Рабочая программа по истории древнего мира. 5 класс
Документы для скачивания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса разработана на основе авторской программы А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира. 5 класс» в соответствии с ФГОС в части обязательного минимума содержания. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования; 1. Общая характеристика учебного предмета: Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. УЧЕБНИК Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников, а вторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицка я. –М. : Просвещение, 2012. Название: История Древнего мира. 5 класс Издательство: Просвещение, 2012 год 2. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часов в неделю. Да нная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Срок реализации: 1 год Количество часов в год( по программе) : 68 часов. Количество часов в неделю( по учебному плану школы) : 2 часа. Контрольные работы: 6( количество часов) 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА: Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта( основного) общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. В учебном курсе «История Древнего мира» происходит знакомство с процессом формирования человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности( поскольку в науке выделение локальных цивилизации древности, их наименование и определение сущности являются спорными и неустановленными) . Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В рабочей программе при отборе фактов и явлений основным критерием являлась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса- формировать историческое мышление- даётся представление об общем и особенном при характ еристике древних обществ, а так же представление о том, чем отличается древний мир от мира современного. Программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. В цели курса входит: - осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, э кономическое развитие древних обществ различные формы социального и политического строя; - показать наиболее я ркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре; - охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину( деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности о собенности мировых религии- буддизма и христианства) ; - раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения истории в основной школе: · формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; · овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе; · воспитание учащихся в духе патриотизм а, уважения к своему Отечеству- многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; · развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; · формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Курс дает возможность вести работу по формированию у обучающихся: - умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Раскрыть содержание иллюстрации; - умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя свойства и различия; - умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; - умения спорить и отстаивать свои взгляды; - умения анализировать исторический источник; - умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периодам до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений; - умения читать историческую карту, определять местоположение историко- географических объектов. 4. Л ичностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Предметные результаты изучения истории Древнего мира включаю т в себя: - целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории; - яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира; - способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого; - представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого; - умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко- географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты; - уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; - уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; - умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; - умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира; - умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами; - готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомит ь ся с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране. Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; - готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог; - умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно- популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо- поисковой работы в различных форматах( таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты) ; - способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы. Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: - представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире; - приобщение к истокам культурно- исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; - освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов; - опыт эмоционально- ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны. 5. С одержание учебного предмета История Древнег о мира( 68 ч) Введение( 1ч) Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Пред ставление о письменных источниках. Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры( «обратный» счет лет) . Понятия «год», «век( столетие) », «тысячелетие». Тем а I. Жизнь первобытных людей. ( 6 ч) Первобытные собиратели и охотники( 3ч) Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате лей. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых». Первобытные земледельцы и скотоводы( 3ч) Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва». Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства( знатные и незнатные, богатые и бедные) . Понятия «знать», «раб», «царь». Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации( появ ление городов, государств, письменности) . Тема 2. Древний Восток. ( 21 ч) Древний Египет( 8ч) Местоположение и природные условия( разливы Нила, плодо родие почв, жаркий климат) . Земледелие как главное занятие. Оро сительные сооружения( насыпи, каналы, шадуфы) . Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги( Амон- Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат) . Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рель еф», «скульптурный портрет», «роспись». Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания( мате матика, астрономия) . Солнечный календарь. Водяные часы. Произ ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи рус», «свиток». Достижения древних египтян( земледелие, основанное на оро шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен ность; календарь) . Неограниченная власть фараонов. Представле ние о загробном воздаянии( суд Осириса и клятва умершего) . Западная Азия в древности( 8ч) Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья( жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса) . Использование глины в строительстве, в быту, для пись ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе( «Око за око, зуб за зуб») , о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос товщик». Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни- храмы. Клинопись. Писцовые шко лы. Научные знания( астрономия, математика) . Литература: сказа ния о Гильгамеше. Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив- ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере жья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания Начало обработки железа. Последствия использования желез ных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле( железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск) . Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве( статуи, рельефы, росписи) . Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы( завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта) . Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска( «бессмертные», полчища, собранные из покорен ных областей) . Город Персеполь. Индия и Китай в древности( 5ч) Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели гиозные верования( почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве ра в переселение душ) . Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд дизма( легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы) . Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы. Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция( уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения) . Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро да. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шел ковый путь. Чай. Бумага. Компас. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Тема 3. Древняя Греция. ( 22 ч) Древнейшая Греция( 5ч) Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз ни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми кены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фре ска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла( Тесей и Минотавр, Дедал и Икар) . Микенское царство. Каменное строительство( Микенская кре пость, царские гробницы) . Древнейшее греческое письмо. Заселе ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро ях( Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла) . Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием( 8ч) Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа вита( впервые введено обозначение буквами гласных звуков) . Воз никновение самостоятельных государств( Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет) . Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы борного суда. Понятия «гражданин», «демократия». Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колони зации. Развитие межполисной торговли. Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя заний. Понятие «атлет». Награды победителям. Греко- персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже ние в Саламинском проливе. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии( 5ч) Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов. Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех- тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета. Образование афинян. Рабы- педагоги. Начальная школа. Пале стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че ловека( Аристотель, Антифонт) . Афинский мудрец Сократ. Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи тательная роль театральных представлений. Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе- рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Македонские завоевания в IV в. до н. э. ( 3 ч) Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель- учитель Александра, сына Филиппа. Ма кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Де мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра, Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обо жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще ние в Вавилон. Личность Александра Македонского. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — круп нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Повторение( 1ч) Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление уп равления в странах Древнего Востока( Египет, Вавилония) с уп равлением в Афинах. Особенности афинской демократии. Тема 5. Древний Рим( 17ч) . Рим: от его возникновения до установления господства над Италией( 3ч) Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На селение древней Италии( латины, этруски, самниты, греки) . Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат». Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три бун», «право вето». Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга низация войска. Понятие «легион». Рим — сильнейшая держава Средиземноморья( 3ч) Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про винция». Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах( Варрон, Колумелла) . Понятия «амфитеатр», «гладиатор». Гражданские войны в Риме( 4ч) Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де ла брата. Гибель Гая. Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос ставших. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти( пере ход через Рубикон, разгром армии Помпея) . Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», « диктатор». Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок- тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа( сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи канских должностей, пожизненное звание императора) . Понятия «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат». Могущество Римской империи( 5ч) Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня тие «варвары». Обожествление императоров. Нерон( террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан) . Нерон и Се нека. Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас сказы Евангелий о жизни и учен ии Ии суса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник». Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая- на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм( бань) , Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима( Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки) . Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки. Разгром Рима германцами и падение империи на Западе( 3ч) Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет». Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про винциях( Галлия, Северная Африка) . Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров- варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе. Итоговое повторение( 1ч) Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от госуда рств Др евнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. учебно- тематический план Содержание учебного материала Количество часов Раздел I. От первобытности к цивилизации 7 ч. Введение Что изучает история 1 ч. Тема 1. Жизнь первобытных людей 6 ч. К/ Р №1 по теме: «Жизнь первобытных людей» Раздел II Древний Восток 21 ч. Тема 1. Древний Египет 8 ч. Тема 2. Западная Азия в древности 8 ч. К/ Р № 2 по теме: «Древние государства Востока: Египет, Месопотамия, Финикия» 1ч Тема 3. Индия и Китай в древности 3 ч. К/ Р № 3 по теме: «Индия и Китай в древности» 1 ч Раздел III Античность 40 ч. Тема 1. Древняя Греция 20 ч. К\ Р № 4 по теме: «Древняя Греция» 1ч К/ Р № 5 по теме «Культурные достижения Древней Греции» 1ч Тема 2. Древний Рим 17 ч. К/ Р № 6 «Наследие Древнего мира» 1ч Всего 68ч. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ № п/ п Тема Кол- во часов 1. Жизнь первобытных людей 1 2. Древние государства Востока: Египет, Месопотамия, Финикия 1 3. Индия и Китай в древности 1 4. Древняя Греция 1 5. Культурные достижения Древней Греции 1 6. Наследие Древнего мира 1 Итого: 6 Календарн о- т ематическое планирование Календарно- тематическое планирование по истории древнего мира в 5 классе. Авторы учебника: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая № п/ п Тема урока Кол- во часов Дата проведения Региональный компонет Задания для учащихся Терминология Предметные учебные действия УУД По плану Фактич. 1. Введение 1ч 3. 09 По каким источникам изучаем историю родного края? Раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Объяснять, как ведется счет лет «до н. э. » и «н. э. », используя «линию времени». Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории. Раздел 1. Жизнь первобытных людей( 6ч) Глава 1. Первобытные собиратели и охотники( 3ч) 2. Древнейшие люди. 1ч 7. 09 Древнейшие люди на Южном Урале. § 1, рисунок, вопросы; Книга для чтения «По слдедам первобытного человека»( с. 4- 15) Первобытные люди, археологи, человеческое стадо. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших 3. Родовые общины охотников и собирателей. 1ч 10. 09 § 2, рисунок, вопросы; «Человек ищет своих предков»( с. 4) Рубило, родовые общины. 4. Возникновение искусства и религиозных верований. 1ч 14. 09 Рисунки пещеры Шульган- таш § 3, рисунок, вопросы «Первые художники» «Рисунки в пустыне»( с. 15) Колдовской обряд, религия, душа. Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы( 3ч) 5. Возникновение земледелия и скотоводства. 1ч 17. 09 Археологические находки на Южном Урале § 4, рисунок, вопросы Циновка, старейшина, идолы. 6. Появление неравенства и знати. 1ч 21. 09 § 5, термины, вопросы Ремесленники, гончары, знать, неравенство, вождь, производящее хозяйство. людей( орудий труда и др. ) для развития человеческого общества. 7. Счёт лет в истории. Повторение пройденного. 1ч 24. 09 Изготовление модели «Лента времени». Тысячелетие, до нашей эры, наша эра. Раздел 2. Древний Восток( 21 ч) Глава 4. Древний Египет( 8ч) 8. Государство на берегах Нила. 1ч 28. 09 Египет в устном народном творчестве башкир § 6, термины, вопросы, карта. Дельта Папирус фараон Показывать на карте территорию и центры Древне египетского государства. Раскрывать значение понятий и терминов: фараон, жрец, раб у пирамида, папирус. Характеризовать: 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др. ; 2) особенности власти фараонов и порядок управ ления страной. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Описывать предметы материальной культуры и про изведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах 9. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. 1ч 01. 10 § 7, термины, вопросы, карта, рассказ по рисунку учебника. Вельможи Писцы Шадуфы Налоги амулеты 10. Жизнь египетского вельможи. 1ч 05. 10 § 8, термины, вопросы, карта, рассказ по рисунку учебника. «Путешествие в страну благовоний», ( с. 30) . благовония 11. Военные походы фараонов. 1ч 08. 10 § 9, термины, вопросы, карта, рассказ по рисунку учебника. Бронза Дротики Колесничие 12. Религия древних египтян. 1ч 12. 10 § 10, термины, вопросы, карта, рассказ по рисунку учебника. Из египетской «Книги мёртвых». Обряды Жрецы Храмы статуи 13. Искусство Древнего Египта. 1ч 15. 10 § 11, термины, вопросы, карта, рассказ по рисунку учебника. Сфинкс обелиск 14. Письменность и знания древних египтян. 1ч 19. 10 § 12, термины, вопросы. Документы в учебнике, с. 59- 61. Иероглифы Папирус астрономия 15. Повторение пройденного. 1ч 22. 10 § 6- 12, вопросы. Глава 5. Западная Азия в древности»( 8ч) 16. Древнее Двуречье. 1ч 26. 10 Сравнительный анализ древних эпосов и эпоса «Урал батыр» § 13, термины, вопросы Книга для чтения «Гильгамеш и Энкиду »( с. 48) «Гончар Уна »( 25) Иероглифы клинопись Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях насе ления, крупнейших городах древней Месопотамии. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. Характеризовать источники( материальные и пись менные; законы Хаммурапи) , рассказывающие о древних цивилизациях 17. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. 1ч 29. 10 § 14, термины, вопросы, карта. Хрестоматия «Передняя Азия в древности». ( с. 57- 83) . Сикль, ростовщик, 18. Финикийские мореплаватели. 1ч 05. 11 § 15, вопросы, карта, анализ документов в учебнике на с. 71, 73. Колония 19. Библейские сказания. 1ч 09. 11 § 16, вопросы, карта, анализ документов в учебнике на с. 75- 78. Скрижали завет 20. Царство Давида и Соломона. 1ч 12. 11 § 17, вопросы, карта, анализ документов в учебнике на с. 82. Филистимняне Голиаф Соломон 21. Ассирийская держава. 1ч 16. 11 Влияние персидской культуры на башкир § 18, вопросы, карта, анализ документов в учебнике на с. 87. Военная держава 22. Персидская держава «царя царей». 1ч 19. 11 § 19, вопросы, карта, даты, анализ документов в учебнике на с. 89, 91, 92. Валтасаров пир 23. Повторение пройденного. 1ч 23. 11 § 13- 19, вопросы. Глава 6. «Индия и Китай в древности»( 5ч) . 24. Природа и люди Древней Индии. 1ч 26. 11 Индийский и китайские товары на южноуральских могильниках. Влияние индийской и китайской культур на башкирскую § 20, вопросы, карта, даты, анализ документов на с. 95, 96- 97. Хлопчатник Тростник джунгли Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн( каст) . 25. Индийские касты. 1ч 30. 11 § 21, вопросы, карта, даты, анализ документов на с. 98, 99, 101. Буддизм Жрецы Брахма отшельник 26. Чему учил китайский мудрец Конфуций. 1ч 03. 12 § 22, вопросы, карта, даты, анализ документов на с. 104- 105, 106. Бамбук мудрец Объяснять значение понятий: империя, конфуциан ство. Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. 27. Первый властелин единого Китая. 1ч 07. 12 § 23, вопросы, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 110. гунны 28. Повторение пройденного. 1ч 10. 12 Вопросы к разделу на с. 111- 112. Раздел III Античность( 40ч) Глава 7. Древняя Греция( 5 ч) 29. Греки и критяне. 1ч 14. 12 Археологические культуры Южного Урала в период античности § 24, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 117. КдЧ «Древнейшая Греция», «В царстве Миноса»( с. 118) мифы Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях насе ления Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяс нять, какую роль играли религиозные культы в гре ческом обществе. 30. Микены и Троя. 1ч 17. 12 § 25, вопросы, карта, расск аз по рисунку, анализ д. , с. 118. 31. Поэма Гомера «Илиада». 1ч 21. 12 § 26, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 122. Илион ахиллесова пята поэма 32. Поэма Гомера «Одиссея». 1ч 24. 12 § 27, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 127, 131. Сирены Сцилла Харибда 33. Религия древних греков. 1ч 28. 12 § 28, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 132, 134. Религия Олимпийские боги. Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием( 8ч) . 34. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. 1ч 14. 01 § 29, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 138- 139. Полисы Ареопаг Архонты демос Характеризовать общественно- политическое устройство древнегреческих городов- государств( Афины и Спарта) ; давать сравнительную характе ристику. Рассказывать о том, как утверждались демократи ческие порядки в Афинах; каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. 35. Зарождение демократии в Афинах. 1ч 18. 01 § 30, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 141- 143. Граждане демократия 36. Древняя Спарта. 1ч 21. 01 § 31, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 144- 147. илоты 37. Основание греческих колоний. 1ч 25. 01 § 32, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 150- 152. Колония скифы 38. Олимпийские игры в древности. 1ч 28. 01 § 33, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 157. Атлет Пятиборье ипподром 39. Победа греков над персами в Марафонской битве. 1ч 01. 02 § 34, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 158. стратег 40. Нашествие персидских войск на Элладу. 1ч 04. 02 § 35, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 162- 164. Хр. Ч. 3, т. 3 «Греко- персидские войны»( с. 139- 154) , триера 41. Повторение пройденного. 1ч 08. 02 § 29- 35. Глава 9. Возвышение Афин в 5- м веке до н. э. и расцвет демократии( 5ч) . 42. В гаванях афинского порта Пирей. 1ч 11. 02 § 36, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 168. Верфи Совет пятисот драхма Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков 43. В городе богини Афины. 1ч 15. 02 § 37, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 171, 174. . Парфенон Фронтоны Портики акрополь 44. В афинских школах и гимнасиях. 1ч 18. 02 § 38, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 178. . Педагог Палестра гимнасия 45. В театре Диониса. 1ч 22. 02 § 39, вопросы, карта, рассказ по рисунку Сатиры Орхестра Трагедия комедия 46. Афинская демократия при Перикле. 1ч 25. 02 § 40, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 187. . Стратег оратор Глава 10. Македонские завоевания в 4- м веке до н. э. ( 4ч) 47. Города Эллады подчиняются Македонии. 1ч 29. 02 § 41, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 188- 191. Фаланга македоняне Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять характеристику( исторический портрет) Александра Македонского. Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. Раскрывать значение понятия эллинизм. 48. Поход Александра Македонского на Восток. 1ч 03. 03 § 42, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 195. 49. В древней Александрии Египетской. 1ч 07. 03 § 43, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 198 Обсерватория геометрия 50. Повторение пройденного. 1ч 10. 03 С. 202, вопросы и задания к разделу. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма Глава 11. Рим от его возникновения до установления господства над Италией( 3ч) . Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения древней Италии. Раскрывать значение понятий: патриций, плебс, республика. Объяснять, кому принадлежала власть в 51. Древнейший Рим. 1ч 14. 03 § 44, вопросы, карта, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 206- 207. КдЧ «Странствия Энея»( с. 211- 215) . «Этрусский порт Спина»( с. 215) . «Простота. Дисциплина. Доблесть. »( с. 217) . Латины Весталка Ликторы плебеи 52. Завоевание Римом Италии. 1ч 17. 03 § 45, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку, анализ Республика Трибун сенатор 53. Устройство Римской республики. 1ч 21. 03 § 46, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 212- 215. . Консулы легионы Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Характеризовать верования древних жителей Италии Глава 12. Рим- сильнейшая держава Средиземноморья( 3ч) . Раскрывать значение понятий: консул, трибун, сенат, диктатор, легион. Использовать карту при характеристике военных походов Рима. Характеризовать причины и итоги войн Рима. Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов 54. Вторая война Рима с Карфагеном( 218- 201 годы до н. э. ) . 1ч 24. 03 § 47, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 219. 55. Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2- м веке до н. э. 1ч 04. 04 § 48, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 222- 223 триумф 56. Рабство в Древнем Риме. 1ч 07. 04 § 49, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 228. Имение Амфитеатры гладиатор Глава 13. Гражданские войны в Риме( 4ч) . 57. Земельный закон братьев Гракхов. 1ч 11. 04 § 50, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку, анализ д. , с. 233. . Гражданские войны югер 58. Восстание Спартака. 1ч 14. 04 § 51, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку. 59. Единовластие Цезаря. 1ч 18. 04 § 52, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку. КдЧ «Уголёк»( с. 230) . «Аистёнок»( с. 234) «Юный Цезарь»( с. 237) Ветераны диктатор 60. Установление империи в Риме. 1ч 21. 04 § 53, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку, д. С. 244- 245 Меценат Провинция Преторианцы мавзолей Глава 14. Могущество Римской империи( 5ч) Показывать на карте владения Римской империи, территории Западной и Восточной частей империи после ее разделения; направления переселения варварских племен и их вторжения на территорию Римской империи. Раскрывать значение понятий: император, провин ция. Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события. Объяснять, в чем заключались предпосылки рас пространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме 61. Соседи Римской империи в первые века нашей эры. 1ч 25. 04 Южноуральские археологические культуры в начале нашей эы § 54, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку, д. С. 249 Германцы венеды 62. В Риме при императоре Нероне. 1ч 28. 04 § 55, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку, д. С. 252 63. Первые христиане и их учение. 1ч 02. 05 § 56, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку, д. С. 254- 256, 257. Апостолы евангелие 64. Расцвет Римской империи во 2- м веке. 1ч 05. 05 § 57, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку, д. С. 262. Колоны «рабы с хижинами» даки П ортики храмы 65. «Вечный город» и его жители». 1ч 12. 05 § 58, вопросы, карта, даты, рассказ по рисунку. КдЧ «Прогулка по Риму»( с. 268) . «Семь чудес императорского Рима»( с. 286) . Пантеон термы Глава 15. Разгром Рима германцами и падение империи на Западе( 3ч) 66. Римская империя при Константине. 1ч 16. 05 § 59, вопросы, карта, даты. Неограниченный правитель епископ 67. Взятие Рима готами. Восточная империя при Юстиниане. 1ч 19. 05 КдЧ «Рим против варваров »( с. 274) . § 60, 61, вопросы, карта, даты. Готы Вандалы вандализм 68. Повторение пройденного. 1ч 23. 05 Вопросы к разделу «Древний Рим». патриотизм 10. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. История Древнего мира Выпускник научится: • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов( тысячелетие, век, до н. э. , н. э. ) ; • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государствен- ного устройства древних обществ( с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др. ) ; б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах( правители и подданные, свободные и рабы) ; в) религиозных верований людей в древности; • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: • давать характеристику общественного строя древних государств; • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. О писание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М. : Просвещение, 2011 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М. : Просвещение, 2011 3. Примерные программы по учебным предметам. История 5- 9 классы. - М. : Просвещение, 2011 4. Всеобщая история. 5- 9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина- О. С. Сороко- Цюпы- Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годе р- М. : Просвещение, 2011 5. История Древнего мира: Учеб. д ля 5 класса общеобразовательных заведений/ Вигасин А. А. , Годер Г. И. , Свенци цкая И. С. –М. : Просвещение, 2012 6. Арасланова О. В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А. А. Вигасина и др. - М. : ВАКО, 2008. – 284 с. 7. Годер Г. И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М. : Просвещение- 2007. 8. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М. : Просвещение, 2011- 12. 9. Книга для чтения по истории древнего мира/ под ред. А. И. Немировского. - М. , 1998; 10. Крючкина Н. Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003. 11. Петрович В. Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М. : Творческий центр, 2004 12. Брандт М. Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М. : Дрофа, 2005 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. 1. Аудиоколонки колонки. 2. Видеопроектор. 3. Персональный компьютер. 4. Принтер. 5. Экран. ЭКРАННО- ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ. 1. 5 класс D «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО « Кордис § Медиа » 2005 информационный источник сложной структуры СД- диск «История Древнего мира», 5- й класс. 2005 г 2. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение. 3. История Древнего мира. Загадки сфинкса. МедиаХауз. 4. Атлас истории Древнего мира. 5. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс. ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ Основные Интернет- ресурсы http: / / www. kremlin. ru/ - официальный веб- сайт Президента Российской Федерации http: / / www. mon. gov. ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ http: / / www. edu. ru – федеральный портал «Российское образование» http: / / www. school. edu. ru – российский общеобразовательный Портал http: / / www. е g е. edu. ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http: / / www. fsu. edu. ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ http: / / www. ndce. ru – портал учебного книгоиздания http: / / www. vestnik. edu. ru – журнал Вестник образования» http: / / www. school- collection. HYPERLINK" http: / / edu. ru" edu. ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http: / / www. apkpro. ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования http: / / www. prosv. ru – сайт издательства «Просвещение» http: / / www. history. standart. edu. ru – предметный сайт издательства «Просвещение» http: / / www. internet- school. ru – интернет- школа издательства «Просвещение»: «История» http: / / www. pish. ru – сайт научно- методического журнала «Преподавание истории в школе» http: / / www. 1 september. ru – газета «История», издательство «Первое сентября» http: / / vvvvw. som. fio. ru – сайт Федерации Интернет- образования, сетевое объединение методистов http: / / www. it- n. ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей http: / / www. lesson- history. narod. ru – компьютер на уроках истории( методическая коллекция А. И. Чернова) http: / / www. standart. edu. ru – государственные образовательные стандарты второго поколения Дополнительные Интернет- ресурсы hitp: / / www. idf. ru/ almanah. shtml- электронный альманах «Россия. XX век» http: / / www. 76- 82. ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг. http: / / www. gumer. info/ Name_ Katalog. php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам http: / / www. historia. ru – электронный журнал «Мир истории» http: / / www. historic. ru/ books/ index. shtml- историческая библиотека http: / / www. historydoc. edu. ru/ catalog. asp- коллекция исторических документов http: / / www. istrodina. com- сайт журнала «Родина» http: / / www. lcweb 2. loc. gov/ frd/ cs/ sutoc. html- сайт Библиотеки Конгресса http: / / www. lib- history. info- историческая библиотека http: / / www. oldgazette. narod. ru – сайт «Старые газеты» http: / / www. vciom. ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения http: / www. patriotica. ru/ subjects/ stal inism. html – библиотека думающего о России www. http: / / www. elibrary. ru/ defaultx. asp- научная электронная библиотека http: / / fcior. edu. ru/ Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов. http: / / school- collection. edu. ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http: / / museum. ru/ Портал «Музеи России». Дополнительные электронные информационные источники( фото и рисунки для создания презентаций.