Консультация для родителей "Как научить ребенка слышать звуки" учитель-логопед Скиба И.В.
Документы для скачивания
Как научить ребенка слышать звуки( профилактика дисграфии) . 1. Что надо делать, чтобы у ребенка к школе появился фонематический слух? Наш путь познания тесно связан с чувствами. Появившись на свет, ребёнок сразу же начинает использовать осязание, обоняние, вкус, зрение и слух для активного освоения окружающего мира. В дальнейшем малыш будет неуклонно совершенствовать каждое из этих чувств, научится использовать их с наибольшей пользой для себя. Возьмём, к примеру, слуховое восприятие. Оно необходимо для нормального психического развития ребёнка, для успешного овладения устной и письменной речью. Каким образом осуществлять развитие слухового восприятия ребёнка? Что надо делать, чтобы к школе у малыша появился так называемый ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ( слух на отдельные звуки родного языка) ? Эти вопросы родители задают логопеду наиболее часто. Почему ребенок меня не слышит? Может быть он глухой? Нередко на приём к отоларингологу и сурдопедагогу приходят мамы с малышами 3- 5 лет и примерно следующими жалобами: «Он меня не слышит! Я ему сто раз говорю одно и то же, а он меня не понимает! Может быть он глухой? » В ходе проверки выясняется, что со слухом у ребёнка всё в порядке. В чём же тогда дело? Подобная ситуация возможна, если: • У ребёнка есть определённые трудности в концентрации слухового внимания. Он не может сосредоточиться и воспринять звуковую информацию. Проще говоря, у него, как говорят в народе, всё пролетает «мимо ушей». Тому, конечно же, есть причины. Подобные явления встречаются у малышей, которые растут в шумной домашней обстановке. Громкая музыка, постоянно работающий телевизор, разговоры взрослых на повышенных тонах, могут привести к подобной мнимой глухоте. Это своего рода защитная реакция. Не будь её, крохе грозили бы нервные срывы. А так, - отключился, и здоровье сохранил… • У ребёнка не сформировано понимание звуковых образов слов. Иными словами, он не улавливает смысл высказываний. Просто слышит некий звуковой ряд, но не может соотнести его с конкретными предметами и явлениям действительности. Объяснений здесь может быть несколько. Вот самые основные: 2. Дефицит общения. Педагоги и психологи называют это педагогической запущенностью. Вот некогда было маме разговаривать с крохой: нескончаемые домашние дела, проблемы, работа, карьерный рост, да мало ли что ещё! В этом случае малыш растёт в речевом вакууме и постепенно превращается в Маугли городских джунглей. Как ни печально, но подобное явление можно наблюдать повсеместно. В подобной ситуации только полноценное общение с малышом может исправить ситуацию, и, конечно, помощь логопеда и психолога. Но самое главное, повторяю, речевое общение с людьми: взрослыми и сверстниками! 3. Звуки, звуки, слышим вас! А теперь займёмся фонематическим слухом. Работу над ним целесообразно начинать уже с четырёх лет. Чтобы малышу было не скучно, возьмём в помощники самый обычный мячик. Сначала потренируемся в повторении самых простых звуков: гласных А, О, У, И, Ы, Э. Игра «Эхо». Вы бросаете мяч и произносите, например, звук «А- а- а…». Малыш должен будет поймать мяч и, возвращая его Вам, повторить этот звук. Подобную манипуляцию проделайте со всеми гласными звуками. Игра «Какой звук начинает слово? ». Её можно будет использовать лишь после того, как ребёнок усвоит звучание всех гласных звуков и сможет их различать. Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово, начинающееся на один из перечисленных выше гласных. Это могут быть слова: АИСТ, ОСЫ, УТКА, ЭХО, ИНЕЙ и т. д. Лучше брать слова, в которых ударение падает на первый гласный. Тогда ребёнку будет легче его определить. Да и Вам удобней выделять голосом именно ударный звук. Услышав слово и поймав мяч, малыш будет какое- то время усиленно думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая Вам, выделит начальный гласный. Когда звук будет, наконец, найдет, кроха должен будет его чётко произнести и возвратить Вам мяч. Игра «Что за звук спрятался в середине слова? ». Игра проводится аналогично предыдущей, но вот гласный стоит уже в середине однослоговых слов типа ЗАЛ, ЖУК, ДОМ, СЭР, СЫР, МИР и т. д. Ещё раз подчеркивают: берите слова, состоящие только из одного слога! Но при этом ни в коем случае не включайте в игру, такие как ЛЕС, ЛЁД, ЛЮК. В них звучит один гласный звук, но вот гласная буква пишется совсем другая. Для многих малышей разница в понятиях звук- буква ещё непонятна, поэтому не перегружайте их лишней информацией. Проводя игру, не забывайте голосом выделить гласный звук в слове. Игра «Что за звук стоит в конце слова? ». Правила игры те же, только искать гласный надо уже в конце слов: ВЕДРО, НОГА, СТОЛЫ, БЕРИ, КАРАТЭ и проч. Как Вы уже заметили, ударение опять же падает на искомый звук. Это не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например О, Э меняют своё звучание. Подобным же образом можно будет выделять и согласные звуки. Для работы с ними берём только первую и третью из названных выше игр( «Какой звук начинает слово» и «Что за звук стоит в конце? ») . Условия подбора слов те же: звук должен ясно звучать, не оглушаться и не пропадать при произнесении. Слова могут быть такими: МАК, СТУЛ, МАЛЫШ, КРОТ, ТАНК, ВОЛК, ДОМ, ГОЛ и т. д. позиции некоторые гласные, например О, Э меняют своё звучание. 4. Игры на развитие фонематического слуха Продолжим работу над фонематическим слухом, но уже на новом, более высоком уровне. Помощником нам будет всё тот же мячик. Задача для малыша усложняется…. Вы произносите ряд слогов или слов, а ребёнок должен будет из них выбрать лишь слог или слово с заданным звуком. Каждый звук отрабатывается отдельно и поэтапно. На работу с одним звуком отводится несколько дней, а то и недель. Предлагаем использовать несколько вариантов игры «Выбери правильно! ». Она рассчитана на детей в возрасте 5- 7 лет. Разберём всё на примере звука «У». а) «Выбери слог со звуком У » Вы говорите, например: ТА- ТУ- ТИ, и бросаете ребёнку мяч. Повторив про себя( или вслух) ряд слогов, он должен найти слог с искомым звуком «У» и, произнося его вслух, вернуть Вам мяч. Если крохе трудно сделать выбор из трёх слогов, сократите ряд до двух. Ну, а если ситуация прямо противоположная, и три слога, - это слишком легко, пусть поищет среди четырёх- шести слогов. Можно пойти и на маленькую хитрость: произнести ряд слогов, среди которых не будет слога с искомым звуком. Вот это будет уже настоящим испытанием на сообразительность! Интересно, маленький умник догадается, что Вы его провели? Если да, то он, наверняка, с возмущением воскликнет: « Звука У здесь нет! » б) «Выбери слово на звук У » Для этого варианта можно предложить малышу следующие ряды слов: УТКА- ИРА- АИСТ, ОСЫ- УЖИН- ЭХО и т. д. Если трудно выбрать из трёх, оставим только два слова, если легко, увеличим до четырёх- пяти: ИНЕЙ- УЛИТКА- ОБЛАКО- ЭММА, ЭЛЬФ- ОСЛИК- УХО- АРМИЯ- ИРА. Не забудем и про провокационный ряд слов, где слова на звук «У» не будет. Пусть ребёнок немного подумает! в) «В каком слове звук У прячется в середине? » Принцип игры Вы, наверняка, усвоили. Ряды однослоговых слов могут быть следующими: СТУЛ- ЛАК- ЛИФТ, РЫСЬ- ФРУКТ- ПОЛ и т. д. Ряд слов можно сократить или увеличить, в зависимости от способностей крохи. г) «Выбери слово, заканчивающееся на звук У ». И здесь не ограничивайте свою фантазию в выборе слов: ДОМИНО- СТЕНА- НЕСУ, КАКАДУ- ВЕСЛО- НОСЫ. Условия подбора слов для игры «Выбери правильно» просты: отрабатываемые звуки должны стоять в сильной позиции и слышаться ясно. Если Вы будете работать с согласными, то подойдёт первый, второй и четвёртый вариант игры. На первых порах слова придётся записывать на листочке, это избавит Вас от мучительного подбора. Кроме этого, необходимо будет голосом выделять отрабатываемые звуки и Вам, и ребёнку. Это, кстати, облегчит его задачу при поиске нужного слога или слова. Развитие слухового внимания и памяти у дошкольников во многом определяет его дальнейшее обучение в школе, и чем раньше и своевременней начнётся работа по развитию фонематического слуха, тем больше вероятности того, что его учёба будет успешной. Подготовила учитель- логопед Скиба Ирина Викторовна.