Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Документы для скачивания
Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально- педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы. К слушанию музыки должен обращаться и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию произведений. Слушают дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п. Педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. На каких же принципах базируется технология процесса восприятия музыки дошкольниками? Принципы и технологии восприятия музыки: • Принцип гуманизации – учитываются личностные и индивидуальные качества ребенка в процессе восприятия музыкальных произведений • Принцип возрастных особенностей ребенка- учитываются результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в каждой возрастной группе • Принцип развития субъективных качеств – учитываются музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности • Принцип субъект- субъективного взаимодействия- учитываются свобода реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы. • Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности. • Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском саду. • Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное восприятие • Принцип отбора музыкальных произведений- необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей • Принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания • Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д. • Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно- творческой деятельности дошкольников. Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки: 1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; 2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений; 3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз; 4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности. Этапы организации восприятия музыки дошкольниками в группе, при непосредственном содействии педагога- воспитателя. 1. организация развивающей среды в группе. 2. накопление у детей музыкального опыта, практических умений в изобразительной деятельности, активизация творческого воображения. 3. самостоятельная продуктивная деятельность детей. На данном этапе предлагается организация слушания музыки, после чего дети могут выразить свои фантазии в изобразительной деятельности( рисовании, лепке, аппликации) . Деятельность воспитателя на первом этапе заключается в создании музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать муз. ц ентр, диски с записью музыки, портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям, иллюстрации к муз. произведениям, репродукции картин. После организации музыкальной зоны или уголка для слушания музыки, необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что нового появилось в группе? » настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности. На 2- м этапе воспитатель осуществляет работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки. Осуществляется данная работа в определенной логике. Вводная часть. Игры и упражнения( 2- 3) на развитие творческого воображения детей. Основная часть. Организация процесса восприятия музыкальных произведений( 1- 2) , беседа об услышанном. Заключительная часть. 1 вариант- Активное слушание. При помощи пластики и элементов танцевальных движений предложить ребенку выразить свои впечатления об услышанном. Второй вариант – выразить музыкальные впечатления при помощи изобразительной деятельности( рисовании) . Такую работу воспитатель проводит с детьми 1 раз в неделю в течение всего учебного года, как закрепление навыков и слуховых представлений, полученных на музыкальных занятиях. Именно такая работа позволит подойти к заключительному этапу технологии – самостоятельной продуктивной деятельности детей и интегрированным занятиям по музыкальному и изобразительному творчеству. При составлении данной статьи была использована следующая литература: Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»