a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

22.01.2016 Консультация для родителей "Создание предметно-развивающей среды дома" Подготовил старший воспитатель Несмашнева Н.И.

Опубликовано: 2016-02-05 23:22:24

Документы для скачивания

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

в МБДОУ «Детский сад села Купино Шебекинского района»

Возраст почемучки начинается где-то в 2,5 года и проходит ближе к школе. Главная задача педагогов – быть готовым к любым вопросам, даже если вам они кажутся совсем не логичными. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-пространственной среды.

В ДОУ созданы условия для развития детей  всех возрастов во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д. При построении предметно-развивающей среды педагоги соблюдают принцип зонирования: организованы центры музыкальной и театрализованной деятельности, центры познавательной и физической активности, природные уголки, центры строительных игр, центры по ПДД, уголки государственной символики и изобразительного искусства, книжные уголки и другие. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре.

Создание предметно-развивающей среды дома

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно – правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задача педагогов выстроить эффективное взаимодействие с семьёй.

Но хотелось бы подробнее остановиться на таком моменте, что воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском саду.

Родители должны создавать развивающую предметную среду дома. Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома, и тем не менее желательно, чтобы в каждой семье была создана развивающая среда, т.е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых. Естественно, ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей.

Важно организовать «ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО». Как утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись, осматривает себя. При наличии таких условий у ребенка формируется культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания.

«МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ» служит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более дефицитными. «Мешочек добрых дел» идея замечательного выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами (камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество камешков в мешочке у ребенка.

«ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – ЭТО СЕРЬЕЗНО»

Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.

«КОРОБОЧКА НАХОДОК»

В нее ребенок - дошкольник, а лучше все члены семьи, приносят все необычное, что находиться в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга. Красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для поддержания интереса побеседовать о находке.

«КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ»

Существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны ребенку.

Кроме всего сказанного о предметно - развивающей среде в семье родителям следует уделять внимание и на подбор игрушек, спортивного инвентаря, предметов для изобразительного творчества.

Итак, в заключение хочется сказать, для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда. Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте, нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать), в противном случае не избежать гиподинамии.

Хотелось бы отметить, что успешность воспитания будет оставаться под сомнением до тех пор, пока в детском саду и дома к ребенку будут предъявлять разные требования. Ведь вы понимаете, что если вы дома не приучаете ребенка следить за своими вещами, убирать игрушки на свои места, правильно брать еду ложкой, а не хватать руками и так далее, то ребенок не будет делать этого и в садике и никакой даже самый талантливый воспитатель не сможет этого изменить. Такие противоречия в воспитании только запутают малыша. Поэтому давайте создадим с вами некий союз и будем работать сообща.

 

Подготовил: старший воспитатель Несмашнева Н.И.

Оставить комментарий: