a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с дошкольниками"

Опубликовано: 2016-02-05 16:50:12

Документы для скачивания

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 Красноармейского района Волгограда» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ « Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с дошкольниками » ПОДГОТОВИЛ: старший воспитатель Григорян Лариса Юрьевна Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей, ДОУ все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с современными требованиями. Несомненно, движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Наблюдения показывают, что у современных детей снижается интерес к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, или, наоборот, хаотическая гиперактивность. Одним их путей решения задач физического развития и повышения двигательной активности является использование нетрадиционного физкультурного оборудования, которое способно: служить дополнительным стимулом активизации физкультурно- оздоровительной работы; решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений; обогатить двигательный опыт; развивать творчество и фантазию; заинтересовать детей; изменить стиль работы воспитателей. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Предметное окружение имеет огромное значение для развития двигательной активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества. Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет: повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр; способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей; чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью; повысить моторную плотность физкультурных занятий; уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы; развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память. В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня. Первая задача воспитателя – правильно подобрать физкультурно- игровое оборудование. Здесь предлагается исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в дошкольном возрасте: ходьбу и бег; равновесие и координацию; подпрыгивание на месте( в два года) и спрыгивание с высоты( в три года) ; катание, прокатывание и бросание мяча; ползании, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно и др. Изучив опыт работы отечественных ДОУ по данной проблеме, педагогами, инструктором по физической культуре изготовлены различные нетрадиционные атрибуты для развития основных движений, сенсорных представлений дошкольников, используемых в организованной и совместной двигательной деятельности из бросового материала, тканей различной фактуры и т. п. Создавая нестандартное оборудование, мы придерживались следующих правил. Соответствие гигиеническим и техническим требованиям: оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, заовалены, стационарное надежно, что подтверждается 1 раза в год актом осмотра физкультурного зала. Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия( деятельности) ребенка. Оборудование обеспечивает в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков. Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии. Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно- оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале. Спортивно- игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно: обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности; приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем; создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий; приучать применять предметы спортивно- игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности; пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении. Опыт работы позволил подтвердить мнение о том, что использование нетрадиционного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий способствует повышению интереса и увеличивает степень двигательной активности детей дошкольного возраста. Двигательная активность на занятии – важный показатель его эффективности. Она играет двоякую роль: создает условия для овладения конкретным движением и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении. Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников. Более точное представление о двигательной деятельности у детей дошкольного возраста складывается в игровых упражнениях, с игровым физкультурным оборудованием, в которых формируются элементарные познания о самом движении. Отмечено, что в дошкольном возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. современная педагогика формирование этих каче ств св язывает с физическим воспитанием и сенсорным развитием. Также отмечается, что переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя – играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит формирование произвольности поведения, внимания, зрительно- пространственная ориентация ребенка. Целенаправленно формировать у детей пространственный образ помогают сенсорно- двигательные игры, которым присущи следующие черты: рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон; ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро – медленно, высоко – низко, далеко – близко т. д. ;

Оставить комментарий: