Консультация для родителей "Организация работы по физкультуре.Новые подходы"
Документы для скачивания
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д етский сад № 66 Красноармейского района Волгограда » Консультация для родителей «Организация работы в ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни» Конец формы Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: " …с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…" ( 10. , с. 6) . Искусство, долго жить, состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни( ЗОЖ) , а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин " критический возраст" введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание. Как показывают данные социологических исследований ученых, традиционные методы закаливания( узко педагогический и узко медицинский) не приводят к улучшению сложившийся ситуации. Положение о необходимости комплексного применении оздоровительных мер в детском саду общеизвестно. Стремление к комплексности оправдано и понятно, тем более в таком деле как оздоровительная работа. Учеными доказано, простое воздействие на конкретное состояние ребенка не эффективно. Педагогические и медицинские задачи порой хорошо состыковываются на бумаге, в действительности же в традиционной системе оздоровления детей педагоги выполняют свои функции механически( обливание стоп, хождение по ребристой дорожке принятие воздушных ванн и так далее) поддерживая общий жизненный тонус ребенка. Однако если учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы телесного и духовного здоровья то становится очевидным отсутствие целостности или комплексности в данных оздоровительных мероприятиях. В связи с этим была разработана: Вопросы охраны здоровья детей, формировани я культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности нашего дошкольного учреждения. В ДОУ также разработаны здоровьесберегающие педагогические технологии задачами которыми являются: 1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе. 2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. 3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала. Здоровьесберегающая деятельность в детском саду осуществляется в следующих направлениях: медико- профилактическое Медико- профилактическое направление обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств. Задачи: - организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; - организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; - организация профилактических мероприятий; - организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно- эпидемиологических нормативов- СанПиНов; - организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. Физкультурно- оздоровительное Физкультурно- оздоровительное- направлено на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Задачи: - развитие физических качеств; - контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, - формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно- двигательного аппарата; - воспитание привычки повседневной физической активности; - оздоровление средствами закаливания Физкультурно- оздоровительное направление осуществляется инструктором по физическому воспитанию на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами- в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр. ; информационно- просветительское Информационно- просветительское направление включает в себя работу с семьей и персоналом детского сада, выражается в формировании у детей и родителей здорового образа жизни как ценности, а также ознакомление родителей с особенностями развития детей своей возрастной группы в целом и своего ребенка в частности. Задача информационно- просветительского направления– ра зъяснять и информировать родителей и персонал об особенностях и своеобразии развития детей, формировать у них устойчивую потребность в обеспечении своего здоровья и здоровья детей, мотивиров ать на здоровый образ жизни. спортивно- досуговое Спортивно- досуговое- направлено на приобщение детей к спорту, включению и участию в соревнованиях, посещение детьми спортивных кружков в свободное время и воспитание потребности в движении и активном образе жизни. Спортивно- досуговое направление предусматривает ежемесячное проведение спортивных досугов и дважды в год- спортивных праздников. Эти формы способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями. здоровьесберегающая деятельность в образовательном направлении Этот вид направления предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его. Коррекционному направлению в детском саду уделяется большое внимание. В работе с детьми используются специальные комплексы физических упражнений для укрепления мышечного корсета, свода стопы, дыхательная гимнастика, элементы сам о- и взаимомассажа. Упражнения способствуют развитию различных групп мышц, коррекции выявленных нарушений, снятию утомления. В осуществлении « здоровьесберегающей деятельности» задействованы практически все сотрудники детского сада Эффективность применения вышеперечисленных форм зависит как от профессионализма медицинского и педагогического персонала, так и от ряда условий: логичности, системности, целесообразности, адресности здоровьесберегающей деятельности. Организация медико- профилактической деятельности наиболее технологична, осуществляется системно и имеет точные сроки проведения. В оздоровительных мероприятиях одно из значимых мест отводится закаливающим процедурам. В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, в которой учитывается постепенность воздействия того или иного природного фактора. Так, с первой младшей группы мы начинаем приучать ходить детей в облегченной одежде( воздушные ванны) . Затем воздействие воздушных ванн на малышей расширяется( постепенное оголение конечностей, обучение элементам обширного умывания) . Начиная со средней группы, обучаем детей полосканию рта противовоспалительными травами, хождению босиком по массажным дорожкам. С воспитанниками старшего возраста проводим бодрящую гимнастику после сна в сочетании с воздушными ванными, влажное обтирание, оздоровительную гимнастику. Обязательным оздоровительным моментом в работе ДОУ является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Физкультурно- оздоровительная работа включает занятия физической культуры( 3 раза в неделю, одно из них – физкультура на улице) , утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные досуги один раз в месяц, организацию двигательной активности в свободной деятельности. Занятия по физической культуре – это основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Мы используем следующие виды занятий: традиционное, тренировочное, сюжетное( игровое) , занятия ритмической гимнасти кой, коррекционно- развивающее( предполагает включение специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей) . А также нами в работе используются организованные формы занятий с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, праздники, развлечения. Характерной особенностью проведения всех занятий по ФК является исключение возможности перегрузки детей, их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма. Ежедневно с детьми проводятся утренняя, бодрящая( гимнастика после сна) , дыхательная гимнастики, гимнастика для глаз. Утренняя гимнастика способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без с обязательным введением дыхательных упражнений и коррекционная гимнастика( включает 3- 4 специальных упражнения в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей) . Бодрящая гимнастика – это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода споты, на развитие мелкой моторики. Гимнастика для глаз – офтальмотренаж – используется для профилактики близорукости, дыхательная гимнастика эффективно укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, повышает выносливость при физических нагрузках на занятиях ФК. В логопедических группах проводится ритмическая гимнастика, которая основана на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений и элементов аэробики. Этот вид оздоровительно- развивающей гимнастики способствует формированию чувства темпа и ритма движений, коррекции осанки, развитию внимания, двигательных качеств, а также коррекции координации движений рук и ног. Также с детьми логопедических групп проводится артикуляционная, пальчиковая гимнастика, упражнения по развитию мелкой и общей моторики. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, к которым относятся: - родительские собрания, - консультации, - конференции, - оформление санбюллетеней, - конкурсы, - спортивные праздники, - праздники здоровья. Отследить результаты здоровьесберегающей деятельности в ДОУ помогает медико- педагогический контроль, в который входят: - Медицинское обследование состояния здоровья детей; - Обследование физического здоровья детей, в т. ч. динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей; - Медико- педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий, за соблюдением режима дня; а также за организацией двигательного режима, организацией физкультурно- оздоровительных праздников, досугов и развлечений, организацией прогулок, проведением малых форм физического воспитания; - Медико- педагогическое наблюдение за организацией закаливающих мероприятий; - Санитарно- педагогический контроль, в т. ч. санитарного состояния и содержания прогулочных участков, санитарно- гигиеническое состояния групповых и служебных помещений, оборудования помещений, состояния одежды и обуви детей, организации питания и соблюдения питьевого режима. Оздоровительная работа усиленно проводилась в летний период и представляла собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимал режим дня, который предусматривал максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками( подвижные игры, труд, занятия ФК) проводились в часы наименьшей инсоляции. Используемая литература: Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. АСТ- АСТРЕЛЬ. Москва Губерт К. Д. , Рысс М. Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. Просвещение. М. , 1981. Доронова Г. Н. , Голубева Л. Г. и др. Программа «Из детства – в отрочество»: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет. Просвещение. М. , 2005. Ефименко Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. ЛИНКА – ПРЕСС. М. , 1999. Кудрявцев В. Г. , Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. ЛИНКА – ПРЕСС. М. , 2000.