Сценарий внеклассного занятия по биологии "Биологические версты"
Биологические версты
Задачи:
- Развивать и повышать познавательную активность учащихся.
- Формировать коммуникативную компетентность через групповую и индивидуальную работу.
- Развивать образное и логическое мышление.
Форма проведения: интеллектуальная игра
Ход мероприятия:
Дорогие ребята, сегодня вы примете участие а игре «Биологические версты». В игре участвуют три команды Выигрывает та команда, которая первой преодолеет все звезды.
Заезд 1 . «Кто быстрее».
- Что ест зимой жаба? (Ничего, жаба зимой впадает в спячку.)
- Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, вновь появились простейшие. Как объяснить это явление? ( При неблагоприятных условиях простейшие образуют цисту. )
- Лягушки долгое время могут находиться на дне водоема. Как они в это время дышат? ((Кожей)
- Как ящерица может спастись от преследователя? (Она отбрасывает хвост)
- Грифы питаются падалью. Нужно ли их охранять? (Да, они санитары)
- Часто в мороз можно видеть. Что птица нахохливается и делается пушистой. Каково значение этого явления? (В распушенных перьях сохраняется тепло)
- Два ученика наблюдали за поведением мухи, сидящей на кусочке мяса. Один из них утверждал, что мухи питаются непосредственно мясом, другой говорил, что продуктами гниения. Кто из них прав и почему? ( Второй, так как ротовой аппарат у них лижущий)
- Иногда можно услышать: «Ест мало, как птичка». Верно ли такое утверждение? (Нет, птица относительно своей малой массы съедает очень много пищи, так как у нее обмен веществ происходит очень быстро.)
Заезд 2. «Удивительное рядом».
- Зачем рыбам электрический разряд? ( Прежде всего для нападения и защиты. Электрическому скату, парализовавшему свою добычу ударом, овладеть ею другим способом было бы весьма непросто – ведь рот у него на брюхе… Электрический угорь, парализующий лягушку на расстоянии метра, использует свой удар и для защиты от многочисленных врагов, которые были бы не прочь полакомиться его вкусным мясом.)
- Как муравьи находят путь домой? (Муравьи помечают свой путь пахучими феромонами, которые выделяются их брюшными железами. Длинные цепочки муравьев, снующих взад и вперед между гнездом и источником пищи идут по химическому следу . проложенному первыми нашедшими следователями. Когда еда кончается, фуражиры перестают выделять соответствующие феромоны, их запах над тропой быстро выветривается, и на нее больше не обращают внимание. Кстати, муравьи идут не по жидкому следу на земле, а ориентируются по шлейфу распространяющихся в воздухе паров специфического вещества, улавливая градиент их концентрации, который и позволяет находить дорогу домой. Потеряв след, они, перемещаясь кругами , вновь находят дорогу и спешат по ней в свой муравейник.
- Многие водные животные – морские звезды, губки, голотурии – имеют на теле выступы, шероховатости. Благодаря этому они медленно опускаются в воде, а не тонут быстро под действием силы тяжести. Какое физическое явление способствует этому? (Сила трения)
- Известно. Что икра на деревьях не растет. Но жители Аляски собирают сельдяную икру с древесных ветвей. Как вы можете это объяснить? ( Сборщики икры перед нерестом сельди опускают в воду ветки , а после окончания нереста поднимают их. Сельдь откладывает икру, прикрепляя ее к опущенным веткам)
- Зачем цветкам лепестки? ( При исследовании ученых было выяснено, что измерив температуру различных участков цветка, в центре цветка температура в солнечную погоду температура значительно выше, чем у лепестков. Когда лепестки экранировали от света, в центре цветка температура падала. Следовательно, лепестки играют роль отражателей, концентрирующих тепло. Такой подогрев ускоряет созревание пыльцы. Кроме того, излучаемое серединкой тепло привлекает насекомых опылителей.)
Заезд 3. «Узнай пословицу».
Переделайте выражения в известные пословицы и поговорки.
1 Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого семейства. (Хрен редьки не слаще.)
- (Заблудился в трех соснах.)
- вокруг своей оси.( Хочешь жить, умей вертеться.)
Заезд 4 . «Отгадай загадки.»
В этом поле филворда спрятаны названия 13 пятибуквенных слов – названий животных и птиц. Попробуй отыскать их и вычеркнуть. Из оставшихся букв по горизонтали прочитай две загадки и отгадай их.
п |
р |
и |
л |
а |
с |
к |
а |
ш |
л |
и |
М |
У |
К |
Ж |
И |
А |
К |
И |
Б |
с |
Е |
Р |
З |
С |
А |
Й |
Р |
А |
Т |
о |
О |
П |
О |
Р |
А |
Р |
В |
С |
Р |
н |
Л |
К |
У |
Б |
И |
А |
Л |
И |
Ц |
и |
Е |
З |
о |
Щ |
Б |
У |
В |
Б |
А |
е |
Н |
З |
у |
Л |
Е |
Г |
О |
Л |
П |
о |
Ь |
А |
В |
В |
О |
Г |
Р |
Р |
Л |
ф |
О |
Д |
Л |
Н |
Н |
А |
О |
Я |
Я |
а |
А |
Я |
Н |
И |
Е |
К |
Н |
Л |
О |
р |
Б |
Т |
Д |
Ы |
М |
Л |
А |
Ч |
Е |
и |
Р |
Е |
Н |
А |
Я |
А |
Н |
Е |
М |
ж |
е |
л |
д |
в |
е |
д |
ь |
о |
к |
Заезд 5. «Исправь ошибки».
В классе только и было разговоров о том, будет ли во вторник мороз или оттепель. Позавтракали и первым делом посмотрели на термометр: за окном 4 градуса мороза. Идем! Взяли санки , не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак - и в дорогу.
Кто- то уже прошел по дороге, и нам было нетрудно идти по ней. Тихо зимой в лесу. И только кое – где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых жителей леса . Вот пробежал заяц . А это чьи следы подле просеки7 «Это , наверное следы ежа», - сказал Андрей. Неожиданно мы вышли к опушке, где рос большой одинокий дуб. Желуди на дереве выглядывали из- под снега.
Решили отдохнуть под большим дубом. «Что- то не видно белок», - сказала Нелли. 2А ты. Что не знаешь, что белка зимой спит в дупле?»_ ответил Андрей. Где-то вверху доносился равномерный стук_ дятел искал под корой жуков- короедов.
Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо, и в нем какую- то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Андрей и это знал: « Это сойка!» Между дубами увидели кормушку. В которой лежало сено, а рядом соль - лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце приближалось к горизонту, и мы двинулись к селу. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловил мышей в сене», - сказал кто- то. Через несколько минут мы подошли к селу. Немного устали, но довольные вернулись в школу.
Ошибки.
- Скворцы – перелетные птицы, зимой их голоса не слышно.
- Ежи зимой впадают в спячку.
- Зимой на дубах не бывает желудей, они падают на землю еще осенью.
- Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.
- Зимой насиживает яйца не сойка, а клест.
- «Мышкует» не волк, а лисица.
Список используемой литературы.
- Азбука природы. М: Ридерз Дайджест, 1997.
- Биология. Справочник школьника. М: АСТ, 1995
- Измайлов И.В., Михлин В.Е. Биологические экскурсии: Книга для учителя М: Просвещение. 1983
- С.М. Курганский Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы. М.- ВАКО, 2015.
- Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М.: Просвещение, 1980
- Рохлов В.С., Теремов А.В., петросова Р.А. Занимательная ботаника. М: АСТ – пресс, 1998.
- http://www.informika/ru/text/database/biology
- http://www.pets.kiev.ua
Приложение для учащихся.
Заезд 3. «Узнай пословицу».
Переделайте выражения в известные пословицы и поговорки.
1 Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого семейства.
- вокруг своей оси.
Заезд 4 . «Отгадай загадки.»
В этом поле филворда спрятаны названия 13 пятибуквенных слов – названий животных и птиц. Попробуй отыскать их и вычеркнуть. Из оставшихся букв по горизонтали прочитай две загадки и отгадай их.
п |
р |
и |
л |
а |
с |
к |
а |
ш |
л |
и |
М |
У |
К |
Ж |
И |
А |
К |
И |
Б |
с |
Е |
Р |
З |
С |
А |
Й |
Р |
А |
Т |
о |
О |
П |
О |
Р |
А |
Р |
В |
С |
Р |
н |
Л |
К |
У |
Б |
И |
А |
Л |
И |
Ц |
и |
Е |
З |
о |
Щ |
Б |
У |
В |
Б |
А |
е |
Н |
З |
у |
Л |
Е |
Г |
О |
Л |
П |
о |
Ь |
А |
В |
В |
О |
Г |
Р |
Р |
Л |
ф |
О |
Д |
Л |
Н |
Н |
А |
О |
Я |
Я |
а |
А |
Я |
Н |
И |
Е |
К |
Н |
Л |
О |
р |
Б |
Т |
Д |
Ы |
М |
Л |
А |
Ч |
Е |
и |
Р |
Е |
Н |
А |
Я |
А |
Н |
Е |
М |
ж |
е |
л |
д |
в |
е |
д |
ь |
о |
к |
Заезд 5. «Исправь ошибки».
В классе только и было разговоров о том, будет ли во вторник мороз или оттепель. Позавтракали и первым делом посмотрели на термометр: за окном 4 градуса мороза. Идем! Взяли санки , не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак - и в дорогу.
Кто- то уже прошел по дороге, и нам было нетрудно идти по ней. Тихо зимой в лесу. И только кое – где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых жителей леса . Вот пробежал заяц . А это чьи следы подле просеки7 «Это , наверное следы ежа», - сказал Андрей. Неожиданно мы вышли к опушке, где рос большой одинокий дуб. Желуди на дереве выглядывали из- под снега.
Решили отдохнуть под большим дубом. «Что- то не видно белок», - сказала Нелли. 2А ты. Что не знаешь, что белка зимой спит в дупле?»_ ответил Андрей. Где-то вверху доносился равномерный стук_ дятел искал под корой жуков- короедов.
Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо, и в нем какую- то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Андрей и это знал: « Это сойка!» Между дубами увидели кормушку. В которой лежало сено, а рядом соль - лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце приближалось к горизонту, и мы двинулись к селу. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловил мышей в сене», - сказал кто- то. Через несколько минут мы подошли к селу. Немного устали, но довольные вернулись в школу.