Творческо-исследовательский проект "Мир пуговиц"
Документы для скачивания
МДОУ «Детский сад №22» г. Кимры 2014 год Мир пуговиц Творческо- исследовательский проект Коченова Наталья Алексеевна, воспитатель первой категории Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание. Э. М. Ремарк. Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Подтверждением тому стала исследовательская деятельность, проведенная мною и моими воспитанниками с участием родителей в средней группе МДОУ «Детский сад №22» в рамках творческого – исследовательского проекта «Мир пуговиц». Идея создания проекта возникла в ходе исследовательской деятельности, организованной с целью развития познавательного интереса воспитанников к предметному миру. Для детей особенно важны навыки обследования предметов и умения находить сходства и отличия, делать выводы из полученной в ходе обследования информации. Таким образом, основными целями проекта стали: Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком – либо объекте. Формировать у детей естественно – научные представления о предметах окружающего мира. Расширять кругозор детей посредством познавательно – исследовательской деятельности. Развивать мелкую моторику рук, связную речь, мышление и творческие способности детей. Исходя из поставленных целей, были определены задачи проекта: Расширить знания детей об окружающем мире. Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения. Развивать мышление, активизировать речь детей. Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки. Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы. Сроки реализации проекта: октябрь – январь. Продукт проекта: мини – музей пуговиц в группе. Реализация проекта включала в себя четыре этапа. Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах. Использовалась модель двух вопросов: «Что я знаю? » и «Что я хочу узнать? ». Таким образом, были определены главные вопросы творческо – исследовательской деятельности: «Что означает слово пуговица? », «Чем пользовались люди до изобретения пуговиц? », «Какими были первые пуговицы? », «Каких видов бывают пуговицы? », «Из каких материалов делают пуговицы? », «Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы? », «Что такое коллекционирование? ». Второй этап – разработка проекта. На втором этапе до участников проекта была донесена важность данной проблемы. Также была подобрана методическая, познавательная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме. Были подобраны материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности детей. Был подобран материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей. Также был составлен план мероприятий. Третий этап – выполнения проекта. Данный этап строился на основе интеграции образовательных областей: «Познание»; «Художественное творчество»; «Социализация»; «Безопасность»; «Здоровье»; «Коммуникация»; «Труд» «Чтение художественной литературы». Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. При выполнении проекта использовались следующие формы и методы работы с детьми: Игровая деятельность. Дидактические игры: «Подбери по форме»; «Найди пару»; «Чудесный мешочек»; «Подбери по цвету»; «Выложи узор»; «Подбери пуговицу к одежде »; «Какая лишняя». Данные дидактические игры позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде. Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье». Продуктивная деятельность. Рисование: «Рисование с натуры. Какими бывают пуговицы»; «Экспериментирование в изобразительной деятельности. Печатаем узор( пуговица – штамп) ». Лепка. Составление из пуговиц узора на пластилине: «Бабочка»; «Овечка»; «Перо Жар – птицы». Конструирование. Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина, кожи: «Гусеница»; «Сказочный домик»; «Букет цветов в холодных тонах»; «Черно – белые цветы»; «Новогодняя елочка». Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений: «Волшебный цветок»; «Насекомые». Экспериментально – поисковая деятельность. Рассматривание пуговиц под лупой. Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы. Коммуникативная деятельность. Знакомство с пословицами и поговорками о пуговицах: Прост, как пуговица. Застегнут на все пуговицы. На чужой рот пуговицы не нашить. Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе – медная пуговица. Пуговички золоченые, а три дня не евши. Умная умница – что светлая пуговица. Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано. Знакомство с историей возникновения пуговицы. Составление описательных рассказов о пуговицах. Речевые упражнения «Какая пуговица? » Придумывание сказок и историй о пуговицах. Формы и методы работы с родителями. Беседы с родителями о важности данной проблемы. Привлечение родителей к пополнению группового мини – музея новыми экспонатами. Смотр – конкурс поделок, выполненных совместно с родителями. На данном этапе дети узнали интересные факты из истории пуговицы, пословицы и поговорки об этой детали одежды. Так, например, знакомство с пословицами и поговорками в основном происходило тогда, когда дети одевались, и им приходилось застегивать пуговицы. Если кто – то ошибался, то мог услышать: «Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк». Во время занятий художественным творчеством дети рисовали пуговицы с натуры и использовали пуговицу как штамп. В беседе об истории пуговицы дети узнали, что император Петр первый приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы. Также дети узнали, для чего еще помимо застежки, используют пуговицы. Кроме того, дети узнали, что слово «пуговица» произошло от слова «пугать». Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности. Игры «Найди пару», «Какая лишняя? » позволяли детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде. Четвертый этап. Презентация проекта: Представление мини – музея пуговиц. Выставка совместных с родителями поделок из пуговиц( панно, украшения для кухни, коврик для профилактики плоскостопия) . На четвертом этапе на основе полученной в ходе исследования информации в группе был создан мини – музей и собраны коллекции пуговиц. В группе появились образцы пуговиц, сгруппированные по видам: «Детские пуговицы», «Металлические и форменные пуговицы», «Пуговицы для верхней одежды», «Пуговицы – украшения». Создание мини –м узея и коллекции позволило не только представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, но и узнать, из каких материалов их делают. Знания, полученные в ходе оформления коллекции, закреплялись педагогом с помощью разнообразных игр. Также на четвертом этапе состоялась презентация проекта: каждая семья демонстрировала свои поделки из пуговиц. Была организована выставка детского творчества. Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. Проект оказался интересным для всех его участников. Мир пуговиц настолько захватил детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц. Оказалось, что существует научное название данного вида коллекционирования – филобутонистика. Главное, чему научил проект и детей, и взрослых – это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое! Творческо – исследовательский пр о ект «Мир пуговиц». Конспе кт образовательной деятельности на тему: «Экспериментирование в изо бразительной деятельности. Печатаем узор. ( Пуговица – штамп) ». Образовательная о бласть: Художественное творчество. Разработала и провела: воспитатель МДОУ «Детский сад №22» Коченова Н. А. Задачи. Создать условия для свободного экспериментирования с разным и материалами и инструментами( художественными и бытовыми) . Показать новые способы получения абстрактных изображений или элементов декора способом « принт »( печать) графическими средствами. Вызвать интерес к печатанию пуговицами. Развивать творческие способности и воображение. Предварительная работа. Рассматривание коллекц ии пуговиц в группе. Свободное э кспериментирование в уголке изо бразительной деятельности с художественными материалами и инструментами. Беседа о типографии на занятии по познанию окружающего мира. Освоение изобразительных техник «монотипия» на занятиях по изо бразительной деятельности. Материалы, инструменты, оборудование. Различные по форме и размеру пуговицы, листы бумаги белого цвета, к раски гуашевые, кисти, баночки с водой, салфетки. Содержание занятия. Перед занятием педагог предлагает детям найти и положить на свои столы рисунки, выполненные на занятии по рисованию «Какие бывают пуговицы». Педагог обсуждает с детьми их рисунки, вспоминает, как детям понравилось рисовать с натуры. Педагог уточняет у детей, что значит «рисовать с натуры» и объясняет, что еще можно штамповать( печатать) разные узоры. Педагог спрашивает у детей, знают ли они как можно поставить( получить, нарисовать, напечатать) «следы»( отпечатки) . Педагог обобщает ответы детей и показывает графический способ: наносит кистью гуашевую краску на пуговицу и ставит отпечаток( штампует) на листе бумаги. Затем дети сами свободно экспериментируют с пуговицами и гуаше вой краской. После того, как дети освоят способ( прием) « принта »( печати) , педагог помогает детям сделать выводы о том, что отпечатки можно ставить( повторять) многократно, при этом отпечаток почти не меняется, что позволяет очень быстро создавать узоры( орнаменты) или другие одинаковые изображения. Педагог предлагает детям выполнить узор на листе бумаги. Подсказывает возможность сочетания элементов по форме и цвету. После занятия. Свободное экспериментирование в уголке изо бразительной деятельности с художественными материалами и инструментами. Выставка детских рисунков. Творческо – исследовательский проект « Мир пуговиц». Конспе кт образовательной деятельности на тему: « Рисование с натуры. Какие бывают пуговицы». Образовательная область – художественное творчество. Разработала и провела: воспитатель МДОУ «Детский сад №22» Коченова Н. А. Задачи. Вызвать интерес к рисованию пуговиц с натуры. Показать зависимость изобразительной техники от внешнего вида той или иной пуговицы. Формировать умение обследоват ь натуру и планировать работу( выбор эстетического объекта, рассматривание, создани е карандашного эскиза, выбор художественных инструментов и материалов, рисование) . Инициировать поиск изобразительно выразительных сре дств дл я передачи хар актерных признаков( общий абрис, цвет и форма пуговицы) . Уточнить и расширить понимание термина « натура». Развивать эстетическое восприятие, зрительную память, чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и отражению представлений в изо бразительной деятельности. Предварительная работа. Рассматривание коллекции пуговиц, подготовка эскизов( беглые зарисовки карандашом) , рассматривание иллюстраций и фотографий в детских энциклопедиях, познавательных книгах. Беседа на тему: «Какие бывают пуговицы» о разнообразии форм, размеров, цветов пуговиц, о назначении пуговиц, о правилах безопасного обращения с пуговицами. Рисование с натуры на занятиях по рисованию. Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого цвета, разные художественные инструменты и материалы на выбор: цветные карандаши, фломастеры, краски гуашевые, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки. Различные пуговицы( натура) . Содержание занятия. В начале занятия педагог сообщает, что сегодня дети будут рисовать с натуры как самые настоящие художники. Натура – это то, что художники выбирают в окружающем мире для изображения, что- нибудь очень с или необычное, то, что поразило художника, заставило его остановиться, полюбоваться и сохранить в картине. Рисование с натуры отличается от рисования – фантазирования тем, что в натурной картине художник запечатлевает настоящий, а не придуманный предмет( или человека) – именно так, как видит его перед собой. Если зрители рассматривают картину, нарисованную с натуры, им кажется, будто они и сами увидели то, на что смотрел художник, когда эту картину рисовал. Педагог напоминает детям, что они недавно рассматривали коллекцию пуговиц, исследовали их. Педагог направляет внимание детей на пуговицы и проводит краткую беседу для уточнения представлений детей о том, какие бывают пуговицы, для чего они предназначены. Педагог рассказывает детям, как художники работают над своим произведением, тем самым учит дошкольников планировать свою работу: Выбор красивого или необычного объекта в качестве натуры. Р ассматривание и тщательное изучение объекта( художник может закрыть глаза и вспомнить выбранный объект по памяти) Создание эскиза- беглого наброска, выполняемого карандашом. Выбор подходящих художественных инструментов и материалов( художник определяет размер картины и то, чем и на чем он будет рисовать) . Творческий процесс- рисование с натур ы( один день, несколько дней или даже месяцев, в зависимости от сложности замысла и масштаба полотна) . Оформление( заключение в раму) и представление на выставке или конкурсе. Затем педагог предлагает детям выбрать пуговицы для рисования с натуры и подобрать подходящие художественные материалы. Дети выбирают материалы для рисования и пуговицы. Педагог показывает два- три учебных рисунка, уточняет последовательность работы. Дети рисуют, сверяясь с натурой. Педагог помогает индивидуальными советами. После занятия. Сравнение изображений с реальными пуговицами. Выставка детских рисунков на тему: «Какие бывают пуговицы». Творческо – исследовательский проект «Мир пуговиц». Конспект образова тельной деятельности на тему: «Составление из пуговиц узоров на пластилине. «Бабочка»». Образовательная область- художественное творчество. Разработала и провела: воспитатель МДОУ «Детский сад №22» Коченова Н. А. Задачи. Вызвать интерес к изображению бабочки в технике составления из пуговиц узоров на пластилине. Формировать умение определять и разрабатывать замысел( выбирать исходную для работы) . Продолжать знакомить с явлением контраста. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать эстетические эмоции. Предварительная работа. Беседа о бабочках как о представителях мира насекомых. Знакомство с внешним видом бабочек, с особенностями строения их тела, с узором на их крыльях. Сравнение бабочек. Рассматривание бабочек в иллюстрированных изданиях для формирования представления о видовом разнообразии бабочек. Рисование бабочек на занятиях по рисованию. Материалы, инструменты, оборудование. Цветной картон для фона, пластилин, разнообразные по размеру, форме и цвету пуговицы, салфетки. Содержание занятия. Педагог читает детям отрывок из стихотворения С. Маршака «Зеленая страница»: Вот в одинаковых платьях, как сестры, Бабочки сели в траву отдыхать. То закрываются книжечкой пестрой, То, раскрываясь, несутся опять. Педагог проводит с детьми беседу о бабочках, опираясь на знания, получен н ые детьми на занятиях по ознакомлению с окружающи м миром. Показывает плакат, репродукцию, фотографию или картину с изображением бабочек. Уточняет представление детей о том, как рождается бабочка, о строении тела бабочки, о том, что на крылья бабочек нанесен очень красивый и необычный узор, но если поймать бабочку и повредить этот узор, то бабочка уже не сможет взлететь в воздух. Педагог объясняет детям, что бабочки бывают разные и выглядят они по- разному, у них отличные друг от друга места обитания. Дети сравнивают несколько бабочек, изображенных на фотографиях, по просьбе педагога описывают их, использ уя в речи красивые слова – определения. Педагог предлагает детям составить узор на пластилине в виде бабочки. Для этого повер хность листа цветного картона промазывается пластилином, дети выбирают пуговицы для головы, туловища и крыльев бабочки. Педагог поддерживает находки детей, связанные с выбором оригинального решения при составлении узора на крыльях бабочки, подсказывает детям цветовое решение крыльев бабочки. Дети обдумывают замыслы и приступают к выполнению творческого задания. После занятия. Во второй половине дня устраивается общая выставка изображений бабочек, составленных из пуговиц на пластилине. Творческо – исследовательский проект «Мир пуговиц». Конспект образовательной деятельности на тему: «Составление из пуговиц узоров на пластилине. «Перо Жар – птицы»». Образовательная область – художественное творчество. Разработала и провела: воспитатель МДОУ «Детский сад №22» Коченова Н. А. Задачи. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о предметах разными изобразительно выразительными средствами. Продолжать освоение художественного приема – составление из пуговиц узоров на пластилине. Продо лжать развивать мелкую моторику Предварительная работа. Рассматривание перьев павлина( натура или изображен ие) . Дидактические упражнения на цветовой модели «Радуга». Беседа о сказочных птицах, рассматривание иллюстраций в книгах. Чтение русских народных сказок. Материалы, инструменты, оборудование. Цветной картон, различные по размеру, форме и цвету пуговицы, пластилин, салфетки. Содержание занятия. Педагог читает детям стихотворение В. Набокова «Перо»: Зелененьким юрким внучатам Наказывал леший в бору: «По черным ветвям, по зубчатым, Жар – птица порхнет ввечеру; Поймайте ее, лешенечки, И клетку из лунных лучей Возьмите у ключницы – ночки, Да так, чтоб не видел Кощей. Далече от чащи брусничной Умчите добычу свою, Найдите вы домик кирпичный В заморском, туманном краю. Оставьте ее на пороге: Там кроткий изгнанник живет, Любил он лесные дороги И вольный зеленый народ». Так дедушка – леший на ели Шушукал, и вот ввечеру, Как струны, стволы зазвенели, И что – то мелькнуло в бору. Маячило, билось, блестело. Заохал, нахохлился дед… Родимые, знать, улетела Жар – птица из пестрых тенет. Но утром, как пламя живое, На пыльном пороге моем Лежало перо огневое С цветным удлиненным глазком. Педагог показывает детям перо павлина( настоящее или изображение) , просит детей описать его красивыми точными словами. Особое внимание обращает на многоцветный «глаз» и предлагает подумать, как его можно изобразить. После высказываний детей показывает вариант решения образа с помощью составления из пуговиц узора на пластилине. Поясняет отдельные художественные приемы изображения «глаза» на пере Жар – птицы( или павлина) : Можно выложить павлиний глаз пуговицами одинаковых размеров и разных цветов: большой овал, внутри – другой, внутри второго в свою очередь, еще один – поменьше. Можно выложить овалы павлиньего глаза пуговицами разных размеров и форм, разных цветов по аналогичной технологии. Педагог уточняет представление детей о строении пера Жар – птицы или павлина( длинный стержень, голый на одном конце с красивым многоцветным «глазом» на другом и с волосками по всей длине – длинными или короткими, прямыми или волнистыми) . Дети обдумывают замысел, выбирают пуговицы для работы и создают образ сказочного пера по замыслу. В конце занятия педагог читает детям отрывок из стихотворения В. Набокова «Павлины»: Облаков полдневных, бесшумно – своенравных В синеве глубокой дробилось серебро. Из- под пальмы выплыли три павлина плавных И роняли перья, и каждое перо, - То в тени блестящее, то на солнце сонном Легкое зеленое, с бархатным глазком, Темною лазурью волшебно окаймленным, Падало на мрамор изогнутым цветком… Творческо – исследовательский проект «Мир пуговиц». Конспект образовательной деятельности на тему: «Составление из пуговиц узора на пластилине. «Овечка». Образовательная область: Художественное творчество. Разработала и провела: Воспитатель МДОУ «Детский сад №22» Коченова Н. А. Задачи. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о предметах разными изобразительно выразительными средствами. Продолжать вызывать интерес детей к составлению изображения из пуговиц на пластилине. Расширять представления детей о домашних животных. Предварительная работа. Просмотр фотографий, иллюстраций, открыток с и зображением домашних животных( овца, баран, корова, бык, коза, свинья) для обогащения художественных впечатлений детей. Беседа с детьми на тему: «Домашние животные». Материалы, инструменты, оборудование. Цветной картон для фона, пластилин, пуговицы разных размеров, форм и цветов, самоклеющаяся бумага зелен ого и красного цветов, салфетки, ножницы, цветные карандаши. Содержание занятия. Воспитатель обсуждает с детьми, что сегодня на занятии они будут изображать с помощью пуговиц и пластилина овечку, просит детей описать строение и форму тела овечки, цвет овечьей шерсти. Педагог уточняет, что овечка – животное травоядное и предлагает детям изобразить не только овечку, но и травку для нее. П едагог предлагает детям сделать беглый набросок( эскиз) туловища овечки карандашом. Далее д ети выбирают нужные им для работы пуговицы, преимущественно белого цвета( для изображения овечьей шерсти) и немн ого пуговиц красного цвета( для изображения копыт животного) и приступают к выполнению творческого задания: промазывают пластилином нужное место на поверхности цветного картона и выкладывают из пуговиц изображение овечки. Педагог предлагает детям мордочку овечки вырезать из самоклеющей ся бумаги красного цвета, а для глаз овечки использовать небольшого размера пуговицы черного цвета. После того как дети закончат выкладывать тело овечки из пуговиц, воспитатель предл агает с помощью пуговиц красного цвета изобразить ножки с копытами. Далее педагог напоминает детям, что овечка питается травой и предлагает с помощью самоклеющей ся бумаги зеленого цвета изобразить траву для овечки. Дети с помощью ножниц вырезают травку и наклеивают ее на нижнюю часть листа цветного картона. После занятия. Дети рассматривают свои работы, делятся впечатлениями друг с другом. В самостоятельной художественной деятельности дети могут попробовать изобразить другое домашнее животное из пуговиц на пластилине. Творческо – исследовательский проект «Мир пуговиц». Конспект образовательной деятельности на тему: «Мозаичное панно из пуговиц. «Волшебный цветок». Образовательная обл асть: худо жественное творчество. Разработала и провела: воспитатель МДОУ «Детский сад №22» Коченова Н. А. Задачи. Познакомить детей с новым видом художественного творчества – мозаикой, с техникой и особенностями подбора пуговиц для мозаичного панно. Продолжа ть знакомить детей с приемами выкладывания из пуговиц разнообразных объемных изображений. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции. Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими. Предварительная работа. Знакомство с необычными, фантазийными цветами( рассматривание открыток, иллюстраций, изображений в детских книгах) . Рисование «сказочных цветов» на занятиях по изобразительной деятельности. Рассматривание иллюстраций к сказке С. Аксакова «Алень к ий цветочек». Слушание музыки( «Вальс цветов» П. И. Чайковского) . Рассматривание различных мозаичных изображений, выкладывание из мозаики разнообразных фигур. Материалы, инструменты, оборудование. Пуговицы( различные по форме, величине и цвету) , пластилин, одноразовые тарелки зеленого цвета, салфетки. Содержание занятия. Педагог объяс няет детям, что сегодня они будут выполнять мозаичное панно из пуговиц и попытаются изобразить на этом панно волшебный цветок. Педагог предлагает детям вспомнить, какие изображения необычных цветов они видели, просматривая иллюстрации и открытки при подготовке к занятию. Педагог предлагает детям выполнить мозаичное панно из пуговиц необычным способом – использовать в качестве основы под мозаику одноразовую пластиковую тарелку зеленого цвета, а в качестве скрепляющего средства – пластилин. Педагог предлагает детям подумать, какие «волшебные цветы» они будут выкладывать на тарелке в технике «мозаика», обсуждает с детьми их идеи, цветовое решение, размер, форму, особенности строения «волшебного цветка», его расположение на панно. Педагог предлагает детям выбрать понравившееся пуговицы для мозаики, при этом напоминает, что детали мозаики( в данном случае пуго вицы) должны сочетаться по форме и размеру, быть близкой цветовой гаммы. Дети приступают к работе над мозаикой – подбирают одинаковые по размеру, форме и цветовой гамме пуговицы для «лепестков» цветка, в определенном порядке размещают их на панно, выбирают пуговицу контрастного цвета для «серединки» цветка, все пуговицы прикрепляются к основе панно – тарелке с помощью пластилина. Педагог при необходимости помогает детям – подсказывает, как лучше расположить пуговицы на панно, в какой последовательности, чтобы получилась интересная композиция. После занятия. Дети рассматривают получившиеся мозаичные панно с изображенными на них «волшебными цветами», беседуют о них. Педагог организовывает выставку детских работ под названием «Волшебные цветы». Творческо – исследовательский проект «Мир пуговиц». Конспект образовательной деятельности на тему: «Мозаичное панно из пуговиц. «Насекомые». Образовательная область – худо жественное творчество. Разработала и провела: воспитатель МДОУ «Детский сад №22» Коченова Н. А. Задачи. Продолжать знакомить детей с техникой художественного творчества – мозаикой, с техникой и особенностями подбора пуговиц для мозаичного панно. Продолжать знакомить детей с приемами выкладывания из пуговиц объемных изображений. Продолжать развивать у детей творческие способности, чувство цвета и композиции. Вызывать у детей познавательный интерес к жизни насекомых, изображению насекомых, продолжать учить создавать образы знакомых насекомых в технике « мозаика ». Предварительная работа. Экскурсия в кимрский краеведческий музей( экспозиция «Насекомые кимрского края») , просмотр картинок, иллюстраций в детских энциклопедиях, фотографий насекомых, подготовка эскизов( беглые зарисовки карандашом) , чтение произведения К. Чуковского «Муха – Цокотуха». Материалы, инструменты, оборудование. Пуговицы( различные по форме, величине и цвету) , пластилин, одноразовые тарелки желтого цвета, салфетки. Содержание занятия. Педагог эмоционально читает стихотворение К. Чуковского «Муха – Цокотуха». Педагог объясняет детям, что на занятии они будут выполнять мозаичное панно из пуговиц и попытаются изобразить на этом панно различных насекомых( пчелу, гусеницу, божью коровку) . Педагог предлагает детям вспомнить, как выглядят эти насекомые, проговаривает вместе с детьми особенности строения тела насекомых, места их обитания, способы их передвижения, особенности и способы их питания. Педагог предлагает детям выполнить мозаичное панно из пуговиц необычным способом – использовать в качестве основы под мозаику одноразовую пластиковую тарелку желтого цвета, а в качестве скрепляющего средства – пластилин. Педагог предлагает детям обсудить, как правильно изобразить насекомых на панно, какие подобрать пуговицы, их размер, форму, цвет, как лучше расположить насекомых на мозаичном панно. Педагог напоминает детям, что детали мозаики( в данном случае – пуговицы) должны сочетаться по размеру, форме. Дети приступают к работе над мозаикой – подбирают нужные им пуговицы для изображения насекомых, в определенном порядке размещают их на тарелке – панно, и прикрепляют их к основе панно при помощи пластилина. Педагог при необходимости помогает детям, подсказывает, как лучше и правильней расположить пуговицы на панно, в какой последовательности, чтобы получилась интересная и красивая композиция. После занятия. Дети рассказывают о своих насекомых на панно, сравнивают их с реальными объектами живой природы. Организация выставки «Насекомые». Творческо – исследовательский проект «Мир пуговиц». Конспект образовательной деятельности на тему: «Ко н струирование из пуговиц и пластилина на готовой форме. «Сказочный домик». Образовательная область – художественное тво рчество, познание. Разработала и провела: воспитатель МДОУ «Детский сад №22» Коченова Н. А. Задачи. Инициировать творческие проявления детей при создании поделок на основе готовых( бытовых) форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Учить видеть общую форму и находить адекватные изобразительно- выразительные средства и способы для ее преобразования в художественного образ. Показать возможность создания домика путем дополнения готовой формы( картонной или пластиковой) выразительн ыми деталями из пуговиц. Активизировать разные способы и приемы лепки и конструирования из пуговиц. Развивать воображение, чувство формы. Поощрять инициативу, сообразительность. Предварительная работа. Рассматривание изображений «сказочных» домиков в книгах для детей. Беседа об архитектуре домов, особенностях их строения и украшения. Материалы, инструменты, оборудование. Пуговицы( различные по форме, цвету и размеру) , пластилин, картонные или пластиковые формы( готовые бытовые упаковки и емкости) , 2- 3 домика различной формы. Содержание занятия. Педагог показывает детям 2- 3 домика и проводит краткую беседу о домиках, о том, чем похожи и чем отличаются обычные и сказочные дома. Затем педагог предлагает детям смастерить свои «сказочные домики» и использовать для этого основу – готовую бытовую или пластиковую форму( пластиковые бутылки или картонные коробки) . П едагог уточняет представление детей о том, что при создании «сказочного домика» вместо корпуса( основной детали, части) можно использовать готовые формы – небольшие коробочки из –под молока, зубной пасты, маминого крема, упаковки из – под йогурта и творожка и даже пластиковые бутылки. Они служат прочной и надежной основой, а также позволяют избежать лишней работы по созданию крупной формы( корпуса) . В этом случае все усилия и внимание направлены на тонкую оформительскую работу. Педагог расширяет представления детей о том, какими могут быть «ска зочные домики», уточняет творческую задачу. Затем педагог показывает некоторые способы преобразования и дополнения формы, объясняет, что «сказочный домик» будет украшаться пуговицами, в качестве скрепляющего средства будет использоваться пластилин. Затем педагог обращает внимание детей на разнообразие пуговиц, предлагает придумать свой необычный «сказочный домик» и выбрать подходящие пуговицы. Педагог поддерживает находки детей, связанные с выбором оригинального способа украшения домика, «изобретением» необычной детали. В конце занятия дети любуются своими «сказочными домиками», сравнивают их. После занятия. Во второй половине дня устраивается общая выставка самодельных «сказочных домиков». Творческо – исследовательский проект «Мир пуговиц». Конспект обра зовательной деятельности на тему: «Конструирование из пуговиц и проволоки. «Гусеница». Образовательная область – художественное творчество, познание. Разработала и провела: воспитатель МДОУ «Детский сад №22» Коченова Н. А. Задачи. Познакомить детей с новым видом конструирования – при помощи проволоки и пуговиц. Показать зависимость способа конструирования от внешнего вида объекта( в данном случае – гусеницы) . Формировать умение планировать работу( подбирать нужные по размеру, форме и цветовой гамме пуговицы для конструирования туловища гусеницы, ее ножек и усиков) , определять адекватный способ создания образа. Инициировать поиск нужных пуговиц для передачи характерных признаков( форма и пропорции, поза и движение) . Развивать эстетическое восприятие, зрительную память, чувство формы. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в конструировании. Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций и фотографий в детских энциклопедиях, познавательных книгах, научно – популярных изданиях о животных. Подготовка эскизов( беглые зарисовки карандашом) . Лепка на занятиях по художественному творчеству на тему: «Гусеница». Материалы, инструменты, оборудование. Различные по размеру, цвету круглые пуговицы( по 20 больших пуговиц и 42 маленьких на каждого ребенка) , подносы, проволока. Содержание занятия. Педагог проводит краткую беседу на тему: «Как выглядит гусеница». Педагог предлагает детям подумать, какого размера пуговицу нужно подобрать для изображения головы гусеницы, напоминает детям, что пуговицы, изображающие туловище должны быть более или менее одинакового размера с пуговицей – «головой». Дети приступают к работе. Для скрепления пуговиц используется проволока, которая продевается в отверстия на пуговицах. Педагог предлагает детям подумать, какого размера пуговицы понадобятся для конструирования ножек гусеницы. Дети подбирают пуговицы. Педагог показывает вариант прикрепления ножек гусеницы к ее туловищу, напоминая, что детям нужно сконструировать восемь ножек из пуговиц и проволоки. Далее п едагог предлагает детям подобрать две маленьких пуговицы одинакового цвета для изображения усиков гусеницы и прикрепить их при помощи проволоки к голове гусеницы. Педагог поддерживает находки детей, связанные с выбором оригинальной цветовой гаммы пуговиц при конструировании гусеницы. При необходимости педагог помогает детям, подсказывает какие лучше подобрать пуговицы, как их скрепить проволокой. После занятия. Организовывается выставка – своих гусениц дети объединяют в единую панораму «Наши гусеницы». Творческо – исследовательский проект «Мир пуговиц». Конспект образовательной деятельности на тему: «История пуговицы». Образовательная область – познание. Разработала и провела: воспитатель МДОУ «Детский сад № 22» Коченова Н. А. Задачи. Познакомить детей с историей пуговиц. Рассказать об их видах. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру. Совершенствовать навык выкладывания изображений из пуговиц. Предварительная работа. Рассматривание пуговиц в группе. Материалы, инструменты, оборудование. Пуговицы разного размера и вида, подносы, две коробочки. Ход занятия. Воспитатель загадывает загадку: Одеваться соберешься – Без меня не обойдешься. Знают взрослые и дети – Застегну я все на свете. Что это? ( Дети отгадывают загадку) . Воспитатель: Конечно, это пуговица. У каждого из нас на одежде есть эта помощница. Расскажите, какие бывают пуговицы? ( дети описывают их) . Как вы думаете, для чего нужны нам пуговицы? Поче му они такие разные и непохожие? ( ответы детей) . Какие еще виды застежек вы знаете? ( кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки) . Откуда же пришла к нам пуговица? В далекой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали ее вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки. Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из нее одежду. Изменились и застежки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывали петли. Со временем одежда становилась более разнообразной и сложной по крою и фасону. Появились разные ткани: легкие и воздушные шелковые, плотные и тяжелые шерстяные. Пуговицы в те далекие времена были дорогой и модной вещью. На одежде богатых людей они превратились в настоящее украшение из золота и серебра. Такие пуговицы стоили дороже, чем сама одежда. Иногда шуба могла стоить дешевле помещенных на нее пуговиц. На одну такую пуговицу можно было приобрести дом, а за мешочек пуговиц можно было купить небольшое княжество. Почти до конца девятнадцатого века пуговицы были настолько дорогим товаром, что зачастую их не покупали, а перешивали с одной одежды на другую. В 20 – е гг. двадцатого века были наиболее распространены пуговицы из пластика – бакелита, именовавшегося «материалом тысячи возможностей». После Второй мировой войны материала для производства пуговиц стало катастрофически не хватать, поэтому в дело шел любой подручный материал: в Германии выпускали пуговицы из лобового стекла списанных самолетов – истребителей, а подмосковная артель штамповала их из размягченных на огне патефонных пластинок. Впоследствии появились джинсовые пуговицы на заклепках, пуговицы – кнопки, магнитные пуговицы… А на Руси делали пуговицы – « кляпыши »: палочку из серебра обвивали золотыми нитями до тех пор, пока на одном конце не получался шарик. Самые маленькие « кляпыши » были с горошину, а крупные размером с куриное яйцо. Одежду, застегивающуюся на золотые и серебряные пуговицы, носили только богатые люди. Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешевые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д. Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому – то их и назвали «пуговицами»- от слова «пугать». Для «большей силы» в них подкладывали еще и кусочек металлаили круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звук бубенца. Интересно, что на мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской – слева. Считается, что во время внедрения в обиход пуговиц мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки, поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении. Один забавный эпизод из истории пуговиц. Указ Петра первого, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны, был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом нос и рот. Так император отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно. Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед! В Чехии, в городе Яблонец есть музей пуговиц разных эпох и стран. В нашей группе тоже есть небольшой музей пуговиц. Давайте подойдем к нему и рассмотрим поближе пуговицы. Из чего они сделаны? Дети рассматривают пуговицы из металла, дерева, пластмассы, кости, стекла, перламутра. Если ребенок затрудняется назвать материал, из которого сделана пуговица, воспитатель помогает. Воспитатель предлагает детям обратить внимание на подносы с пуговицами. Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем с пуговицами. Выложите пуговицы, лежащие перед вами, в прямую линию. Передвиньте их так, чтобы получилась волнистая линия( превратилась в круг, квадрат и т. п. ) . А теперь выложите какое – нибудь изображение. Расскажите, что у вас получилось? Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? ( формой, размером, разным количеством отверстий) . А теперь давайте разложим пуговицы по своим домикам. У нас две коробочки, на дне которых нарисованы две и четыре точки. Давайте с вами рассортируем пуговицы по количеству отверстий на пуговице. По окончании работы воспитатель хвалит детей, предлагает им дома тоже разложить пуговицы по виду и размеру, чтобы мама могла быстро найти необходимую ей пуговицу. Приложение. Примерный перечень дидактических игр и упражнений по теме проекта «Мир пуговиц». «Найди пару»( по материалу, из которого изготовлена пуговица, по структуре, принадлежности к одежде) . Цель: упражнение в обследовании и различении пуговиц с помощью зрения и осязания, закрепление знаний о пуговицах, их назначении, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. Формирование способов сотрудничества со сверстниками. «Выложи узор». Цель: развитие у детей микроориентирования, логического мышления, внимания, эстетического восприятия. Поощрение исследовательской активности. Формирование внимательного отношения к совместной деятельности. «Какая лишняя». Цель: развитие внимательности, обучение различению пуговиц по внешним признакам( форме, размеру, строению, материалу) . Обогащение опыта сотрудничества, развитие умения работать сообща. «Подбери пуговицу к одежде». Цель: формирование чувства вкуса. Развитие воображения, чувства цвета, формы. Формирование умения подбирать пуговицы к разным видам сезонной одежды. Формирование культуры общения со сверстниками в игре. «Подбери по форме». Цель: Формировать у детей чувство формы пуговицы, отвлекаясь от других ее признаков: цвета, величины. «Подбери по цвету». Цель: закрепление представлений о цветах. Формирование у детей умения выделять цвета, отвлекаясь от других признаков пуговицы( формы, величины, функционального назначения) . «Чудесный мешочек». Цель: Формирование у детей умения выбирать пуговицы на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Творческо – исследовательский проект «Мир пуговиц». Конспект образовательной деятельности на тему: «Букет цветов в холодных тонах». Образовательная область – познание. Разработала и провела: воспитатель МДОУ «Детский сад №22» Коченова Н. А. Задачи. Вызвать у детей интерес к конструированию цветов из пуговиц и проволоки. Показать приемы конструирования из пуговиц с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции. Активизировать в речи детей прилагательные( качественные и сравнительные) . Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в познавательную и художественную деятельность. Предварительная работа. Знакомство с цветковыми растениями( рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций, репродукций, изображений в детских энциклопедиях и тематических альбомах) . Рисование комнатных растений с натуры( простыми и цветными карандашами) . Беседа об особенностях внешнего вида, условиях жизни и местах произрастания цветковых растений средней полосы России. Конструирование цветковых растений из бумаги. Материалы, инструменты, оборудование. Пуговицы синего, белого, зелено го, фиолетового, голубого цвета разной величины и размера; проволока, подносы. Содержание занятия. Педагог спрашивает детей о том, что они считают самым красивым на свете. По ходу беседы задает уточняющие вопросы( чем мы можем полюбоваться на даче, в парке, в саду, на лугу и даже дома? ) . Педагог показывает детям несколько разных живых цветковых растений или их изображений, предлагает полюбоваться красивыми цветами и описать их самыми красивыми словами( можно провести речевую игру на образование прилагательных: чудесные – чудеснейшие, удивительные – удивительнейшие, восхитительные – восхитительнейшие, очаровательные – очаровательнейшие, необыкновенные – необыкновеннейшие, нежные – нежнейшие, красивые – красивейшие) . Педагог сообщает, что в саду, на лугу, в парке, в лесу растут самые настоящие( реальные) цветы. Показывает изображения цветов, уточняя( по возможности) , как они называются. Затем педагог показывает детям несколько изображений цветковых растений, растущих в средней полосе России( колокольчики, васильки, незабудки) . Педагог спрашивает, чем похожи эти цветы? Дети высказывают свои догадки. Педагог напоминает детям, что существуют холодные и теплые цвета и данные цветковые растения именно холодной цветовой гаммы( дети называют цвета растений) . Педагог предлагает детям сконструировать увиденные цветы из пуговиц и проволоки, объясняет детям последовательность нанизывания пуговиц на проволоку, правила безопасного обращения с проволокой. Дети выбирают понравившиеся пуговицы, обсуждают с педагогом нужное количество пуговиц для конструирования одного цветка и приступают к работе. После занятия. Выставка детских поделок на тему: «Букет цветов в холодных тонах». Творческо – исследовательский проект «Мир пуговиц». Конспект образовательной деятельности на тему: «Конструирование из пуговиц на готовой форме. «Новогодняя елочка». Образовательная область – познание. Разработала и провела: воспитатель МДОУ «Детский сад №22» Коченова Н. А. Задачи. Вызвать интерес к созданию новогодней композиции нетрадиционным способом( использованием готовой формы и пуговиц) . Создать радостное, праздничное настроение, желание украшать свою группу новогодними поделками. Воспитывать любознательность, самостоятельность, эстетический вкус. Предварительная работа. Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Елка». Рассматривание новогодних открыток. Беседа о традициях празднования Нового года в России. Рисование новогодней елки на занятиях по изобразительной деятельности, изготовление новогодних украшений для елочки из пластилина, бумаги, фольги, бисера, макарон, природного материала. Изготовление композиционной основы из картона( конусообразного каркаса елки) . Материалы, инструменты, оборудование. Каркас елки из картона, пуговицы( различные по форме, цвету, размеру) , булавки с цветными головками, подносы. Содержание занятия. Педагог читает детям стихотворение К. И. Чуковского «Елка». Педагог напоминает детям, что приближается зимний праздник – Новый год и спрашивает детей, как они дома готовятся к этому празднику( украшают дом, наряжают елку, готовят подарки своим родным) . Педагог рассказывает детям о традициях празднования Нового года в нашей стране и в мире и предлагает украсить свою группу к празднику- сконструировать новогоднюю елку необычным способом – при помощи пуговиц и булавок. Педагог объясняет детям, что основой для елочки будет служить картон, свернутый в форме конуса, украшена елочка будет пуговицами. Пуговицы будут прикрепляться к картонной основе с помощью булавок с цветными головками, которые будут служить дополнительным украшением елочки. Педагог объясняет детям правила безопасной работы с булавками, предлагает детям отобрать нужные для украшения елочки пуговицы, скомбинировать их по цвету и форме. Дети приступают к работе. Педагог контролирует процесс конструирования и при необходимости помогает детям подобрать нужные пуговицы и прикрепить их к картонной основе. После занятия. Организация выставки детских поделок под названием «Новогодняя елочка». Творческо – исследовательский проект «Мир пуговиц». Конспект образовательной деятельности на тему: « Знакомство с качес твами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы ». Образовательная область – познание. Разработала и провела: воспитатель МДОУ «Детский сад №22» Коченова Н. А. Задачи. Учить детей узнавать материал, из которого сделана пуговица. Называть материал( пластмасса, металл, дерево) . Называть предметы обобщающим словом по признаку материала( пластмассовые, металлические, деревянные) . Воспитывать бережное отношение к пуговицам. Развивать любознательность. Инструменты, оборудование, материалы. Пуговицы( пластмассовые, металлические, деревянные) , подносы, маленькие коробочки. Содержание занятия. Педагог предлагает детям взять в руки пуговицы из различных материалов и внимательно рассмотреть их. Воспитатель спрашивает детей: «Из чего сделаны эти пуговицы? ». Педагог помогает детям назвать свойства и качества материалов( пластмасса – легкая, гибкая, водонепроницаемая, гладкая или шершавая на ощупь; металл – твердый, тяжелый, холодный, не горит, тонет в воде; дерево – легкое, прочное, теплое, горит, не тонет, гладкое или шероховатое на ощупь) . В процессе обсуждения свойств и качеств материалов педагог обращает внимание детей на окружающие предметы, на то, что все предметы в группе сделаны из различных материалов. Педагог предлагает детям поиграть. Дети делятся на три команды, каждой команде воспитатель называет материал( пластмасса, металл, дерево) и предлагает детям найти на своих подносах пуговицы из названного материала. Дети, найдя пуговицу, кладут ее в коробочку. Выигрывает команда, которая соберет больше пуговиц и правильно определит материал. - 68961039376352310765177546029203655909310- 518160- 196215- 403860- 281940182499047199552882265- 272415- 632460- 205740- 6324603680460- 546735- 243840253936518516601272540427101081915- 243840- 899160- 52006520345402870835- 81343561474353088640- 520065- 81343589535- 8134353398520285178551092102820035- 472440- 813435- 47244026866853499485- 7277103632835586105722376023202904575810- 518160- 1295402320290top- 899160- 415290- 2133604232910- 746760- 29146516725904423410- 3181351784985- 356235608076031203903756660- 35623522802852834640- 415290- 863393- 415290