консультация для воспитателей "Поликультурное воспитание в ДОУ"
Документы для скачивания
МА ДОУ ДС№5 «Росток» Сообщение «Поликультурное воспитание в детском саду» Подготовила воспитатель Томарова Ирина Рудольфовна 2016 Поликультурное воспитание в детском саду К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности. В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Н аблюдается кризис социальной среды, связанный с мировым кризисом в политике, эконо мике, миграционными колебаниями. К сожалению, наблюдается р азмытость критериев добра и зла, проблемы в общении между родителями и детьми, душевная черствость, дефицит внимания взрослых к детским проблемам и, как следствие- неоправданная детская агрессия, или же напротив – замкнутость. Д етей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, наблюдается искажение представлений о справедливости, милосердии, великодушии, материальные ценности доминируют над духовными, слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию. Это доказывает, что ориентация на нравственные ценности является очень актуальной. Формирование духовно- нравственных ориентиров у ребенка с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и ку льтуре. П оликультурное воспитание стало опять занимать центральное направление в работ е с детьми дошкольного возраста Направленность поликультурного воспитания детей в ДОУ Информационное насыщение( сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д. ) . Эмоциональное воздействие( в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства) . Поведенческие нормы( знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) . В организации поликультурного воспитания используются следующие подходы: Системный, который реализуется через связь между всеми видами деятельности; Деятельностный, который проявляется в организации жизнедеятельности детей, наполненный разнообразными видами деятельности; Личностно- ориентированный, который охватывает основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, ориентирует детей на вечные общечеловеческие ценности. Принципы Принцип природосообразности, который предполагает обязательный учёт природы ребёнка, его половозрастных, национальных особенностей и максимальное сближение развития в жизни детей с жизнью живой природы; Принцип культуросообразности, который предполагает опору в воспитании на национальные, этнорегиональные традиции народов, учёт языковой среды обитания растущего человека, местные условия; Принцип гуманности, который выражается в отношениях сотрудничества педагога и воспитанника на основе уважения к ребёнку и доверия к нему; Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей является наличие э тнокультурной развивающей среды, несущей познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Она может служить одним из сре дств пр иобщения детей к народным традициям, формирующим устойчивые социально нравст в енные ориентиры с раннего детства( слайд 2- 11) . Важным аспектом в формировании социально нравственных качеств является региональный компонент. Большая Родина всегда начинается с малой. Приблизить дошкольников к истории своего родного края поможет культура коренных жителей, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где живешь. Условия жизни в северных городах имеют отличительную особенность – высокий показатель полиэтнический состав а. Сегодня, когда проблема массовой эмиграции достигла широчайших масштабов, по данным статистики, процент детей полиэтнического контингента в общеобразовательных учреждениях колеблется в пределах от 28 до 53% от общего числа воспитанников. Достоин сожаления тот факт, что полиэтнический контингент, в основной своей массе, совершенно не интересуются ни историей, ни традициями своей второй родины, не желает относиться лояльно к другой религии, не учится новому для них языку. При этом мало кто задумывается о том, насколько трудно для самого ребёнка, который не говорит или плохо говорит по- русски, не понимает речь, не может объясниться со сверстниками, а дома слышит только родной язык и не имеет возможности практиковаться в освоении нового языка, так как его родители тоже не владеют русским. Ведь другой язык, как сказал И. А. Бродский, – это, прежде всего, другая психология. Это совершенно другое восприятие мира. Язык каждого народа богат и многогранен, и отражает неповторимые особенности этого народа – носителя языка. Изучать иностранный язык – значит постигать иную систему мировоззрения, осваивать иной способ чувственного восприятия и отражения окружающей действительности. Находится среди людей и не понимать языка, на котором они говорят, думают и чувствуют – значит ощущать себя одиноким, изолированным от общества человеком. Эта ситуация сложна для взрослого человека, но ещё сложнее она для ребёнка. По степени владения русским языком обучающихся полиэтнического контингента можно разделить на две группы: 1) билингвы – это дети, которые хорошо говорят на русском языке, свободно излагают свою мысль. Это, как правило, дети эмигрантов второго и третьего поколения, их родители также владеют устным и письменным русским языком. Дома ребята разговаривают с родителями на русском. Эти семьи уже ассимилировались в русскоязычной среде, не испытывают особенных затруднений в ежедневном взаимодействии с представителями другой культуры. 2) инофоны – это дети, чьи семьи эмигрировали недавно. Они плохо говорят по- русски( или не говорят вовсе) , не понимают русскую речь, а дома слышат только их родной язык, не имея возможности практиковаться в русском. Разумеется, наибольшие трудности возникают у детей из второй группы. Над ними довлеет не только необходимость воспринимать нравы и особенности чуждой им культурной среды, но и желание их семей( и их самих) не потерять связь со своей исторической родиной, которая обуславливается соблюдением национальных традиций. Задача педагога в данном случае – психологически поддержать ребёнка в этот непростой для него период, создать для него комфортную и безопасную образовательную среду. Важно подчеркнуть для ребёнка тот факт, что освоение им особенностей чуждой культуры не в коей мере не означает забвение культуры родной, что узнавать новое – не значит забывать прежнее. Важно подчеркнуть значимость культурного опыта ребёнка, уникальность и самобытность его нации, постепенно обогащая этот опыт представлениями о традициях и нравах русской культуры. Почему вопрос социальной адаптации детей полиэтнического контингента стоит так остро? Дело в том, что если этот процесс запустить, то это может привести к необратимым последствиям: начиная от девиантного поведения и заканчивая противоправными действиями. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания должно строится под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно- воспитательный процесс ДОУ. Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поли культурному воспитанию: осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников; осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников; формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе; развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций. Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Это еще один повод общения между разными поколениями и с плочение детского сада и семьи. ( слайд 12, 13) Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Ро дина – начинается закладка фундамента социально нравственных ориентиров. Рекомендации при работе с детьми полиэтнического контингента: При работе с семьями полиэтнического контингента, в первую очередь всячески стимулируйте потребность родителей- мигрантов в освоении устного русского языка совместно с их детьми. Подчёркивайте уникальность, самобытность, богатство национальных традиций каждого народа( не стоит нивелировать их, это может восприняться как отвержение) . Пусть каждый ребёнок гордится принадлежностью к своей национальности. Мягко и постепенно обогащайте представления детей- мигрантов о русской культуре и традициях. При общении с ребёнком учитывайте национальные особенности его исторической родины, дабы избежать недопонимания его поведения в той или иной ситуации. Контролируйте влияние собственных установок и стереотипов в общении с детьми полиэтнического контингента. Разделяйте такие понятия, как «национальные особенности» и «индивидуальные особенности» воспитанников- мигрантов. Учитывайте гендерные, возрастные, национальные особенности детей. Опирайтесь на помощь детей: они помогут ребёнку- мигранту освоиться в незнакомой среде. Дети по своей природе мудры, они тонко чувствуют и затейливо воспринимают этот мир, и их помощь в столь непростом вопросе необходима. Современное российское общество всё больше осознаёт ответственность за социальное, психологическое и экологическое благополучие – не только своё, но и последующих поколений. Здоровая нация – это социально педагогическая проблема. В её решении должны участвовать не только педагоги, но и врачи, психологи, философы, социологи, практические работники в сфере физической культуры. Кроме того, необходимо учитывать также, что современная социокультурная ситуация порождает новые тенденции развития образования – уменьшение роли формального образования и усиление образовательного воздействия жизненного окружения. При этом конкурентоспособность системы образования может быть обеспечена только при условии её национального своеобразия, фундаментальности, преемственности и духов но нравственной направленности( слайд 14, 15) .