Кукольный театр в 1 младшей группе. "Теремок"
Цель: Знакомить с театральной ширмой, верховыми куклами на гапите ( гапит – палка, на которую крепится кукла. Кукловод управляет куклой из-за ширмы ). Закреплять умение внимательно смотреть и слушать кукольный спектакль, сосредоточивать внимание на происходящем на ширме, после просмотра спектакля участвовать в обсуждении.
Материал. Театральная ширма. Куклы для спектакля «Путешествие в сказку «Теремок»».
Ход занятия:
Педагог вносит театральную ширму (высотой 75 см для того, чтобы детям было легче управлять верховыми куклами и чтобы их было видно и слышно) и куклу Машу на гапите. Объясняет детям, что куклу надо держать за палочку (гапит) и водить по краю ширмы (грядке). Читает русскую народную потешку «Большие ноги» и водит по ширме куклу.
Большие ноги Педагог ведет по ширме куклу, которая
Шли по дороге марширует
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки Кукла легко бежит по ширме
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Педагог предлагает детям поводить куклу. Несколько раз читает потешку, дети поочередно водят куклу по ширме. Педагог вносит плоскостной теремок и показывает кукольный спектакль с верховыми куклами на гапите.
Путешествие в сказку «Теремок»
Педагог. Дети! Я хочу вас пригласить в сказку.
Все мы знаем,
Все мы верим:
Есть на свете
Чудный терем.
Терем, терем, покажись,
Покружись, остановись!
К лесу задом, к нам лицом,
И окошком, и крыльцом.
(Г. Демыкина)
А вот и теремок. Давайте сядем на травушку и посмотрим, что будет дальше. Слышите, кто-то бежит к теремку!
Мышка (песенная импровизация).
Я маленькая мышка,
Я по лесу брожу,
Ищу себе домишко,
Ищу – не нахожу.
Тук-тук! Пустите меня!
(Г. Демыкина)
Педагог. Никто мышке не ответил. Решила она войти в теремок.
Ребенок входит в плоскостной теремок, берет мышку – верховую куклу на гапите, управляет ею в окошке теремка.
Мышка. А теперь надо в теремке убрать.
Педагог. Слышите, дети, кто-то еще бежит к теремку.
Лягушка (песенная импровизация).
Речка, мошки и трава! Я лягушка, я квакушка -
Теплый дождик. Ква-ква-ква! Поглядите какова!
(Г.Демыкина)
Педагог. Увидела лягушка теремок и давай стучаться в дверь.
Лягушка. Тук-тук-тук! Открывайте дверь!
Мышка (в теремке). Кто там?
Лягушка. Это я, лягушка-квакушка! Пустите меня в теремок!
Мышка. А что ты умеешь? .
Лягушка. Я умею стихи читать. Слушай!
Для внучонка-лягушонка А малыш давай скакать,
Сшила бабушка пеленку. Из пеленки прыг да скок -
Стала мама пеленать, И от мамы наутек.
(В. Шумилин)
Мышка. Заходи!
Педагог. Стали они вдвоем в теремке жить. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит. Вдруг слышат, что на полянку выбежали зайцы, играют, резвятся.
Проводится игра «Зайцы и волк».
Педагог. Испугались зайцы волка и разбежались кто куда. А один зайчик подбежал к теремку и постучался в дверь.
Заяц. Тук-тук!
Мышка. Кто там?
Заяц {песенная импровизация).
Я - заяц Чуткое Ушко. Пустите меня в теремок!
Имя мое - Прыг-скок! (Г.Демыкина)
Лягушка. А что ты умеешь?
Заяц. Вот что! (Поет и стучит в барабан.)
По лесной лужайке Сели зайчики в кружок,
Разбежались зайки, Роют лапкой корешок
Вот такие зайки, Вот такие зайки,
Зайки-побегайки. Зайки-побегайки.
(В.Антонова)
Лягушка. Заходи!
Педагог. Вот их в теремке стало трое. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит, а зайка им песни поет. Вдруг слышат: кто-то бежит к теремку.
(Звучит вальс.)
Лиса (поет).
Я лисичка, я сестричка, Рано утром по привычке
Я хожу неслышно. На охоту вышла.
(Т. Волгина)
(Подходит к теремку)
Тук-тук! Пустите меня в теремок!
Педагог. Выглянула мышка в окошко и спрашивает...
Мышка. А что ты умеешь делать?
Лиса. Загадки загадывать! Вот слушайте.
В лесу выросло, В руках плачет,
Из лесу вынесли, А кто слушает - скачет.
Звери. Дудочка!
Лиса. ,
Он хоть мал, да удал, Он сквозь землю прошел,
Только дождичка ждал. Красну Шапочку нашел.
Звери. Гриб!
Лягушка. Заходи!
Педагог. Стали они вчетвером жить. Вдруг слышат: сучья трещат, медведь идет.
Медведь. Тук-тук! Пустите меня в теремок!
Мышка. Кто там?
Медведь. Мишка-медведь!
Лягушка. А что ты умеешь?
Медведь. Могу песни я петь!
(Песенная импровизация.)
Я медведь, я медведь,
Я умею песни петь!
Звери.
Миша-Мишенька-медведь
Не умеет песни петь.
Медведь (поет и танцует).
Я, медведь, с давних пор
Замечательный танцор!
Топ-топ-топ-топ!
Звери.
Перепутал он опять –
Не умеет танцевать! (Г.Демыкина)
Педагог. Давайте, дети, поможем медведю, сыграем ему плясовую на ложках; трещотках. Да так весело, чтобы лапы у мишки сами в пляс пустились.
Дети берут ложки и трещотки и начинают играть, мишка пляшет. Звучит мелодия русской народной песни «Как у наших у ворот».
Лягушка. Заходи.
Педагог. Дети, мы тоже петь и плясать умеем, пойдемте и мы в теремок
Дети и педагог (подходят к теремку). Тук-тук!
Мышка. Кто там?
Педагог и дети. Это мы, ребята-дошколята! Пустите нас в теремок
Лягушка. А что вы умеете?
Педагог и дети. Петь и плясать.
Дети (поют).
Уж мы будем, мы будем дружить,
Будем в тереме весело жить,
И работать, и петь, и плясать,
И друг другу во всем помогать.
Уж ты, мишенька, топни ногой!
Уж ты, зайка, сыграй, дорогой! (Г.Демыкииа)
Педагог. Мы и плясать умеем! А вы, звери, хотите с нами плясать?
Звери. Да!
Педагог. Выходите и попляшите с нами.
Все танцуют под русскую народную мелодию.
Педагог. Вот и закончилось наше путешествие в сказку «Теремок».
После просмотра кукольного спектакля педагог задает вопросы: «Как называется сказка? Какие герои участвовали в ней? Что умеют делать лягушка, зайчик, лисичка, мишка?»
Выслушав ответы, предлагает детям взять верховых кукол на гапите и поучить их плясать на ширме. Звучит русская народная плясовая мелодия, дети управляют куклами на ширме, придумывая для них танцевальные движения. (Кукла на ширме прыгает, покачивается из стороны в сторону, кружится.)