ТРИЗ
Документы для скачивания
Использование инновационных технологий. ТРИЗ Современное общество требует от формирующейся личности способности к быстрому реагированию на изменяющиеся условия, к самостоятельному мышлению, к принятию самостоятельных решений. В связи с этим одним из важнейших направлений в обучении подрастающего поколения является инициация и развитие творческой( креативной) активности. Теория решения изобретательских задач нашла отражение в работах А. Б. Попова, Г. С. Альтшуллера, В. А. Михайлова, Г. И. Альтова, Б. Л. Золотина, А. В. Зусмана, В. М. Герасимова, С. С. Литвинова, М. И. Мееровича, А. м. Пиняева. Уровень творческой активности ребенка определяется не столько количественным усвоением представлений и понятий, сколько их качественными особенностями, их ролью в формировании уровня развития креативных способностей. Любое развитие, в том числе и творческое, имеет определенные возрастные пределы. И, естественно, чем раньше в человеке начать развивать творческие способности, тем лучше. Что же такое ТРИЗ? Если расшифровать аббревиатуру, получится: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, педагог сможет вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Ее цель – помочь изобретателю использовать с максимальной отдачей уже имеющийся у него запас знаний и опыта. Для эффективного проведения занятий с использованием ТРИЗ необходимо создать такие условия для формирующейся личности, которые обеспечивают оптимальное удовлетворение и развитие потребности в творчестве в различных ситуациях и разных видах деятельности. Эти условия зависят, во- первых, от педагога и его стиля работы, во- вторых, от условий организации работы. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы. Девиз ТРИЗ – творчество во всем: в постановке вопроса, в принятии решения, в подаче материала, анализе работ, в повседневной жизни. Творчество должно стать стилем жизни педагога и детей, а не задачей занятия, игры. Дошкольный возраст сензетивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы, стараясь подвести детей к принятию верного решения. Каждый день работы, каждое занятие с детьми – проблемы поиска, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Как быть, если? Педагог не раскрывает истину – он учит ее находить. Необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить их в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. В любом режимном моменте должен присутствовать элемент творчества. Специальная работа на занятиях, в играх, развлечениях, в быту, на прогулке, нацеленная на развитие творчества, должна организованно войти в жизнь ребенка. Учитывая психологические, возрастные особенности детей дошкольного возраста, обучение необходимо основывать на игровой деятельности так, чтобы процесс развития творческих и умственных способностей детей происходил для них незаметно. Поэтому все упражнения, проведенные с детьми, должны носить характер игровой деятельности, занимательной для малышей. Игры каждый день «Хорошо- плохо», «Польза – вред», «Наоборот», «Лото»- игры на умение видеть противоречия. «Что может быть», «Превратим в…»- игры на ФСА( функционально- стоимостный анализ) . Отвечают на вопросы детей: Что можно делать? Чем может служить? Для кого будет чем? «Чем связаны? », «Чем похожи? », «Что общего? »- игры на системный анализ. Создание доброжелательной психологической атмосферы максимально способствует раскрепощению воображения, фантазии, снятию психологических барьеров. Необходимо установить контакт с детьми, общение строить на взаимопонимании и взаимодоверии. Стиль отношений должен быть демократическим и уважительным. Дети не должны бояться оценки своих действий, бояться сделать что- то плохо или неправильно. чем свободнее и раскрепощенее будут дети на занятиях- играх, тем больших успехов можно добиться. Выслушивать необходимо каждого желающего, давая только положительную оценку. И при этом лучше говорить не «правильно», а «интересно, необычно, любопытно». Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией. Дети учатся возражать педагогу и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что- то взамен или доказывая. Основные принципы проведения занятий – от простого к сложному, доходчивость и простота в подаче материала. Материал подбирается повышенной сложности и в то же время наглядный, красочный, так как у дошкольников преобладают образные формы познания. Все занятия проводятся в комплексе с музыкальным воспитанием, развитием речи, ознакомлением с окружающим, изобразительной, трудовой и другими видами деятельности. Важнейшее влияние на развитие творческих способностей оказывает коллективная работа. Поэтому педагогу необходимо добиваться того, чтобы при обсуждении результатов упражнений ребята внимательно слушали друг друга. Это дает им возможность обогащать свое воображение не только собственным, но и чужим коллективным опытом. «Живое» занятие с детьми – процесс творческий, не терпящий жестких рамок «от и до». Это скорее образ жизни в детском саду, способ общения с детьми, причем на протяжении всего дня. Организуются занятия в игровой форме, и дети не замечают, что они учатся, плавно переходя от самостоятельной игры к игре- занятию с воспитателем. Подбирая материал для самостоятельных игр, игр- занятий, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Творчество – это всегда выражение индивидуальности: темперамента, характера, особенностей некоторых психологических процессов и настроения в данный момент. В современных условиях мало возможности двигаться, да еще и на занятиях необходимо сидеть без движений, естественный результат этого – быстрая утомляемость. Занятие- игру не обязательно проводить за столом, можно и на полу, и не только сидя, а лежа на животе – как удобнее. В этом случае ребята меньше устают, становятся активнее, эмоциональнее. Без понимающего и активного участия родителей невозможно добиться от воспитанников положительных результатов. Необходима поддержка родителей, их участие и понимание возможности развития творческих способностей детей. Чаще всего взрослые стараются увести ребенка от увлекательных задач, заменяя игру чтением, счетом, стремясь «ускорить» его развитие. Они забывают, что перед их детьми вся жизнь, а она будет сложной и многоплановой. Поэтому главное для малыша – быть активным, раскрепощенным. Еще одна ошибка – боязнь предложить детям сложные задачи, считая, что это им не под силу. Поэтому важно знакомить родителей с методами ТРИЗ, убеждая их в значимости наличия у детей нетрадиционного мышления, творческого воображения. Следует применять такие формы работы, как день открытых дверей, консультации, беседы, родительские собрания, анкетирование, тестирование, выставка пособий, работ детей, посещение на дому и др. Знакомство родителей с методами ТРИЗ дает им возможность посмотреть на своих детей по- новому, открыть в малыше такие способности, о которых они даже не подозревали.