Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании.
Консультация
Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать
формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их
творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, её народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданской позиции. Ведь Дошкольный возраст –пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.
А наиболее доступным средством формирования положительного отношения к своей малой родине является художественное творчество. Именно искусство обладает безграничным воспитательным потенциалом.
Реализация национально-регионального компонента в дошкольном учреждении сегодня предусматривает воспитание в среде с национальным колоритом.
Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Целью этой работы является: формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры, художественных традиций народов, с удовлетворением потребностей дошкольников в самовыражении в различных видах продуктивной деятельности.
Следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты культуры любого народа:
устное народное творчество,
музыкальное народное творчество,
народные игры,
праздники
декоративно-прикладное искусство,
традиции и обычаи.
Образовательная область «Художественное творчество »предоставляет большие возможности нам, педагогам, для реализации регионального компонента в работе с дошкольниками через решение следующих задач:
- формирование способности воспринимать, видеть красоту окружающего мира в искусстве и жизни, оценивать их
-формирование эстетического вкуса;
-развитие детского творчества и воображения;
-приобщение к изобразительному искусству на основе традиций народов;
-воспитание уважения к людям, к их традициям и обычаям.
Эффективное решение данных задач во многом зависит не только от того, как организована образовательная деятельность дошкольников, но и от предметно-пространственного мира, который их окружает. Чаще всего предметный мир, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения. Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя, как творческая личность.
Хорошей информационной базой для познавательного развития воспитанников является взаимодействие с городским краеведческим музеем.
Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Они помогают детям в живой непосредственной форме: накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов, выделять сходства и различия, развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. Поэтому в игры нужно играть много и часто.
Художественное творчество с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Самостоятельная деятельность детей сопровождается спокойной музыкой.
Выводы: