Развитие речи ребенка
Документы для скачивания
«Развитие речи детей дошкольного возраста» В возрасте 3- 7 лет малыш все чаще стремится к совместному обсуждению предметов окружающего мира, явлений, взаимоотношений между людьми. Известно, что речь самым тесным образом связана с мышлением ребёнка, поэтому развитие речи даёт возможность малышу покинуть границы ситуации, которую он переживает. При этом обогащаются и расширяются контакты детей с другими детьми старшими или младшими по возрасту. Именно такое общение важно для удовлетворения социальных потребностей детей, для успеха в совместной деятельности, для интеллектуального и эмоционального развития малыша. Во взаимоотношениях как с детьми, так и со взрослыми, речь к концу 6 – 7 лет становится важнейшим средством коммуникации. Поэтому коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является, пожалуй, самым важным периодом в развитии речи у детей. Как развитие потребности в общении, так и иные виды деятельности, осваиваемые ребенком, ведут к развитию речи. Этим и объясняется факт смещения познавательной активности ребёнка от звуковой стороны слова к смысловой стороне. Стоит отметить, что развитие речи у детей происходит очень стремительно. Так, в словаре четырехлетнего дошкольника насчитывается приблизительно 1300 слов, активный словарь 6- ти летнего ребенка увеличивается почти в 3 раза. Если перечислять характерные особенности развития речи дошкольников, то стоит отметить « глагольность »( чаще всего в речи дети используют глаголы, связанные с деятельностью и движением) . Влияет на развитие речи дошколята и овладение новыми понятиями и их значениями, и применение в речи обобщений. Довольно развитой к шести годам является также грамматическая сторона речи ребенка: детьми усваиваются типы спряжений и склонений, они учатся строить более сложные по конструкции предложения. Таким образом, развитие речи дошкольников к моменту поступления в первый класс достигает достаточно. В наше время, пожалуй, нет ни одного класса, где бы не встречался ребёнок с каким – либо дефектом речи. К причинам данного явления можно отнести неправильное произношение слов и отдельных звуков в семье, и недоразвитие фонематического восприятия, и недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. А ведь развитие речи ребенка просто невозможно без правильного произношения звуков. Поэтому педагоги ДОУ, обнаружив дефекты в речи детей, должны сразу направить их к специалисту. Никогда не стоит откладывать визит к логопеду, т. к. неверное произношение звуков, слов в дальнейшем будут создавать трудности ребенку и овладении грамотой. Возникает вопрос: в каком возрасте ребенка необходимо начинать обучать грамоте? По мнению ряда исследователей, наиболее восприимчивы к звуковой стороне речи дети в возрасте 5 лет, в то время как шестилетние- к чтению. Очень важно это учитывать и родителям, и воспитателям, во время занятий по развитию речи детей. Если у родителей получится стать для своего ребенка внимательным слушателем, то скоро можно будет заметить, как малыш охотно и много будет рассказывать о своих впечатлениях, переживаниях, чувствах. В развитии речи ребенка дошкольного возраста нет ничего невыполнимого и сложного. Детский мозг способен хорошо запоминать практически любую информацию. Поэтому ребенок очень охотно запоминает услышанное и увиденное. Отличными занятиями по речевому развитию дошколят могут послужить посильная помощь ребенка родителям по дому, а также за его пределами: в саду, на детской площадке, в лесу, на даче. Очень важно объяснять малышу то, что вы делаете, объяснять подробно все свои действия. Самый эффективный и простой способ в развитии речи дошкольника- простое общение с ним. По мере того, как обогащается опыт малыша, появляются новые наблюдения, начинают развиваться способности ребенка, происходит развитие речи. Развитию речи способствует чтение стихотворений, сказок, рассказов о природе, животных, растениях, о таких же мальчиках и девочках, как он сам. Дети любят, когда им читают. Часто они рады вновь и вновь слушать повторение одной и той же истории, вникая в мельчайшие подробности и детали. Если взрослый начинает пересказывать уже знакомую сказу, ребенок наверняка начнёт вставлять и дополнять упущенное. Для развития речи дошкольников можно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Есть ещё несколько простых, но очень действенных методов по развитию речи дошкольников. В случае, если же какой- то определенный звук или несколько звуков даются ребёнку с трудом, не стоит часто поправлять малыша и заострять внимание на ошибке. Взрослым очень важно в присутствии ребенка произносить правильно слова, звуки, и, копируя речь взрослых, малыш зачастую сам справляется со своим недостатком. Если даже же к семи годам устранение дефектов речи у ребенка не произошло, следует обратиться к логопеду.