Организация методического кабинета в ДОУ
Методическая работа в ДОУ заключается в обучении и развитии педагогических кадров, выявлении, обобщении и распространении наиболее ценного опыта работы, а также создании методических разработок.
Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет - копилка традиций дошкольного учреждения.
Все его содержание направлено на оказание помощи педагогам в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т. д.
Старший воспитатель соблюдает требования к содержанию материала, находящегося в кабинете, делает его доступным, тщательно продумывает систематизацию и расположение, учит педагогов творчески применять этот материал в работе с детьми.
Успех воспитания и обучения дошкольников, взаимодействие с родителями и коллегами в коллективе, качество реализации программы во многом зависят от уровня педагогического мастерства воспитателей, который определяется их квалификационной подготовкой, методической компетентностью.
Организация методической работы в учреждении предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствования творческого потенциала каждого педагога, направленного на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.
Исходя из этого методический кабинет призван обеспечить:
-построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
адаптации ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
-эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
-взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.
Методическая работа охватывает просвещение педагогов о новейших достижениях передовой педагогической науки и практики; использование инновационных педагогических технологий, обеспечивающих повышение профессиональной компетентности педагогов; обучение их практическим умениям, необходимым для реализации задач, определенных программой воспитания и обучения дошкольников, в соответствии с которой строится деятельность дошкольного учреждения; оказание помощи педагогам в самообразовании, научной организации своего труда; оснащение педагогического процесса пособиями для воспитательно-образовательной работы с детьми.
Для этого материал, находящийся в методическом кабинете, разделен несколько разделов.
В методическом кабинете имеются дубликаты отдельных нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми.
Со всеми этими документами ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый педагог имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать их в своей работе.
Широко представлена методическая и справочная литература. В библиотеке для воспитателей имеется справочная литература: словари,энциклопедии.
Центральное место занимают книги и статьи о профессии воспитателя «Педагог: профессия и личность». В них освещены история и социальная значимость профессии, характеристика педагогической деятельности, личностные качества педагога, инструментарий воспитателя о методах воспитания, выделены качества хорошего воспитателя, указаны ошибки при работе с детьми.
Большое место занимает периодическая печать. В детском саду организована подписка на журналы, касающиеся вопросов управления дошкольным учреждением, работы с кадрами, организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
В библиотеке выделен раздел «Педагогика и психология», в котором представлены произведения великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.
Специальная методическая литература распределена по разделам комплексной программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:
-игровая деятельность;
-физкультурно-оздоровительная работа;
-воспитание культурно-гигиенических навыков;
-сенсорное воспитание;
-ребенок и окружающий мир; в развитие речи;
-формирование элементарных математических представлений;
-нравственное воспитание;
В разделе «Методические материалы и рекомендации» представлены письма Минобрнауки России, управления образованием, а также материал, подготовленный старшим воспитателем в помощь педагогам учреждения. Это рекомендации, памятки, информационные листы, материал газеты «Дошколенок», выпускаемой ежемесячно в детском саду.
Также в методическом кабинете собран материал, знакомящий с опытом работы лучших педагогов учреждения.
Отдельно в методическом кабинете представлены тематические циклы конспектов непосредственной образовательной деятельности и других форм организации детской деятельности в разных возрастных группах.
Тематические разделы материалов методического кабинета ДОУ:
-нормативные документы;
-методическая и справочная литература;
-методические материалы и рекомендации;
-выставки;
-документация по содержанию работы ДОУ;
-детская художественная литература;
-фотоматериал;
-видеоматериал;
-познавательные видеокассеты;
-наглядный материал.