Проект "Детские народные игры"
Документы для скачивания
Проектная деятельность в старшей группе. Тема: «Детские народные игры». Разработала и провела: Лубинова Наталья Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории. МДОУ «Детский сад №22». г. Кимры, 2015 г. В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, - это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм относятся в настоящее время: «Лиса и гуси», «Мороз- Красный Нос» и другие. Кто придумал эти игры? Когда они возникли? На этот вопрос можно ответить: они созданы народы так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные запросы. Педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр, в силу чего они входят как составной материал в программу воспитания в детских садах. Русская педагогика рассматривала детские народные игры как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребенка, но и в годы его школьной жизни. Идея создания проекта возникла в ходе работы над проектом «Дымковская игрушка», где воспитанники изучали быт и традиции русского народа, его фольклор. Сроки реализации проекта: 1 месяц. Продукт проекта: спортивное развлечение «Детские народные игры»( проводится в ДОУ во второй половине дня) . Реализация проекта включала в себя четыре этапа. Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности знаний детей о народных играх. Были определены главные вопросы проекта: «Что такое детские народные игры? », «Какие бывают детские народные игры? » Второй этап – разработка проекта. На втором этапе до участников была донесена важность проблемы. Также была подобрана методическая, познавательная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме. Были подобраны атрибуты для проведения детских народных игр. Третий этап – выполнение проекта. Данный этап строился на основе интеграции образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Развитие речи», «Художественное творчество», «Социализация», «Безопасность». Четвертый этап – проведение спортивного развлечения «Детские народные игры». Результаты проекта показали, что народные игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязание, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. Экспериментально – поисковая деятельность Рассматривание изделий народного промысла( дымковские игрушки, городецкие игрушки, филимоновские игрушки, хохлома, гжель, тверская игрушка, матрешка) Считалки для разучивания. Серый зайка вырвал травку, Положил ее на лавку. Кто травку возьмет, Тот и вон пойдет. Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашел, Сам заплакал и пошел. Зайчишка – трусишка По полю бежал. В огород забежал, Морковку нашел, Капустку нашел. Сидит, грызет. Иди прочь – Хозяин идет! Катилось яблоко Мимо сада, Мимо града. Кто поднимет, Тот и выйдет. За морями, За горами, За железными столбами, На пригорке теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни. Шел баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку, Кто ее возьмет – Тот и вон пойдет. Кады – бады, Налей воды, Корове пить, Тебе водить. Русская народная игра для детей «Бабушка Маланья» Особенности игры и ее воспитательное значение. Это игра – шутка. В ее основе лежит народная потешка, которая разыгрывается в движении. Задача ребенка – придумать или выбрать интересные движения к этой потешке. Участникам игры предоставляется полная свобода – каждый может выбрать то движение, которое ему больше нравится. Игра способствует формированию таких важных качеств личности, как творческая активность, находчивость, умение сосредоточиться. Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, как это было раньше, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в движениях, но и единство в создании образа. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непосредственности и даже шалости. Описание игры и приемы ее проведения. Вначале главную роль выполняет воспитатель. Он предлагает детям поиграть в очень веселую игру – хоровод. При этом предупреждает, что хоровод ребята будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями. Потешка У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь дочерей, Семь сыновей, Все без бровей. С такими глазами, С такими ушами, С такими носами, С такими усами, С такой головой, С такой бородой… Ничего не ели, Целый день сидели, На нее глядели, Делали вот так…( дети повторяют за ведущим любое смешное движение) . Движения, которые дети повторяют за взрослым, должны быть разнообразными: можно, например, погрозить шутливо пальцем, помахать рукой, поклониться, попрыгать, похлопать в ладоши, заложить руки за спину, покачаться на двух ногах и т. д. Они могут сопровождаться звуками или возгласами. Есть лишь одно ограничение в этой игре: все движения должны быть эстети чными. Нельзя допускать кривлянь я детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры. Только после того, как воспитатель даст детям несколько примеров выполнения роли ведущего, он предлагает кому – нибудь из детей занять это место и попытаться развеселить всех участников игры. Правила игры. Тот, кто стоит в центре хоровода, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи. Разрешается показывать любые движения, но кривляться или дурачиться нельзя. Все участники хоровода повторяют движения ведущего. Советы воспитателю. Подготовьте заранее несколько движений для характеристики персонажей потешки. Непосредственно перед игрой создайте в группе такую обстановку, которая располагала бы к веселью, шутке. Такой эмоциональный фон будет способствовать проявлению творческой инициативы и находчивости. Благодаря смене ролей каждый ребенок получит возможность как придумывать смешные движения, так и воспроизводить их. Поощряя детей, выполняющих главную роль, вы активизируете творческую инициативу остальных. Но если кто – то из воспитанников начнет кривляться, нужно остановить его и сказать, что так мы делать не будем. Очень важно помочь тем детям, которые стесняются выступать перед всеми и не могут придумать движение. В этих случаях можно подсказать ребенку какое – либо подходящее движение( но только шепотом, на ушко) , а можно помочь и непосредственно: войти в круг, поплясать или попрыгать вместе с ним. Украинская народная детская игра «Зимний хоровод» Особенности игры и ее воспитательное значение. Игра приобщает детей к национальной культуре украинского народа. Участие в хороводе сближает детей друг с другом и дает им возможность представить красоту зимней природы. В этой игре дети выполняют ритмичные движения под поэтический текст. Движения должны быть очень выразительными, образными и дополнять слова, что является новым для детей. В предлагаемом тексте есть два важных момента: описание зимнего пейзажа и того, что происходит в жизни ребенка в это время года. Игра соответствует радостному настроению детей, которые увидели первый снег, она помогает глубже почувствовать и осознать это событие. Описание игры и приемы ее проведения. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют хоровод. Двигаясь по кругу, они хором произносят текст и сопровождают его движениями. Слова Вот пришла зима- зима, Зима- зимушка, зима. Выпал беленький снежок Выпал снег холодный. На дорожках снег лежит, На деревьях снег висит, Крыши побелели, Вот как побелели. Надо шубки надевать И сапожки обувать, Стало холодненько, Ох, как холодненько! Советы воспитателю. Выполняя одинаковые движения хоровода, дети подражают взрослому. От того, насколько красиво, выразительно движется воспитатель, зависит ход игры, а значит, и эстетические чувства, которые испытывают дети. В дальнейшем можно разнообразить хороводные движения, не нарушая, конечно, их общего характера. Здесь открывается простор для творчества, фантазии, инициативы педагога. Игра может проводиться как в помещении, так и на участке. Русская народная детская игра «Пустое место» Особенности игры и ее воспитательное значение. В данной игре дошкольникам предлагается не воображаемая ситуация, а конкретная задача, решение которой требует от ребенка мобилизации своих усилий. Это новый шаг на пути формирования волевых качеств и овладения своим поведением. Ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников. Поэтому игра влияет на взаимоотношения детей в группе. Содержащийся в ней элемент соревнования( кто раньше добежит и займет свободное место) заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, чтобы успешно справиться с пространственно- двигательной задачей, а также не нарушить правила поведения в совместной деятельности. Описание игры и приемы ее проведения. «Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать! »- обращается воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный кру г. Дети опускают руки и садятся на пол( если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая: Огонь горит, вода кипит, Тебя сегодня будут мыть, Не буду я тебя ловить! Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого- нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три – беги! » Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон оббегают круг. Взрослый дает ребенку возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоить правила новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителя награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом. Правила игры. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал. Бежать по кругу в противоположные стороны. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим. Советы воспитателю. Игра очень проста по своей организации. Она не требует большого пространства и может проводиться как на улице, так и в помещении. Игра должна проходить быстро, живо. Важно удовлетворить желание каждого ребенка участвовать в соревновании. Вместе с тем, не менее важно приучать детей считаться не только с собой. Но и с другими и выполнять роль активных болельщиков в соревновании. Русская народная игра «Лиса и гуси». Особенности игры и ее воспитательное значение. Эт а игра способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим по ведением в коллективе. Но главна я цель ее – вызвать желание помогать другому. Задача ребенка состоит в том, чтобы не только избежать опасности, но и выручить того, кто попался водящему( лисе) . Таким образом, игра имеет важное значение для нравственного воспитания детей, так как вселяет в них убеждение, что никто не должен остаться в беде, что нельзя смеяться над чьей- то неловкостью, потому что это может коснуться каждого. Игра носит сюжетно – ролевой характер, это помогает успешному решению игровой задачи. Описание игры и приемы ее проведения. В игре принимает участие вся группа. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является воспитатель. Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25- 30 шагов. За одной из них – дом хозяина и гусей, а за другой – луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы. Игра начинается. Хозяин провожает гусей на луг. Некоторое время птицы свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится в доме, гуси выстраиваются у черты( границы луга) , и между ними происходит следующий диалог: Хозяин. Гуси – гуси! Гуси. Га – га – га! Хозяин. Есть хотите? Гуси. Да – да –да! Хозяин. Ну, летите! Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит. Когда лиса осалит двух- трех детей( дотронется до них рукой) , она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусей. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе. Все. Лиса – лиса, отдай наших гусят! Лиса. Не отдам! Все. Тогда мы сами отнимем их у тебя! Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня! »- говорит хозяин. Он подходит к лисе, берет ее за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем – потянем. Ух! » Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя «по- тя- нем! »( два- три раза) . Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой. Затем выбирается новая лиса, и игра начинается сначала. Правила игры. Гусям бежать домой, а лисе ловить их разрешается только после слов хозяина «Ну, летите». Лиса не должна хватать гусей, достаточно лишь осалить бегущего ребенка. Пойманный гусь остается на месте, а лиса отводит его в свою нору. На выручку пойманных гусей отправляются все участники игры. Как только выручающие перетягивают лису( она делает шаг вперед) , пойманные гуси считаются свободными и возвращаются домой. Русская народная игра «Мороз – Красный нос». Описание игры и приемы ее проведения. На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- Красный нос. Он произносит: Я Мороз – Красный нос. Кто из вас решится В путь- дороженьку пуститься? Играющие хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз! После этого они перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет и старается их заморозить( коснуться их рукой) . Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих. Воспитывающее начало народных игр. Какие же ценные педагогические свойства содержат народные детские игры, каково их воспитывающее начало? Прежде всего они служат несомненным доказательством педагогического таланта и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства. Поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих игр до зрелости. Пока дитя еще мало, все игры обращены индивидуально к нему. Его забавляют, развлекают несложными играми со звучащим, шумящими, красочными игрушками, играми – прибаутками. Тут и «Ладушки» и «Сорока- ворона». Но вот ребенок научился ходить, бегать, и характер игр резко изменяется – появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство ответственности перед всем кол лективом. И вместе с тем в играх не гасится самостоятельность детей. Ребенок испытывает много положительных чувств, которые возбуждает игра. Он радуется тому, что мышка не попалась кошка, сочувствует пойманному и т. п. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы. Народные игры, как правило. Образны. Поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Характерно то, что образ в игре не статичен. Происходит это в силу того, что в игре есть свой случай, событие, оно и составляет игру, именно его и переживает ребенок. Этот признак роднит народные игры с творческой детской игрой, где дети создают такой случай, событие, но там он быстро исчезает под наплывом новых впечатлений, в народных играх события принимают устойчивую форму. Действия, составляющие игру, как правило, противоположны друг другу. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. По такому плану и составлены наиболее популярные детские народные игры. Игровой зачин. Народные детские игры имеют и такую особенность: игре предшествует игровой зачин, «игровая прелюдия». Речь идет о всем с детства знакомой «считалке». Она как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказку. Стоит понаблюдать начало детской игры, как бросается в глаза какая- то таинственная возня, в которой заинтересованы все дети и только после которой они начинают настоящую игру. Это дети «считались». «Считалки» занимают большое место в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие игровой зачин. Зачин всегда краток, чтобы удержать внимание играющих. Чем их меньше, тем короче считалка. «Жеребьевка» тоже относится к игровому зачину. Проводится она по- иному, чем считалка, и принимается в тех играх, где нужно разбиться на две партии. Дети дошкольного возраста применяют жеребьевку в виде игры. Двое из них, условившись, кто из них как будет называться, берутся за руки, остальные по одному проходят в образованные ими воротца и отвечают на вопрос, становясь на сторону того, чье название выбрал. Например: Конь вороной Остался под горой. Какого коня, Сивого или Золотогривого? Наливное яблочко Или золотое блюдечко? Сахару кусочек Или красненький платочек? Ниточку или иголочку? Все приемы, употребляемые в народных играх, показывают, как глубока и интересна их педагогика. Хороводные игры. Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. Они построены несколько по- иному, чем подвижные. Если в последних ребенка заставляли действовать случай, событие, то в хороводных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Так песня вместе с игрою проникает к детям и живет среди них. Дошкольники, к примеру, очень склонны играть в хороводную игру «Каравай», где мелодия, ритм, слово и действие очень гармонично сочетаются. Игра «Каравай» Дети водят хоровод вокруг одного из играющих, стоящего в центре круга. Предположим, его зовут Петей. Тогда дети поют: Как на Петино рожденье Испекли мы каравай, Вот такой вышины, Вот такой низины, Вот такой ширины, Вот такой ужины. Каравай, каравай! Кого любишь, выбирай! При пении первых двух строк хоровод идет в правую сторону. При пении третьей строки дети останавливаются, поднимают руки вверх, не разъединяя их, при пении четвертой строки плавно опускают руки вниз, нагибаясь до полу, на пятой строке раздвигают круг на возможную ширину, на шестой – сужают его, последние строки поют весело, живо, хоровод двигается быстрее, стоящий в центре выбирает по своему желанию кого- либо из детей. Игра продолжается 2- 3 раза. Список использованной литературы. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе», М. , Издательство «Просвещение». А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду», М. , Издательство «Просвещение». З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», М. , Издательство «Просвещение». lefttop