Консультация для родителей "Ты" или "вы"
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. Ребенок усваивает родную речь так называемым « материнским способом,» подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка:
« Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Когда вы разговариваете с другими людьми, и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы смеетесь, читаете газеты – все это для ребенка имеет большое значение.»
Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, детском саду, на игровой площадке.
А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку не в форме приказания ,а
просьбы и употребляете слово « пожалуйста,» благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости?
Среди детей распространено употребление имен в такой форме: Анька,
Ленка, Колька…И нередко родители любовно называют своего сынишку
или дочку не иначе как Вовка, Катька. Ребенок конечно не обижается, т.к. уверен в их любви. Но этим притупляется свойственное дошкольникам обостренное чувство языка. Да и пример для подражания
ребенок получает не из лучших.
Выражение « Доброе утро» и « Спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребенка, как и слова « Здравствуйте,» « до свидания,» произносимые приветливо, с улыбкой.
Неплохо приучать ребенка здороваться при посещении почты, магазина,
или других учреждений службы быта, если вы туда заходите с ним.
Слова - приветствие настраивают обе стороны на дружеский лад.
Такие слова, как « здорово,» «чао,» « будь.»
Могут проникнуть и в лексикон дошкольников. Учить подобным словам, вы конечно, не станете, но уж, коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не с
со взрослыми.
Приучайте своего ребенка, когда ему понадобиться вещь, принадлежащая другому члену семьи или товарищу, спрашивать разрешения. Например: « Мама, разреши взять твою косынку?»
« Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребенку, чтобы он
не забывал о « волшебной силе» слова « пожалуйста.»
Но есть еще слово « Спасибо,» которое ребенок может усвоить уже к двум годам.
Вопрос: « В каких случаях ребенок должен говорить взрослым « Вы,» а в
каких « ты»?
Если двухлетний малыш говорит взрослому « ты,» в его устах это значит даже мило. Но с четырех лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему « Вы» и называть по имени и отчеству ( кроме самых близких родных).
В русской классической литературе можно встретить обращение к родителям на « Вы». Эта устаревшая форма почти не встречается в наше время;
Стоит задуматься и над тем, что в некоторых семьях « мамка» и « папка»- обычное обращение. Лучше если дети называют родителей « мама», « папа» , не избегая, конечно, и ласкательных форм: « мамочка» и « папочка».
А родителей своих родителей с точки зрения речевого этикета нужно называть « бабушка» и « дедушка,» « бабуся,» « дедуся» или « баба» и « дед».
Мы уже говорили о значении примера родителей в овладении ребенком правилами речевого поведения. Но и взрослые не всегда знают, какие выражения наиболее уместны в тех или иных случаях. Вот например, неэтичность такого рода обращений становится особенно очевидной, когда мы слышим из уст ребенка: « Женщина, вы последняя?»
А ведь дети дошкольники могут сказать « тетя» или « дядя».
Нужно учить детей использовать такие выражения: « Скажите, пожалуйста» или « Извините, пожалуйста» - и затем изложить свою просьбу
или вопрос.
Речь некоторых детей полна разного рода оскорбительными кличками,
конечно же не ими выдуманными. Если в семье ребенок постоянно слышит « растяпа», « дурень», « разгильдяй», « негодник», эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают его речь. Если вы считаете нужным сделать детям замечание, постарайтесь выбрать тактичное выражение и не выговаривайте ему на людях. Лучше сделать это наедине. Обратите внимание ребенка на то, что не следует поправлять говорящего взрослого, указывать на его речевые ошибки.
Вопрос: « Кто сможет поделиться опытом воспитания культуры речевого
поведения в своей семье?»
Одним из эффективнейших средств воспитания речевого этикета является рассказывание ребенку сказок, чтение доступных его пониманию произведений детской художественной литературы. Беседуя с ним о прочитанном, подчеркивайте особенности речевого поведения персонажей.
Освоение ребенком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повышает культуру его речи, а также языковое чутье.