Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Документы для скачивания
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС» Подготовила Наумова Н. А воспитатель МБДОУ « Зубово Полянский детский сад №6 «Березка» комбинированного вида» Уважаемые коллеги! ! ! Почему именно театрализованная деятельность? Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. В условиях перехода на ФГОС ДО, один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребёнка». Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО: Социально- коммуникативное развитие • формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; • воспитание культуры познания взрослых и детей( эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр. ) ; воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности; • развитие эмоций; • воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе. Познавательное развитие • развитие разносторонних представлений о действительности( разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль) ; • наблюдение за явлениями природы, поведением животных( для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ; • обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений; • развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата. Речевое развитие • содействие развитию монологической и диалогической речи; • обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ; • овладение выразительными средствами общения: словесными( регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др. ) и невербальными( мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ; Художественно- эстетическое развитие • приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору; • развитие воображения; • приобщение к совместной дизайн ерской деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов; • создание выразительного художественного образа; • формирование элементарных представлений о видах искусства; • реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Физическое развитие • согласование действий и сопровождающей их речи; • умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; • выразительность исполнения основных видов движений; • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. Система работы по организации театрализованной деятельности: 1. Предметно- пространственная развивающая среда. 2. Перспективное планирование и реализация: занятия по театрализации, театрализованные представления, развлечения, проектная деятельность. 3. Взаимодействие с педагогами 4. Работа с детьми 5. Взаимодействие с родителями 6. Взаимодействие с социумом Поэтому при проектировании предметно- пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей мы учитываем: • предметно- пространственная среда- основа самостоятельного творчества каждого ребенка. • соблюдение принципов построения развивающей игровой среды • соответствие возрастным особенностям детей • выполнение правил техники безопасности • эстетическое оформление игрового оборудования Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности( игровой, коммуникативной, муз ыкально- художественной и т. д. ) ; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей. Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя: Упражнения по дикции( артикуляционная гимнастика) ; Задания для развития речевой интонационной выразительности; Игры- превращения, образные упражнения; Упражнения на развитие детской пластики; Ритмические минутки; Пальчиковый игротренинг; Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы; Театральные этюды; Разыгрывание мини- диалогов, потешек, песенок, стихов; Просмотр кукольных спектаклей. Основные требования к организации театрализованных игр • Содержательность и разнообразие тематики. • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса. • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр. • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей. Взаимодействие с педагогами Эффективной работе учреждения по театрализованной деятельности детей способствует профессиональный педагогический коллектив. Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях: • Повышение квалификации в рамках курсовой подготовки. • Повышение квалификации педагогов по театрализованной деятельности в рамках дошкольного учреждения через методические мероприятия и педагогические советы. Результаты работы ДОУ: Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес, желание к театральному искусству. Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей. Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений. Предметно- пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр. Установлен тесный контакт с родителями. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети могли использовать в повседневной жизни. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.