a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

В помощь педагогу

Автор: Тамбовцева Анастасия Игоревна Опубликовано: 2016-02-02 11:34:01

«Кактус» графическая методика М. А. Панфиловой Тест проводится с детьми с 4- х лет.     Цель   – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.   Инструкция.   На листе бумаги( формат А 4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!   Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:   1. Кактус домашний или дикий?   2. Его можно потрогать? Он сильно колется?   3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?   4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?   6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?   Обработка результатов и интерпретация: При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:  - пространственное положение - размер рисунка - характеристики линий - сила нажима на карандаш  Агрессия  - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.   Импульсивность  - отрывистые линии, сильный нажим   Эгоцентризм, стремление к лидерству- крупный рисунок, в центре листа   Зависимость,   неуверенность  - маленькие рисунок внизу листа   Демонстративность, открытость  - наличие выступающих отростков, необычность форм   Скрытность, осторожность  - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса   Оптимизм  - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов   Тревога  - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии   Женственность  - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм   Экстровертированность  - наличие других кактусов, цветов   Интровертированность  - изображен только один кактус   Стремление к домашней защите, чувство семейной общности  - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса   Стремление к одиночеству  - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

Тесты для обследования детей 4- 7 лет( индивидуальная психодиагностика) повод для обращения тестовые методики Не слушается. Плохо себя ведет дома. Тест – опросник родительского отношения( А. Я. Варга, В. В. Столин) Проективный тест тревожности( тест Дорки, Амен) ПТО( исследование отношений к значимым людям) Не общается со сверстниками. Проблемы общения со взрослыми. Застенчивый. Проективный тест тревожности( тест Дорки, Амен) . ПТО( исследование отношений к значимым людям) Цветовая проективная социометрия Тест – опросник родительского отношения( А. Я. Варга, В. В. Столин) Страхи. Всего боится. Тест – опросник родительского отношения( А. Я. Варга, В. В. Столин) Проективный тест тревожности( тест Дорки, Амен) Агрессивный, дерется. Проективный тест тревожности( тест Дорки, Амен) Тест – опросник родительского отношения( А. Я. Варга, В. В. Столин) Не усидчивый. Тест – опросник родительского отношения( А. Я. Варга, В. В. Столин)  

Методика исследования мотивации учения у первоклассников( Методика разработана в 1988г. М. Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок- в 1993г. И. Ю. Пахомовой и Р. В. Овчаровой. ) Форма проведения: индивидуальная. Оборудование: стимульный материал к методике. Инструкция: " Сейчас я прочитаю тебе рассказ" . №1. " Мальчики( девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: " Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил" . На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. ( Внешний мотив. ) №2. Второй мальчик( девочка) сказал: " Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился" . Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. ( Учебный мотив. ) №3. Третий мальчик сказал: " Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть" . Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. ( Игровой мотив. ) №4. Четвёртый мальчик сказал: " Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" . Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. ( Позиционный мотив. ) №5. Пятый мальчик( девочка) сказал: " Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься- и можешь стать, кем захочешь" . Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. ( Социальный мотив. ) №6. Шестой мальчик сказал: " Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки" . Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. ( Отметка. ) После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы: А как по- твоему, кто из них прав? Почему? ( Выбор I) С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? ( Выбор 2) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? ( Выбор 3) Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: " А что этот мальчик сказал? " , чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок. Обработка результатов. Ответы( выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает. Выборы                                            Мотивы, № 1 2 3 4 5 6 I выбор             II выбор             III выбор             Контрольный выбор             Внешний мотив- 0 баллов; учебный мотив – 5 баллов; позиционный мотив- 3 балла; социальный мотив – 4 балла; отметка- 2 балла; игровой мотив- 1 балл; Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях.

Методика" Рисунок семьи"   Методика «Рисунoк семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью, с точки зрения выбора тактики деятельности психолога- консультанта по психологической коррекции межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога и ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике. Основные критерии оценки особенностей внутрисемейных отношений разработали Лосева В. К. , 1995; Дилео Д. , 2001. Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла применение и в клинических исследованиях. А. И. Захаров предложил вариант методики, состоящей из двух заданий. Первое задание - для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных на «двух этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с ребенком( т. е. эмоционально более близок) . Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких- либо дополнительных инструкций. Материал для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик. Для дальнейшей интерпретации предварительно узнать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе. Инструкция 1  к тесту «Рисунок семьи»:  «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать? », следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут. Применение теста предполагает( допускает) использование дополнительных заданий,  выраженных в следующих инструкциях: Инструкция 2   «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом». Инструкция 3   «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь». Инструкция 4   «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического( несуществующего) существа». Инструкция 5   «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа,  который выражает особенности вашей семьи». При индивидуальном тестировании следует отмечать, в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 с               в) стирание деталей, г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием. После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации( вербальным путем) . Обычно задаются следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему?   Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном( явном) ответе.  При опросе психолог должен попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого- нибудь из членов семьи( если так произошло) . Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы( например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был? », «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой? », «Кого мама позовет идти с собой? » и т. п. ) . Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные. 1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3. Ты строишь из конструктора дом( вырезаешь бумажное платье для куклы) , и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь? 4. Ты имеешь. . . билетов( на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на. необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть? Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по схеме 1.     №         выделяемые признаки    отметки о наличии признаков             1 общий размер рисунка( его площадь0   2 количество членов семьи   3 соответствующие размеры членов семьи мать отец сестра брат дедушка бабушка и т. д.   4 расстояние между членами семьи наличие каких- либо предметов между ними   5 наличие животных   6 вид изображения: схематическое изображение реалистическое изображение эстетическое изображение в интерьере, на фоне пейзажа и т. д. метафорическое изображение в движении, действии       7 степень проявления положительных эмоций( в баллах 1, 2, 3. . . ) степень проявления негативных эмоций( в баллах 1, 2, 3. . . ) степень аккуратности изображения( 1. 2, 3)   При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест и т. д. 1 Интерпретация теста «Рисунок семьи» На основании особенностей изображения можно определить: 1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки. 2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п. , тогда как большие размеры, применение- ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления. 3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости( стоят рядом, взявшись за руки, делают что- то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д. ) . При интерпретации результатов авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле( авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, — чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией) . Список показателей в тесте «Рисунок семьи»   · Отсутствие себя  — чувство своей отверженности в семье;   · другого члена семьи — его малая значимость для ребенка; конфликт; негативное( амбивалентное) отношение.   · Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности  — восприятие своей семьи как недостаточной, ущербной. Включение домашних животных — недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.   · Отношения «выше — ниже»( по росту или местоположению) — отношения доминирования, подчинения. Особо мелкое изображение себя  — подавленность или заброшенность; гиперопека; родителя  — представление о его малой значимости в семье; брата или сестры — конкурентные отношения. Особо крупное изображение себя  — претензия на главенствующую роль в семье; родителя — представление о его большой значимости в семье; брата или сестры — представление о его( ее) доминирующей роли в семье, ревность. Обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук  — тесные эмоциональные контакты в семье. Сверхплотное расположение фигур  — сверхтесные связи в семье; потребность в эмоциональной близости.   Удаленность всех членов семьи друг от друга  — разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними; одного из членов семьи от других  — его слабая связь с остальными; себя от остальных  — ощущение своей изолированности в семье.   Расположение детей и взрослых отдельными группами  — ослабленность эмоциональных связей между детьми и родителями.   Изолированность изображения семьи от остального пространства листа  — замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения; всех членов семьи друг от друга: раз» деление линиями, расположение в разных комнатах  — серьезное нарушение внутрисемейных контактов; одного из членов семьи: отделение линией, расположение в другой комнате  — конфликтные отношения с этим членом семьи; его очень высокая изолированность в семье; * себя — ощущение своей отверженности в семье. * Поза и выражение лица члена семьи, детали — интерпретируются, как и в «Рисунке человека», применительно к восприятию ребенком этого члена семьи. * Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернувшимся от остальных  — конфликтные отношения с этим членом семьи; * Изображение себя, отвернувшимся от остальных — конфликтное отношение к семье в целом; чувство своей отвергнутости другими членами семьи. * Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека»* всех членов семьи или большинства из них  — отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение; * одного из членов семьи — отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи; * себя  — ощущение своей малой значимости в семье, отверженности. * Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим( в сравнении с «Рисунком человека») при изображении* всех членов семьи или большинства из них  — напряженная эмоциональная атмосфера в семье;     * одного из членов семьи  — напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи; * себя — неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье. * Агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках  — агрессивное поведение данного члена семьи. * зубы — вербальная агрессия данного члена семьи. * Большое количество предметов: мебели, вещей — недостаточность эмоционального общения в семье.   Приведем основные критерии, по которым можно более подробно оценить особенности внутрисемейных отношений( Лосева В. К. , 1995; Дилео Д. , 2001) . 1. Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает: А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать». Б. Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем — его как бы нет во внутреннем мире субъекта. 2. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка: А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место»; Б. Безразличие к близким( отсутствие вовлеченности) : «Я не стремлюсь найти здесь свое место», «Меня здесь ничто не волнует». 3. Пространство листа — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист. 4. Положение рисунка на листе.  Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится». 5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов. 6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения. 7. Изображение головы.  Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову. 8. Изображение рта.  Большой по размеру и/ или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других. 9. Изображение рук.  Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии. 10. Изображение постороннего персонажа.  Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит( например, члена родственной семьи, друга семьи и пр. ) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного( например, сказочного) персонажа. 11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших( близких) отношениях с ним. 12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонах, обладающей по мнению автора наибольшей властью в семье( хотя он может быть самым маленьким по размеру) . Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. 13. Расстояние между персонажами ( линейная дистанция) связан с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: еого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом. 14. Персонажи,  которые непосредственно соприкасаются друг с другом прибывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают. 15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу,  изображается или с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожашей линией. Автор как бы не решается его изобразить. 16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами –«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, то есть бояться просить о помощи. 17. Изображение ног.  Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги – признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности. 18. Точка реальности.  Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые стоят на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют. Симптомокомплексы детского рисунка семьи Симптомокомплекс                                   Симптомы 1.   Благоприятная семейная ситуация  1. Общая деятельность всех членов семьи      2. Преобладание людей на рисунке                3. Изображение всех членов семьи                 4. Отсутствие изолированных членов семьи   5. Отсутствие штриховки                               6. Хорошее качество линии                             7. Отсутствие показателей враждебности         8. Адекватное распределение людей на листе 2.  Тревожность у ребенка  1. Штриховка                                              2. Указана линия основания                         3. Линия над рисунком                                  4. Линия с сильным нажимом                         5. Стирание                                                  6. Преувеличенное внимания к деталям            7. Преобладание вещей                               8. Двойные или прерывистые линии               9. Подчеркивание отдельных деталей           3.   Конфликтность в семье   1. Барьеры между фигурами                                                2. Стирание отдельных фигур                                                   3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур              4. Выделение отдельных фигур                                                  5. Изоляция отдельных фигур                                                    6. Неадекватная величина отдельных фигур                        . 7. Член семьи, стоящий спиной                                                    8. Отсутствие на рисунке какого- то члена семьи                       4.   Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации  1. Автор рисунка непропорционально маленький                        2. Расположение фигур на нижней части листа                            3. Изоляция автора от других                                                     4. Все фигуры маленькие                                                           5. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора               7. Автор стоит спиной                                                               5.  Враждебность в семейной ситуации  1. Агрессивная позиция фигуры                                                    2. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа       3. Зачеркнутая фигура                                                                 4. Деформированная фигура                                                       5. Обратный профиль                                                               6. Руки раскинуты в стороны                                                     7. Непропорционально большие кисти рук                                   «Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием. Анализ таких рисунков, выполненных учащимися вспомогательной школы, показывает, что дети «читают» свои рисунки, вкладывая в них определенное эмоциональное содержание. Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи. Так, в рисунках были показаны ситуации отдаленности, отчужденности детей от родителей. Образ «Я» помещался вдали от остальных членов семьи, а в одном случае ребенок нарисовал себя лежащим высоко на шкафу, в то время как другие члены семьи располагались вместе в комнате. Дети изображали себя в стороне от своих братьев и сестер. Причем, характерен тот факт, что у несимпатичных членов семьи( отчим, брат и т. д. ) дети не рисовали лиц. В «Рисунке семьи» строгие родители изображались большими, а сам ребенок — очень маленьким.

Тест" Вербальное мышление" 1. Какое животное больше- лошадь или собака? Лошадь= 0. Неправильный ответ= - 5.     2. Утром мы завтракаем, а в полдень. . . ? Обедаем. Мы едим суп, кнедлики и мясо= 0. Полдничаем. Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы= - 3.   3. Днем светло, а ночью. . . ? Темно= 0. , Неправильный ответ= - 4.   4. Небо голубое, а трава. . . ? Зеленая= 0. Неправильный ответ= - 4.   5. Черешни, груши, сливы, яблоки. . . это что? Фрукты= 1. Неправильный ответ= - 1.   6. Почему перед тем как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд и т. п. = 0. Неправильный ответ= - 1.   7. Что это такое: Прага, Бероун, Плзень? Города= 1, станции= 0. Неправильный ответ= - 1.   8. Который час? ( Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут. ) Хорошо показано= 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно= 3, не знает часов= 0.   9. Маленькая корова- это теленок, маленькая собака- это. . . , маленькая овечка- это. . . ? Щенок, ягненок= 4, только одно из двух данных= 0. Неправильный ответ= - 1.   10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового? На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти( достаточно одного подобия) = 0, на кошку( без приведения знаков подобия) = - 1, на курицу= - 3. 11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины( тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1, одна причина= 0. Неправильный ответ( например, он не ехал бы без тормоза) = - 1.   12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака( они из дерева и из железа, у них рукоятка, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно подобие= 3. Неправильный ответ= 0.   13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков( у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям) = 3, одно подобие= 2. Неправильный ответ= 0.   14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой на столе? У винта нарезка( резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается или у винта гайка= 2. Неправильный ответ= 0.   15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание. . . это? Спорт( физкультура) = 3. Игры( упражнения, гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ= 0.   16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства и самолет или корабль= 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень( и с самолетом или с кораблем) , но только после объяснения" Транспортное средство- это то, на чем мы куда- нибудь передвигаемся" = 2. Неправильный ответ= 0.   17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Три признака( седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) 4. Одно или два различия= 2. Неправильный ответ( у него палка, он курит) = 0.   18. Почему люди занимаются спортом? Две причины( чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда- победить и др. ) = 4. Одна причина= 2. Неправильный ответ( чтобы что- нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.   19. Почему это аморально( неправильно, плохо) , когда кто- нибудь уклоняется от работы? Остальные должны на него работать( или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто- то другой) = 4. Он ленивый- или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить= 0. Неправильный ответ= 0.   20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? Так платят за пересылку( перевозку) этого письма= 5. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф= 2. Неправильный ответ= 0.   Результат теста  - это сумма баллов( + и- ) , достигнутых по отдельным вопросам.   Классификация результатов:   1. . . . . . + 24 и лучше;   2. . . . . . + 14 до+ 23;   3. . . . . . + 0 до 13;   4. . . . . . - 1 до- 10;   5. . . . . . - 11 и хуже.   Для заключения по результатам этого теста можно воспользоваться рекомендациями Н. И. Гуткиной( Рабочая книга школьного психолога/ Научн. ред. И. В. Дубровака. - М. , 1991, - С. 89) .

Оставить комментарий: