a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Югра - мой край родной" конспект НОД подготовительная к школе группа

Автор: Канащенко Елена Анатольевна Опубликовано: 2016-01-31 08:54:21

Документы для скачивания

« Югра-   мой край родной» Непосредственно образовательная область «Познание» кон спект интегрированного занятия поготовительная к школе группа Задачи. 1. Образовательные задачи: дать знания  о богатстве родного края, о том, что бо гатства Югры необходимы не только народ ам России, но и народам других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Зак реплять умение овладевать методом объемной аппликации.   2. Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе темы и ма териала для аппликации.   3. Воспитательные задачи: воспитывать  любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.   Методы и приемы: метод витагенно го опыта( жизненный опыт детей) ; активизация словаря: ягель, жгучие  морозы, орнамент, затяжная зима, мыс, дикоросы, кисы, ягушка, малица; художественное  слово,   пословицы, загадки, дидактические игры:   «Найд и и опиши»,   «Что, где растёт»; использов ание  слайдов; музыкальное оформление;   объемная аппликация; подвижная игра « Хэйро »; и спользование дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Предварительная работ а. Э кскурсия в  краеведческий музей  , экскурсия на реку Аган, наблюдения на прогулке, расс матривание иллюстраций на тему «Северный край», чтение хантыйских сказок и рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем? », «Наш город»,   дидактические игры: «Что растет в лесу? », «От какого дерева ветка? », «Что лишнее? »,   подвижные  игры « Хэйро »( солнце) , «Важенка и оленята». Материалы: Карта ХМАО- Ю гры, России, глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, макеты ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно- прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод( северных и растущих на юге) .   Ход занятия Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать я не скажу, предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия.   В течение путешествия будут вопросы и ваши ответы, мы будем выполнять интересные задания, а также просматривать интересные слайды и комментировать их. Воспитатель: - И так, путешествие начинается. - Что это за шар? ( На столе стоит географический глобус) Дети: - Глобус. Воспитатель: - А что такое глобус? Дети: - Глобус-   это макет нашей  Земли. Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.   Что обозначают эти разные цвета на глобусе? Дети: - Это разные государства на планете Земля. Воспитатель: - А  какие государства вы можете назвать?  ( Даю время для размышления)  Дети: Америка, Турция, Китай и т. д. Воспитатель: - А как  же называется наша страна? Дети: - Наша страна- Россия,   Российская Федерация. Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России? Дети: - Город Москва. Воспитатель: - Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы. ( Дети показывают Россию на глобусе) Воспитатель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где  родился человек и живёт? Дети: - Родной край Воспитатель: - Это большая или малая Родина? Дети: - Это малая Родина. Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина? Дети: - Наша малая Родина называется- Югра Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ? Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра. Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ- Югра? На севере, юге или на средней полосе России? Дети: - Он н аходится на севере нашей страны( дети показывают) . Воспитатель: - Как называется  столица Ханты – мансийского автономного округа? Дети: - Город Ханты- Мансийск. Воспитатель: - Много разных районов находится в Ханты – Мансийском  автономном округе. ( Подвожу к карте Ханты- Мансийского автономного округа) Как же называется наш город? Дети: - Радужный. Воспитатель: - Покажи те, пожалуйста, Радужный на карте Ханты – Мансийского автономного округа? ( Дети показывают город Радужный) . Воспитатель: - Как вы думаете, почему наш город п олучил название Радужный? Ваня с бабушкой приготовили рассказ о том, как «родилось» название нашего города, я предлагаю вам послушать его … И назван Радужным… « О том, как выбирали имя посёлку, а в дальнейшем городу бытует много версий. Изначально он был назван" Ягельный" , звучит красиво и национальный колорит передаёт. Но из Ханты- Мансийского окрисполкома пришел отказ. Географическое название должно быть уникальным, а Ягельный уже был на Ямале. Тогда объявили конкурс. Каких только предложений не поступало! Белый Яр, Сосновый бор, Нефтеград, Нефтеаганск, предлагали даже соединить в названии слова" нефть" и" олень" . И вот предложили, самое точное и сокровенное « имя – Радужный! » Действительно, столько цветов! Желто- зелёный сосновый бор, сине- гол убой Аган, белый песок, радуга…»   Воспитатель: - Спасибо, п рекрасный рассказ, а слайды помогли нам полюбоваться красотой и бог атством нашего города.  - Ребята, чем еще богат Ханты – Мансийский округ и наш район в том числе? Дети: - Здесь добывают нефть, газ. Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и  не только люди России. Газ и нефть  отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства. Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть? Дети: - Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара. Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои …   Воспитатель: - Р еб- Реб ята, назовите коренных жителей нашего края? М ы на слайдах видели, что некоторые  коренные жители занимаются рыболовством.  - Чем  еще  занимается коренное население? Дети: - Охотой, оленеводством,   сбором дикоросов. Воспитатель: - Что такое дикоросы? Дети: - Это грибы и ягоды. Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами? Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажае т и не ухаживает за ними, они сами вырастают. Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»? Дети: - Дико растут. Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду,   и никто их не высаживает, они растут  в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере? Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка. Воспитатель: - А какие деревья  и кусты растут на севере? Дети: - Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник. Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что где растет? ». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два. ( Дети самостоятельно  разбиваются на 2 команды. ) Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо  выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева.   1- ая команда- отбирает ягоды, растущие на севере 2- ая команда – отбирает деверья и кустарники  севера( Дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды) Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга. Воспитатель вносит чум. - Что это за сооружение? ( показывает чум) Дети: - Чум. Воспитатель: - А что такое чум? Дети: - Это жилище ненцев и хантов. Воспитатель: - Я не видела в нашем городе чума. В нашем город е построены кирпичные и панельные дома, а кто и где строит чум? Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тайге. Воспитатель: - А кто в них живает? Дети: - Коренные жители: ханты и манси, ненцы, селькупы. Воспитатель: - А почему они живут в чумах? Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить. Воспитатель: - А для чего это необходимо делать? Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. Воспитатель: - А из чего сделан чум? Дети: - Из оленьих шкур. Воспитатель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой? Дети: - Холодно, но люди тепло одеты? Воспитатель: - Во что одеты? ( Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей) Дети: - Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу. Воспитатель: - А ноги во что обуты? Дети: - Кисы и бурки. Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»? Дети: - Одежда вышита орнаментом. Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают? Дети: - Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы. Воспитатель: - Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, п олюбоваться красотой природы.   Дети садятся, комментируют показанные слайды.   Воспитатель: - Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры  играем. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру « Хэйро ». Что означает слово « хэйро »? Дети: - Сл ово « хэйро » означает «солнце». Проводится национальная игра народов Севера « Хэйро ». Хантыйская народная игра. Солнце( Хейро) Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед- назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий- солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется( вытягивает руки в стороны) . Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги! » те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. Воспит атель: -   Ребята, помните, мы решили изготовить фигурки коренных жителей Севера для нашего музея, заготовки мы уже подготовили, вам осталось решить какими узорами раскрасить хантыйский наряд, подумайте и приступайте к работе. ( Даю возможность определиться с решением, подобрать нужный материал и закончить работу) . Итог. Воспитатель: - Скажите,   пожалуйста, где происходило наше путешествие? Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ханты – Мансийскому автономному округу Югре. Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие  знания, свои умения. Спасибо за ваш труд! - Что Вам больше всего понравилось? ( Слушаю мнения детей) - Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край? ( Дети высказывают свои предложения) Спасибо, наше путешествие по родному краю закончилось. Дети рассматривают изготовленные фигурки хантов и расставляют их в нашем мини- музее « Моя Югра ».

Оставить комментарий: