Групповая консультация для родителей "КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ"
Документы для скачивания
Упрямств и капризы малышей довольно часто омрачают жизнь родителей. Постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих неприятных нарушений поведения ребенка.
Возраст с 2,5 до 3,5 лет в психологии называют кризисом 3 лет или кризисом «Я сам».
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но все трудности носят временный, преходящий характер.
В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельност
Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Ребенок пытается любой ценой завоевать самостоятельност
Три года – это тот рубеж, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «я». Ребенок начинает отделять себя от мира взрослых и вступает в самостоятельную жизнь. Без психологического отдаления от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Ребенок не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Становится упрямым, капризным, вздорным.
Не надо пугаться! Это не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление кризиса говорит о том, что в психике ребенка сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.
Рассмотрим симптомы кризиса:
1. Негативизм – стремление все сделать наоборот, вопреки всем требованиям и просьбам взрослых.
2.Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.
3.Строптивость – направлена против норм воспитания, образа жизни в целом, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.
4.Своеволие,свое
Второстепенные симптомы:
1.Протест–бунт – ребенок находится в стадии войны со всем и всеми.
2.Обесценивание – ребенок начинает ругаться, обзываться, употреблять нецензурную брань.
3.Деспотизм – проявляет деспотичную власть по отношению к окружающим.
Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты. Невротические симптомы (энурез, ночные страхи, заикание и др.)
Кризис трех лет – это кризис, прежде всего, социальный, кризис взаимоотношений между ребенком и окружающими людьми.
Обсуждение проблемных ситуаций.
Родители достают из мешочка листы с проблемными ситуациями, идет обсуждение. Каждый родитель имеет право высказаться, посоветовать, что можно сделать в данной ситуации.
Предложить следующие проблемные ситуации:
1.Ребенок не хочет убирать игрушки за собой. «Не хочу!»
Раньше убирал без проблем.
2.Мама не купила очередную игрушку в магазине. Похожая есть дома. У ребенка истерика.
3.Ребенок кричит, топает ногами, не подпускает маму помочь завязать шнурки на ботинках (застегнуть пуговицы).
4.Ребенок все время говорит «нет».
- Пойдем в магазин? Нет!
- Пойдем гулять? Нет!
- Хрошо, не пойдем. Нет, пойдем!
5.В детском саду ребенок одевается сам, а дома одеваться не хочет.
Что могут сделать родители во время кризиса.
1.Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
2.Истеричность и капризность требуют зрителей. Не прибегайте к помощи посторонних.
3.Во время приступа оставайтесь рядом. Дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
4.Не пытайтесь во время приступа что-нибудь внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
5.Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять за руку и увести.
6.Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
7.Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!» (книжка, штучка и т.д.). «А что это там за окном..?» - подобные маневры заинтригуют и отвлекут, т.к. у малышей очень подвижное внимание, легко переключаемое. Лучше сделать вид, что вы очень заинтересовались чем-то, восхитились. Акцентируйте эмоции и смотрите только «туда». («Ух ты, вот это да! Какая красота!»). Текста должно быть много, чтобы малыш не успевал вставить свои требования в промежутки.
8.Не надо обращаться непосредственно к плачущему или кричащему ребенку и уговаривать его не кричать – подольете огонь в масло.
9.После истерики, ссоры, когда ребенок успокоился, пожалейте его,
объясните, в чем он не прав. Дайте ему понять, что вы любите его любого.
10.Нежелательно использовать авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком. Это может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдается строгий приказ: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и т.п.
11.Как можно меньше вмешивайтесь и торопите ребенка. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие (если, конечно, позволяет время). Развивайте самостоятельност
12.Если вы «не заметили» крика, его не следует обсуждать, тем более – наказывать.
13.Можно воспользоваться приемом действия «от противного» - разрешить кричать. «Ты собираешься плакать? Можно, я тебе разрешаю».
Кричать не будет, так как это разрешено. Сам факт дозволенности сбивает ребенка с толку.
1.Если частые приступы капризности, истерики, необходимо давать капли валерианы или пустырника.
2.Если вы на чем-то настаиваете, оставайтесь неприступными, доводите дело до конца. При этом будьте спокойными. Меньше слов – больше дела.
3.Побольше совместных дел. Это может быть и игра, и уборка квартиры.
4.Ребенок должен усвоить с детства, что мама и папа – главные люди в семье. Они принимают решения. Их слово – закон.
Положительные черты кризиса трех лет.
Родителям предлагают назвать, что есть положительного в их трехлетних детях.
Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств. Задача взрослого – не допустить закрепления крайних проявлений.
Упрямство – крайняя степень проявления воли.
Капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».
Эгоизм – чувство собственного достоинства.
Агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты.
Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности.
Родителям предлагается нарисовать своего ребенка в виде цветка.
Заключение:
Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким, каким вы его хотите видеть. Такого не бывает. Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен быть, а внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а не как его исправить.
Не слишком вините себя, что не смогли добиться желаемого результата. Результат воспитания нельзя с точностью запрограммироват
Если:
ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
ребенка хвалят – он учится быть благодарным;
ребенка поддерживают – он учится ценить себя;
ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины;
ребенок растет в терпимости – он учится понимать других;
ребенок растет в честности – он учится быть справедливым;
ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей;
ребенок живет во вражде – он учится быть агрессивным;
ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.