" Ты" или " Вы"? о речевом этикете детей.
Документы для скачивания
« ТЫ» ИЛИ « ВЫ? » О РЕЧЕВОМ ЭТИКЕТЕ ДЕТЕЙ. КОНСУЛЬТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬ: Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. Ребенок усваивает родную речь так называемым « материнским способом, » подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: « Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Когда вы разговариваете с другими людьми, и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы смеетесь, читаете газеты – все это для ребенка имеет большое значение. » Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, детском саду, на игровой площадке. А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово « пожалуйста, » благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Среди детей распространено употребление имен в такой форме: Анька, Ленка, Колька …И нередко родители любовно называют своего сынишку или дочку не иначе как Вовка, Катька. Ребенок конечно не обижается, т. к. уверен в их любви. Но этим притупляется свойственное дошкольникам обостренное чувство языка. Да и пример для подражания ребенок получает не из лучших. Выражение « Доброе утро» и « Спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребенка, как и слова « Здравствуйте, » « до свидания, » произносимые приветливо, с улыбкой. Неплохо приучать ребенка здороваться при посещении почты, магазина, или других учреждений службы быта, если вы туда заходите с ним. Слова- приветствие настраивают обе стороны на дружеский лад. Такие слова, как « здорово, » « чао, » « будь. » Могут проникнуть и в лексикон дошкольников. Учить подобным словам, вы конечно, не станете, но уж, коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не с со взрослыми. Приучайте своего ребенка, когда ему понадобиться вещь, принадлежащая другому члену семьи или товарищу, спрашивать разрешения. Например: « Мама, разреши взять твою косынку? » « Волшебное слово»- это меткое выражение хорошо известно нашим детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребенку, чтобы он не забывал о « волшебной силе» слова « пожалуйста. » Но есть еще слово « Спасибо, » которое ребенок может усвоить уже к двум годам. Вопрос: « В каких случаях ребенок должен говорить взрослым « Вы, » а в каких « ты»? Если двухлетний малыш говорит взрослому « ты, » в его устах это значит даже мило. Но с четырех лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему « Вы» и называть по имени и отчеству( кроме самых близких родных) . В русской классической литературе можно встретить обращение к родителям на « Вы». Эта устаревшая форма почти не встречается в наше время; Стоит задуматься и над тем, что в некоторых семьях « мамка» и « папка»- обычное обращение. Лучше если дети называют родителей « мама», « папа», не избегая, конечно, и ласкательных форм: « мамочка» и « папочка». А родителей своих родителей с точки зрения речевого этикета нужно называть « бабушка» и « дедушка, » « бабуся, » « дедуся» или « баба» и « дед». Мы уже говорили о значении примера родителей в овладении ребенком правилами речевого поведения. Но и взрослые не всегда знают, какие выражения наиболее уместны в тех или иных случаях. Вот например, неэтичность такого рода обращений становится особенно очевидной, когда мы слышим из уст ребенка: « Женщина, вы последняя? » А ведь дети дошкольники могут сказать « тетя» или « дядя». Нужно учить детей использовать такие выражения: « Скажите, пожалуйста» или « Извините, пожалуйста»- и затем изложить свою просьбу или вопрос. Речь некоторых детей полна разного рода оскорбительными кличками, конечно же не ими выдуманными. Если в семье ребенок постоянно слышит « растяпа », « дурень », « разгильдяй», « негодник», эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают его речь. Если вы считаете нужным сделать детям замечание, постарайтесь выбрать тактичное выражение и не выговаривайте ему на людях. Лучше сделать это наедине. Обратите внимание ребенка на то, что не следует поправлять говорящего взрослого, указывать на его речевые ошибки. Вопрос: « Кто сможет поделиться опытом воспитания культуры речевого поведения в своей семье? » Одним из эффективнейших средств воспитания речевого этикета является рассказывание ребенку сказок, чтение доступных его пониманию произведений детской художественной литературы. Беседуя с ним о прочитанном, подчеркивайте особенности речевого поведения персонажей. Освоение ребенком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повышает культуру его речи, а также языковое чутье.