нос ракеты
3) крылья ракеты
4) двигатель ракеты
5) иллюминатор - круглое застеклённое окно на космическом корабле.
- Скажите мне, хотели бы вы стать конструкторами и сконструировать ракету для полётов в космос?
Дети: Да, хотим.
- Ну что же наша группа превращается в конструкторское бюро по проектированию и строительству ракеты. Из чего можно изготовить ракету?
Дети называют из чего будут изготавливать ракету.
Здорово!!! И мы отправляемся на космодром. Ракета готова к полету! Начинаем отсчет (вместе считают: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 - Старт!!!).
* Звучит песня «Земля в иллюминаторе».
- На наш компьютер снова прислано сообщение, давайте его посмотрим?
Эта планета - любимый наш дом
На ней мы с рожденья до смерти живём.
Планета прекрасна: моря, океаны,
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката.
Что за планета, скажите, ребята?
Дети: Земля.
- Верно!!! Но что же произошло???
(Вместе смотрят на компьютере подборку картинок "Земля в опасности").
- Ой, ребята, посмотрите, что это за дым? Что это за тёмные пятна появились на планете Земля? Отчего это? Как вы думаете? (Земля отравлена).
Что же произойдет с планетой, если её будут:
- загрязнять фабрики, заводы, выхлопы автомобилей (воздух станет грязным);
- люди вырубят леса, будут ломать ветки деревьев, разорят птичьи гнезда, осушат реки, озёра (птицам, животным, рыбам негде будет жить, нечем будет питаться и они погибнут);
- бросать фантики, мусор, рвать цветы в лесу и на лугу (земля станет грязная, и на ней не будут расти новые цветы, насекомым не будет пыльцы).
- Верно, ребята! А этого ни в коем случае допустить нельзя!
- Посмотрите, как выглядит земля (воспитатель показывает детям прозрачную ёмкость с почвой). В такой земле растут наши растения. А если мы начнем бросать в нее мусор (предлагает детям посыпать мусор в ёмкость), то земля будет выглядеть так! А смогут ли корни растений расти и развиваться в такой почве? (нет!!!)
Есть одна планета!
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету - ведь другой, похожей нету!
* Звучит песня «Земля в иллюминаторе».
- Ну, вот, ребята, наша ракета облетела вокруг Земли и нам пора возвращаться домой!!!
Посмотрите, сколько гостей нас встречает!!! Давайте им расскажем, что мы с вами можем сделать, чтобы наша планета Земля стала чище, чтобы её по-прежнему называли «голубой планетой»?
Дети: Мы должны не сорить на улицах; собирать мусор в отведённые для этого места; беречь воду; не загрязнять реки и леса; не ломать деревья, не рвать в лесу и на лугу цветы, не убивать насекомых и лягушек; заботиться о птицах и животных.
СПАСИБО!!!