a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультации для воспитателей.Тема:"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ."

Опубликовано: 2016-01-28 10:10:59

Консультации для воспитателей
"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ."

Дети раннего возраста – очаровательные существа. Они деятельны, любознательны, искренны, забавны. Наблюдать за ними – одно удовольствие. Когда ребёнку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что же для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Однако, при поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребёнок попадает в непривычную среду детского сада. Чёткий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками совпадают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах.
Детский сад это новый период в жизни ребёнка. Для него это, прежде всего первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же всё объясняется такое разное поведение детей?
Причины могут быть разными:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
- наличие отрицательных привычек ( сосание соски, при укладывание);
- неумение занять себя игрушкой;
- несформированность необходимых культурно – гигиенических навыков и другие.
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общения с взрослыми и детьми.
Научить ребёнка вступать в общение со взрослыми и детьми – важная задача в процессе адаптации к детскому саду.
В рамках организации и создания оптимальных условий для успешной адаптации детей , разработан цикл игр – занятий, направленный на повышение адаптационных возможностей ребёнка путём формирования у него навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Конспекты игр – занятий
Первые занятия проводятся совместно с родителями.
Занятие N 1.
1.Знакомство детей друг с другом. Назови своё имя. Взрослый походит к ребёнку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребёнка «Как тебя зовут?»
2. Поиграй с мамой:
- Упражнение «Коза рогатая»
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками - топ, топ!
Глазками – хлоп, хлоп! Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по телу ребёнка
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт.
Того забодает. Ускоряя темп, мама забирается ребёнку подмышки с начала с одной стороны, затем с другой
- Упражнение «Стенка, стенка»
Стенка стенка
Потолок,
Раз ступенька
Два ступенька
Дзинь звонок Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребёнка, затем другой
Лба
Потом подбородка
Места над верхней губой
И кончика носа малыш
Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.
- Упражнение « Мельница»
Дуйте, дуйте, ветры в поле Ребёнок сидит на коленях у мамы спиной к нему.
При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребёнка.
Чтобы мельницы мололи, Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой.
Чтобы завтра из муки испекли мы пироги Имитация лепки пирожков ( ладони ребёнка соединяются)
3. Упражнение « Мы ногами топ»!
Дети вместе с взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ - топ - топ Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.
А в ладоши хлоп – хлоп. Ай да малыши!
Ай да крепыши! Высоко поднимая ладоши, хлопают.
По дорожке мы шагаем Идут за воспитателем.
И в ладоши ударяем. Хлопают в ладоши.
Топ – топ, ножки топ! Стоя на месте, топают ногами.
Хлоп – хлоп, ручки хлоп! Хлопают руками.
Ай да малыши!
Ай да крепыши! Руки на пояс – кружатся.
4. Упражнение «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит Взрослый садится
И ушами шевелит. Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачивая вправо и влево.
Вот так , вот так.
Он ушами шевелит. Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так надо лапочки погреть. Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать! Взрослый и дети прыгают и повторяют две последние строчки
Зайку волк испугал! Взрослый рычит
Зайка тут же убежал! Дети разбегаются в рассыпную.
5.Самостоятельная деятельность. Детям предлагают игрушки для совместной игры.
Занятие N 2.
Упражнение 1. Поздоровайся с мишуткой.
Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать своё имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть?»
Упражнение 2. Пропавшие ручки.
У меня попали ручки Спрятать руки за спину
Где вы, рученьки мои? Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. Показать руки
У меня пропали ножки.
Где вы ноженьки мои? Спрятать ноги
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. Встать на ноги.
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щёчки.
Упражнение 2. « Зарядка для пальцев»
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в альбомах, будут снова рисовать. Дети вперёд вытягивают руки, сжимают и разжимают кулаки
Занятие N 3.
Упражнение 1. «Давайте познакомимся». Детям предлагается поздоровится рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создаёт психологическую непринуждённую атмосферу.
Упражнение N 2. Игра «Киска – киска». Ребёнок пытается повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдёт. Для игры используется игрушечный котёнок.
Покажите ребёнку игрушечного котёнка: «Кто это такой пушистый к нам пришёл?» Правильно, это киса пришла. Пусть малыши погладят котёнка «Где у кисы глазки?», А у ушки? Попросите малыша воспроизвести, как мяукает кошка. А теперь покажите ему куклу: « Это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела киску:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдёт,
Через киску упадёт!
Таким образом , потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребёнка.
Упражнение N 3 «Зайка»
Заинька- зайка Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку
Маленький зайка Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола
Длинные ушки Дети приставляют ладошки к голове.
Быстрые ножки Побежали.
Деток боишься,
Зайка - трусишка Дети обхватывают себя руками, изображая страх.
Упражнение 4. «Карусели»
Еле- еле, еле –ели.
Закружились карусели. Взрослые и дети встают в круги берутся за руки( или за обруч) Двигаются по кругу по часовой стрелке.
А потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом. Идут быстро, ещё быстрее, затем бегут.
Тише, тише.
Не спешите. Постепенно замедляю движение, переход на ходьбу.
Карусель остановите. Меленая ходьба.
Стоп. Остановиться и присесть на корточки.
Занятие N 4.
Упражнение 1.
Инсценировка сказки «Курочка Ряба».
Предложить детям поиграть в дидактические игры:
- « Собери пирамидку»;
- « Сложи узор»;
- «Собери картинку».
Упражнение N 2.
«Покажи отгадку»
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. Кошка
Заворчу, заурчу,
В небеса уличу. Самолёт
Летом в в болоте вы её найдёте
Зелёная квакушка-
Кто это? Лягушка
Кто зимой холодный
Бродит по лесу голодный? Волк
Упражнение N3. «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара Дети поднимают и опускают плечи.
Смотрит влево Поворачивают корпус влево
Смотрит вправо Поворачивают корпус вправо
Смотрит вверх Поворачивают корпус вверх
Смотрит вниз Опускают голову вниз
Чуть присела на карниз, Выполняют лёгкое полуприседание
А с него свалилась вниз Резко приседают.
Занятие N 5. (без участия родителей)
Тема: «Вот я какой!»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе,
- развитие самопонимания, самознания своей индивидуальности,
- развития чувства ритма, координации движений.
Материал:
Корзинка с сюрпризами.
Солнышко –мягкая игрушка, погремушка, кукла Малыш.
Ход занятий
Организация начала занятия.
Стульчики расставлены полукругом. Педагог звенит в погремушку, приговаривает:
Погремушка играет –
Деток собирает!
Предлагает детям присесть на стульчики.
Педагог: Доброе утро, дети ! Я очень рада вас видеть . Сегодня в гостях у нас Малыш. Он похож на вас?
Ответы детей.
Педагог показывает каждую часть туловища куклы и просит детей назвать её.
Игра «Большие и маленькие»
Педагог: Покажите, малышу, какие вы сейчас большие.
Дети встают в полный рост.
Педагог: А теперь , покажите, какие вы были маленькие.
Дети приседают на корточки.
Педагог: А какие вы будете ,когда станете взрослыми.
Дети встают на носочки и тянуться руками вверх. Игра повторяется 2 -3 раза.
Педагог: Дети, на стульчики свои пройдите и на Лялю посмотрите.
Ляле мы сейчас расскажем и ручками покажем, что у нас есть.
Игра « Это я».
Это глазки. Вот. Вот.(Показывает сначала левый, потом правый глаз)
Это ушки. Вот. Вот (Берутся сначала за правое ухо, потом за левое)
Это нос. Это рот. (Левой показывают нос, право живот)
Это спинка. Тут живот (Левую кладут на спину, правую на живот)
Это ручки. Хлоп - хлоп.(Два раза хлопают)
Это ножки. Топ – топ.(Два раза топают)
Ох устали вытрем лоб.(Правой рукой вытирают лоб).
Далее педагог спрашивает детей :
- Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги)
- А что умеют делать ваши ножки?(Ходить , бегать, прыгать)
- Покажите малышу, как вы умеете шагать.
Педагог: Дружно все вставайте и за мной всё повторяйте.
Упражнение «Наши ножки»
Большие ноги шли по дороге (Большими ногами идут друг за другом)
Топ, топ, тот.
Маленькие ножки шли по дорожке (Маленькими шагами бегут друг за другом)
Топ, топ, топ.
Ваши ноги убегают (Возвращаются на свои места)
Только пяточки сверкают.
Педагог: А сейчас мы отдохнём и опять играть начнём.
Погладим себя по головке.
Похвалим :хорошо играли, славно танцевали….
Погладим ножки, ручки…
Педагог:
Ручки не деритесь,
Ручки не сердитесь,
Лучше подружитесь.
Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
Дружат в нашей группе (подушечки пальцев одной руки дотрагиваются до подушечек другой руки)
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (Пальчики сцепляются в замок)
Упражнение «Покачай малыша!»
Дети по очереди качают малыша на руках, приговаривая вместе с педагогом:
Бай, бай, бай,
Ты ,собачка не лай,
И в дудочку не гуди,
Нашу Лялю не буди.
Педагог: Наш малыш уснул. И нам пора проститься. Но сначала солнышко подарит вам свою любовь, тепло.
Солнышко, появись!
Светлое, лучистое,
Покажись.
Педагог достаёт из корзины солнышко.
Упражнение «Подари любовь и тепло»
По очереди дети обнимают солнышко, передавая друг другу.
Педагог: « Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Свете…. И вы, ребята, нежно обнимаете его, и подарите ему свою любовь и ласку».

Оставить комментарий: