a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с огнем"

Опубликовано: 2016-01-28 09:45:47

В учебно-методическом пособии по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность» (Н. Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) одним из основных является раздел «Ребенок дома». В нём говорится о том ,что детей необходимо знакомить с прямыми запретами и умением правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для них. К предметам, которыми категорически запрещается пользоваться детям, авторы относят спички, газовые плиты, электрические розетки, включенные электроприборы. Но запреты не всегда адекватно действуют на детей. Поэтому, помимо запретов, необходимо знакомить детей с правилами поведения в экстремальных ситуациях в быту(уметь пользоваться телефоном в случае возникновения пожара, уметь потушить начинающийся пожар, используя различные способы и т.д. 
В условиях дошкольных учреждений педагоги могут проводить занятия со свечами и костром .формируя у детей нормы поведения с огнём и знание пожарной безопасности в условиях дома и улицы. 
На занятиях детей знакомят с историей использования огня, его свойствами, его ролью в жизни человека(согревает, помогает готовить пищу, защищает охотников от животных, освещает помещение). Благодаря знакомству со свойствами открытого огня его пользой и красотой дети усваивают степень его опасности, понимают его красоту и пользу. 
Начинать знакомство со свойствами огня лучше со свечей. Наиболее привлекательны эти занятия в предновогоднее время. Многообразие форм, расцветок, величины свечей помогает закрепить у детей знания сенсорных эталонов. Упражнения со свечами развивает эстетическое чувство, успокаивают, умиротворяю детей, создают доверительную, психологически комфортную атмосферу, при этом дети учатся правильно обращаться со свечой, не прыгать, не бегать при зажженных свечах, не приближать к огню голову, чтобы не вспыхнули волосы, следить за безопасным расстоянием. 

Упражнения со свечами 
Упражнение 1. «Огонёк»


Дети садятся на пол вокруг «круга безопасности» (это может быть обруч). В центре круга располагается свеча (на подставке).Педагог обращает внимание на форму свечи, ее величину, цвет, запах и т.д. Дети сравнивают её с предыдущими свечами. Педагог зажигает свечу комментирует свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички, для чего нужны спички, из чего они сделаны. 
После этого дети берутся за руки, любуются огнём, его бликами в глазах друг друга. Педагог предлагает прищурить глаза и посмотреть на огонь (это упражнение повторяется несколько раз). Педагог и дети обмениваются своими ощущениями (кто-то видит солнечные лучики, кто-то радугу и т.п.). 
Затем дети «умываются» тёплым огоньком, поднося раскрытые ладошки к свече, ощущая её тепло. 
В заключении детям предоставляется возможность сравнить степень освещенности помещения при зажжении одной свечи, при нескольких свечах, при включенном электрическом освещении и высказать свои суждения. 

Упражнение 2. «Горячо - холодно»


Свеча стоит на полу в подсвечнике. Дети сидят вокруг «круга безопасности». Педагог постепенно опускает(приближает) свою ладошку к горящей свече, комментирует свои впечатления: высоко ладошка от огня-холодно, ниже-теплее ,низко-горячо(отдёргивает руку от огня). Педагог предлагает детям «потрогать» огонёк. Комментируя выполняемые действия, дети на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя. 

Упражнение 3. «Чем тушить огонь»



Проводится беседа о том, что сильный ветер задувает не большой огонек, а большое пламя может раздуть. Детям задается вопрос: «Чем можно загасить свечу или не большое пламя?» Для этого проводится эксперимент «Потушим – не потушим» с широкими свечами. Педагог производит действия с комментариями по тушению огня различными способами. Дети осуществляют допустимую помощь в деятельности педагога (подаю стакан с водой, мокрую тряпочку и т.п.). Таким образом дети получают наглядные представление о средствах тушения огня. 
Далее рекомендовано провести экскурсию к стенду с противопожарными средствами, имеющимися в учреждении 

Упражнение 4. «Горит – не горит»


Педагог предлагает детям ряд предметов: сухую и мокрую бумагу, сухую и мокрую ткань, щепочку, металлическую палочку. Все эти предметы даются детям для обследования, еще раз уточняются название предметов и их состояние(сухие или мокрые). Выслушивается мнение детей, что из них будет гореть. Если их поджечь, а что нет. 
Далее проводится эксперимент «Горит – не горит» с соответствующими комментариями. Все эти предметы педагог пытается зажечь над тазом с водой .При этом обязательно соблюдаются правила пожарной безопасности(все загоревшиеся предметы тщательно тушатся в емкости с водой).Детям дается пояснение , что от плохо потушенных предметов может разгореться пожар, а в данном случае нельзя потушить огонь способом задувания. 
В заключении детям предлагается рассказать о том, какие предметы быстро загораются, какие предметы не могут гореть совсем и что надо делать, если предметы горят, чем их можно потушить. 

Знакомство детей дошкольного возраста с костром.



В русских народных сказках огонь является одним из ярких образов. Детям необходимо дать представление о костре, его внешнем виде, свойствах, правилах поведения вокруг костра. Занятия проводятся на специально выделенном участке или на природе. 
Дети самостоятельно собирают хворост, заранее заготовленный в зоне видимости и безопасности. Становятся в круг на безопасном расстоянии от костра, и педагог его разжигает. Ветки трещат, появляется огонь, показывается дым, который « ест» глаза. Все это комментируется педагогом и обсуждается детьми. 
Дети водят хоровод вокруг костра, прыгают через него, что помогает впоследствии лучше понять сказку «Снегурочка». Педагог объясняет детям необходимость тщательного тушения огня на природе. Дети заливают огонь, видят черные круги и угли, получая таким образом наглядную картину разрушающей силы огня. Последующая зарисовка костра закрепляет полученные знания. 
Организация и проведение праздника «Масленица» дает возможность познакомить детей с использованием костра в народном празднике.

Оставить комментарий: