практикум для родителей "Готовимся к школе"
Документы для скачивания
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ! » ЦЕЛЬ: Формирование практической помощи семьям воспитанников при подготовки к школе. ЗАНЯТИЕ 1. ПРАКТИКУМ «ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ? » ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: подготовка практиче ских заданий для родителей; моделей готовности ребёнка к школе по количеству родителей. МАТЕРИАЛЫ: цветные модели готовности ребёнка к школе, лежащие перед каждым родителем изображением вниз; магнитная доска; листы бумаги, фломастеры. СОДЕРЖАНИЕ: Теоретическая часть Практические задания родителям Работа с наглядным материалом Деловая игра «Разброс мнений» Педагог: « Хот елось бы начать нашу совместную работу с вопросов « Справится ли ваш ребёнок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребёнка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят многих родителей будущих первоклассников. Озабоченность родителей понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и в конечном счёте благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой. Вы, сегодняшние родители, как и родители прошлых поколений, вместе со своими детьми будете переходить из класса в класс, решать задачки и т. п. Ребёнок приносит из детского сада или школы не только знания, навыки, отметки, но и свои переживания, настроения, новые понятия о жизни, самом себе, своих способностях и своём месте в этом мире. Всё происходящее с ребёнком за пределами дома через него приходит в семью. Семейная среда особенно значима для ребёнка с точки зрения эмоциональной и душевной поддержки. Сам факт поступления ребёнка в школу ещё не говорит о принятии им статуса ученика. Каждый по- своему переживает эту новую социальную роль. Для ребёнка это не только событие, но и процесс, растянутый во времени. Специалисты – психологи называют его «критическим периодом», «критическими годами зависимости», «критическим возрастным периодом». У ребёнка обостряется потребность в безопасности, эмоциональном контакте с близкими взрослыми, защите и опёке с их стороны. Специалисты отмечают усиление чувствительности ребёнка к разным воздействиям взрослого. Всё это побуждает к внимательному отношению со стороны и родителей, и педагогов и оказанию поддержки в семье и за её пределами. Нашу совместную работу мне хотелось бы начать с ритуала приветствия. Пусть к аждый, в чьих руках окажется клубок, представиться( имя ребенка, свое имя отчество, место работы) Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу. Практическое задание №1. Педагог: « А теперь мы хотим предложить вам немного поразмышлять над тем, что же именно нужно для успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе. Н апишите на своих листах то главное, что должен уметь ребёнок, поступающий в первый класс школы ». Родители раб отают самостоятельно( 1- 2 минуты) . Затем, по очереди зачитывают своё мнение и передают его педагогу. Педагог обобщает ответы родителей, составляя “портрет идеального( по мнению родителей) первоклассника. П едагог: « Вы назвали все качества, необходимые для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности, представленному на схеме. Теперь предлагаем вам познакомиться с « портретом » идеального( по мнению педагогов, психологов) первоклассника. Перед вами представлены все направления готовности ребёнка к школе. Каждое из них влияет на обучение ребёнка в школе. Уважаемые родители, вы только что попытались сформулировать главные качества, которые помогли бы вашим детям успешно подготовиться к поступлению в школу и безболезненно адаптироваться к новым условиям обучения. Мнения разделились. Для того, чтобы внести ясность и разобраться в этом вопросе, давайте подробно рассмотрим понятие готовности к школе. Прошу вас обратить в нимание на эту схему( педагог комментирует схему готовности к школе, представленную на доске) . Готовность к школе, как вы видите, включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую готовность. Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально- волевую и коммуникативную готовности. Начнём с физической готовности. Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Но, как вы считаете, для чего это нужно делать? » Р одители включаются в обсу ждение, высказывают свои мнения. Педагог подводит итоги обсуждения: « Конечно, в подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребёнку справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течени и 35 минут урока требует определённой физической подготовки. А таких уроков будет 3- 4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения. Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это рез ультат недостаточного развития «ловких» мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикого и точечного рисунка. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Однако, готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Давайте рассмотрим следующий компонент, обозначенный в схеме. Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т. е. то, чему он научился в детском саду. Порядковый и количественный счёт, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем( животных, транспорте, временах года и т. д. ) , знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками пришёл малыш в школу очень многое зависит. Поэтому, в оставшееся до школы время, уделите этому вопросу внимание. Поиграйте со своим ребёнком в «Занимательные фигуры» или «Назови одним словом»; уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких- либо событиях. Это поможет вашему малышу закрепить полученные знания и умения, обрести уверенность в себе. Следующий вид готовности к школе – это психологическая готовность. Она включает в себя ряд очень важных аспектов, от сформированности каждого из которых, зависит успешность подготовк и к школе и дальнейшее обучение. Это интеллектуальная, мотивационная, эмоционально- волевая и коммуникативная готовности. От того, насколько хорошо развиты познавательные психические процессы: память, зрительная и слуховая, мышление, внимание и творческое воображение- будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к обучению. Но развивая способности ребёнка, следует знать ряд важных вещей. Практическое задание №2( работа с шаром и рисунками) – Это наклонная плоскость. А это шар. Прошу Вас, попробовать покатить шар вверх по плоскости. ( Родитель выполняет действие) . – У вас получилось? Что способствовало этому? – Потому что я прилагал усилия. – А теперь отпустите шар. Что с ним произошло? – Он тут же скатился назад с доски. – Спасибо. А теперь, давайте подведём итоги. Итак, чтобы шар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима определённая движущая сила. Она должна быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнёт движение в обратную сторону. Мы с вами убедились в этом. Шар – это умственная деятельность человека. Секрет заключается в том, что наш ум требует постоянной загрузки. Развитие и обучение должно быть стабильно и постоянно. Стоит нам на время сделать перерыв, навёрствовать упущенное будет неле гко. В развитии интеллекта нет «стоячего» положения. И если мы не движемся вперёд, то не избежно станем двигаться назад. Но как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперёд? Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С. Я. Маршак писал: Он взро слых изводил вопросом «почему? ». Его прозвали «маленький философ», Но т олько он подрос, как начали ему п реподносить ответы без вопросо в. И с тех пор он больше никому н е досаждал вопр осом «почему? ». Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет. И ещё одним важным секретом я бы хот ела поделиться с вами. ( Педагог демонстрирует рисунок с изображением мамы, кормящей малыша) . Всем вам хорошо знакома эта ситуация. Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономиться, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше. ( Педагог демонстрирует второй рисунок с изображением малыша, который ест сам) . Здесь ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, присматривая за малышом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше. И хлопот тоже существенно прибавляется. Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй, приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд! Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них. Но помимо развития познавательной активности, необходима вера в ребёнка, поддержка, оптимизм, поощрение, ответственность и т. п. «Почвой», которая питает познавательный интерес, является мотивация. Практическое задание №3. Вопрос родителям для обсуждения: «Какова разница между понятиями «желание пойти в школу» и «желанием учиться»( родители высказываются вслух) . В ходе рассуждений педагог подводит к выводу, что если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит «в школе не надо спать», «т ам бу дут мои друзья из детского сада» и т. п. , то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной. И конечно, родителям не стоит запугивать малыша школой или наоборот, настраивать на лёгкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и о её основных занятия х. Например, полезнее сказать: « В школе будет трудно, но инте ресно. Ты узнаешь много нового! », чем высказывать что- то неопределённо- пугающее: « Вот при дёшь в школу – тогда и узнаешь…». Коммуникативная готовность включает в себя умение ребёнка общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Это тоже, весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей – научить ребёнка простым правилам общения. Эмоционально- волевая готовность – важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между «хочу» и «надо» у старшего дошкольника должно преобладать «надо». От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешно сть. Всем нам известна истина: « Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия». Надо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере! Пусть ваш ребёнок будет уверен, что только упорство и труд приведут к желаемому результату. Доводите начатое до конца, не отчаивайтесь при временных трудностях, получайте удовольствие от работы, – и ваш ребёнок усвоит с лёгкостью эти полезные навыки. И в заключении, хочу продемонстрировать вам один простой опыт. Это губка – предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольём красную – получим красную, вольём синюю – такую же и получим. ( Педагог проделывает всё озвученные действия) . А если одновременно вольём и синюю, и красную, то эффект будет неопределённым. Наш ребёнок точно также впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы «вложим» в своих детей в детстве, то и «получим» в более зрелом возрасте. Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем. Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности. Если что- то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы Педагог предлагает группам родителей проблемные задачи для обсуждения и принятия коллегиального решения в подгруппах( 3) . Педагог: «Уважаемые родители, давайте сейчас с вами попробуем окунуться на некоторое время в будущее. Вы родители первоклассников. Предлагаю решить вам несколько проблемных задач. Сейчас каждой группе для обсуждения будут предложены проблемные задачи. Прочитайте их, обсудите и выступите со своим видением решения проблемы. Задание а Какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики « Вот пойдешь в школу, там тебе. . . Ты, наверное, будешь двоечником»( утрата веры в себя, желания ходить в школу, возникновение чувство неуверенности) «Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте! »( Прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям) , развиваться комплекс неполноценности и др. ) «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»( на ребенка ложится двойная нагрузка иными словами, взрослый человек, испытывая страх «унижением 2 делает ответственным за свою самооценку ребенка) Задание б Занимаясь в тетради. Ваш ребенок постоянно встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши действия? Вы купили новую игру( головоломку, пазлы или др. ) После неудачи ребенок бросает игру, говорит, что она неинтересная. Ваши действия? Ваш ребенок в подготовительной группе( 6- 7 лет) внезапно заявил, что не хочет идти в школу. Ваши отношения к этому? Рефлексия деятельности. ДЕЛОВАЯ ИГРА С РОДИТЕЛЯМИ «РАЗБРОС МНЕНИЙ». Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить. Игры могут научить детей. . . Мне кажется, что моему ребенку. . . Я считаю, что игра. . . Ребенку для игры нужно. . . Мой ребенок боится. . . Мой ребенок любит. . . Я со своим ребенком занимаюсь. . . Моему ребенку трудно. . . Мой ребенок не умеет. . . Мой ребенок мечтает о. . . Мой ребенок в школе. . . Я хочу, чтобы мой ребенок. . . Меня волнует в моем ребенке. . . Положительные черты характера моего ребенка – это. . . Мой ребенок в детском саду. . . Дома я своему ребенку читаю. . . Я думаю мой ребенок в школе. . . Я рассказываю своему ребенку о школе. . . Я запрещаю своему ребенку. . . Мой ребенок умеет хорошо. . . С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок. . .