a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сценарий внеклассного занятия по биологии "Биологические версты"

Автор: Корнева Ольга Александровна Опубликовано: 2016-02-08 11:33:00

Биологические версты

Задачи:

  1. Развивать и повышать познавательную активность учащихся.
  2. Формировать коммуникативную  компетентность через групповую и индивидуальную работу.
  3. Развивать образное и логическое мышление.

Форма проведения: интеллектуальная игра

Ход мероприятия:

Дорогие ребята, сегодня вы примете участие а игре «Биологические версты». В игре участвуют три команды Выигрывает та команда, которая первой преодолеет все звезды.

Заезд 1 . «Кто быстрее».

  1. Что ест зимой жаба?  (Ничего, жаба зимой впадает в спячку.)
  2. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, вновь появились простейшие. Как объяснить это явление?  ( При неблагоприятных условиях простейшие образуют цисту. )
  3. Лягушки долгое время могут находиться на дне водоема. Как они в это время дышат?  ((Кожей)
  4. Как ящерица может спастись от преследователя?  (Она отбрасывает хвост)
  5. Грифы питаются падалью.  Нужно ли их охранять?   (Да, они санитары)
  6. Часто в мороз можно видеть. Что птица нахохливается и делается пушистой.  Каково значение этого явления? (В распушенных перьях сохраняется тепло)
  7. Два ученика наблюдали за поведением мухи, сидящей на кусочке мяса. Один из них утверждал, что мухи питаются непосредственно  мясом, другой говорил, что продуктами гниения.  Кто из них прав и почему?  ( Второй, так как ротовой аппарат у них лижущий)
  8. Иногда можно услышать: «Ест мало, как птичка». Верно ли такое утверждение?  (Нет, птица относительно своей малой массы  съедает очень много пищи, так как у нее обмен веществ происходит очень быстро.)

Заезд 2. «Удивительное рядом».

  1. Зачем рыбам электрический разряд?  ( Прежде всего для нападения и защиты. Электрическому скату, парализовавшему свою добычу ударом, овладеть ею другим способом было бы весьма непросто – ведь рот у него на брюхе… Электрический угорь, парализующий лягушку на расстоянии метра, использует свой удар и для защиты от многочисленных врагов, которые были бы не прочь полакомиться его вкусным мясом.)
  2. Как муравьи находят путь домой? (Муравьи помечают свой путь пахучими феромонами, которые выделяются их брюшными железами. Длинные цепочки муравьев,  снующих взад и вперед между гнездом и источником пищи идут по химическому следу . проложенному первыми нашедшими следователями. Когда еда кончается, фуражиры перестают выделять соответствующие феромоны, их запах над тропой быстро выветривается, и на нее больше не обращают внимание. Кстати,  муравьи идут не по жидкому следу на земле, а ориентируются по  шлейфу распространяющихся в воздухе паров специфического вещества, улавливая градиент их концентрации, который и позволяет находить дорогу домой. Потеряв след, они, перемещаясь кругами , вновь находят  дорогу и спешат по ней в свой муравейник.
  3. Многие водные животные – морские звезды, губки, голотурии – имеют  на теле выступы, шероховатости. Благодаря этому они медленно  опускаются в воде, а не тонут быстро под действием силы тяжести. Какое физическое явление способствует этому?  (Сила трения)
  4. Известно. Что икра на деревьях не растет. Но жители Аляски собирают сельдяную икру с древесных ветвей. Как вы можете это объяснить?  ( Сборщики икры перед нерестом сельди опускают в воду ветки , а после окончания  нереста поднимают их. Сельдь откладывает икру, прикрепляя ее к опущенным веткам)
  5. Зачем цветкам лепестки? ( При исследовании ученых было выяснено, что измерив температуру различных участков цветка,  в центре цветка температура в солнечную погоду температура значительно выше, чем у лепестков. Когда лепестки экранировали от света, в центре  цветка температура падала. Следовательно, лепестки играют роль отражателей, концентрирующих тепло. Такой подогрев ускоряет созревание пыльцы. Кроме того, излучаемое серединкой тепло привлекает насекомых опылителей.)

Заезд 3. «Узнай пословицу».

Переделайте выражения в известные пословицы и поговорки.

1 Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого семейства.  (Хрен редьки не слаще.)

  1. (Заблудился в трех соснах.)
  2. вокруг своей оси.( Хочешь жить, умей вертеться.)

Заезд 4 . «Отгадай загадки.»

В этом поле филворда спрятаны названия 13 пятибуквенных слов – названий животных и птиц. Попробуй отыскать их и вычеркнуть. Из оставшихся букв по горизонтали прочитай две загадки и отгадай их.

 

п

р

и

л

а

с

к

а

ш

л

и

М

У

К

Ж

И

А

К

И

Б

с

Е

Р

З

С

А

Й

Р

А

Т

о

О

П

О

Р

А

Р

В

С

Р

н

Л

К

У

Б

И

А

Л

И

Ц

и

Е

З

о

Щ

Б

У

В

Б

А

е

Н

З

у

Л

Е

Г

О

Л

П

о

Ь

А

В

В

О

Г

Р

Р

Л

ф

О

Д

Л

Н

Н

А

О

Я

Я

а

А

Я

Н

И

Е

К

Н

Л

О

р

Б

Т

Д

Ы

М

Л

А

Ч

Е

и

Р

Е

Н

А

Я

А

Н

Е

М

ж

е

л

д

в

е

д

ь

о

к

 

 

Заезд 5. «Исправь ошибки».

     В классе только и было разговоров о том, будет ли во вторник мороз или оттепель. Позавтракали и первым делом посмотрели на термометр: за окном 4 градуса мороза. Идем! Взяли санки , не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак  - и в дорогу.

     Кто- то уже прошел по дороге, и нам было нетрудно идти по ней. Тихо зимой в лесу. И только кое – где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых жителей леса . Вот пробежал заяц . А это чьи следы подле просеки7 «Это , наверное следы ежа», - сказал Андрей. Неожиданно мы вышли к опушке, где рос большой одинокий дуб. Желуди на дереве выглядывали из- под снега.

      Решили отдохнуть под большим дубом. «Что- то не видно белок», - сказала Нелли. 2А ты. Что не знаешь, что белка зимой спит в дупле?»_ ответил Андрей. Где-то вверху доносился равномерный стук_ дятел искал под корой жуков- короедов.

     Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо, и в нем какую- то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Андрей и это знал: « Это сойка!» Между дубами увидели кормушку. В которой лежало сено, а рядом соль - лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце приближалось к горизонту, и мы двинулись к селу. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк  ловил мышей в сене», - сказал кто- то. Через несколько минут мы подошли к селу. Немного устали, но довольные вернулись в школу.

Ошибки.

  1. Скворцы – перелетные птицы, зимой их голоса не слышно.
  2. Ежи зимой впадают в спячку.
  3.  Зимой на дубах не бывает желудей, они падают на землю еще осенью.
  4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.
  5. Зимой насиживает яйца не сойка, а клест.
  6. «Мышкует» не волк, а лисица.

Список используемой литературы.

  1. Азбука природы. М: Ридерз Дайджест, 1997.
  2. Биология. Справочник школьника. М: АСТ, 1995
  3. Измайлов И.В., Михлин В.Е. Биологические экскурсии: Книга для учителя М: Просвещение. 1983
  4. С.М. Курганский Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы. М.- ВАКО, 2015.
  5. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М.: Просвещение, 1980
  6. Рохлов В.С., Теремов А.В., петросова Р.А. Занимательная ботаника. М: АСТ – пресс, 1998.
  7. http://www.informika/ru/text/database/biology
  8. http://www.pets.kiev.ua

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение для учащихся.

Заезд 3. «Узнай пословицу».

Переделайте выражения в известные пословицы и поговорки.

1 Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого семейства. 

  1. вокруг своей оси.

Заезд 4 . «Отгадай загадки.»

В этом поле филворда спрятаны названия 13 пятибуквенных слов – названий животных и птиц. Попробуй отыскать их и вычеркнуть. Из оставшихся букв по горизонтали прочитай две загадки и отгадай их.

п

р

и

л

а

с

к

а

ш

л

и

М

У

К

Ж

И

А

К

И

Б

с

Е

Р

З

С

А

Й

Р

А

Т

о

О

П

О

Р

А

Р

В

С

Р

н

Л

К

У

Б

И

А

Л

И

Ц

и

Е

З

о

Щ

Б

У

В

Б

А

е

Н

З

у

Л

Е

Г

О

Л

П

о

Ь

А

В

В

О

Г

Р

Р

Л

ф

О

Д

Л

Н

Н

А

О

Я

Я

а

А

Я

Н

И

Е

К

Н

Л

О

р

Б

Т

Д

Ы

М

Л

А

Ч

Е

и

Р

Е

Н

А

Я

А

Н

Е

М

ж

е

л

д

в

е

д

ь

о

к

 

Заезд 5. «Исправь ошибки».

     В классе только и было разговоров о том, будет ли во вторник мороз или оттепель. Позавтракали и первым делом посмотрели на термометр: за окном 4 градуса мороза. Идем! Взяли санки , не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак  - и в дорогу.

     Кто- то уже прошел по дороге, и нам было нетрудно идти по ней. Тихо зимой в лесу. И только кое – где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых жителей леса . Вот пробежал заяц . А это чьи следы подле просеки7 «Это , наверное следы ежа», - сказал Андрей. Неожиданно мы вышли к опушке, где рос большой одинокий дуб. Желуди на дереве выглядывали из- под снега.

      Решили отдохнуть под большим дубом. «Что- то не видно белок», - сказала Нелли. 2А ты. Что не знаешь, что белка зимой спит в дупле?»_ ответил Андрей. Где-то вверху доносился равномерный стук_ дятел искал под корой жуков- короедов.

     Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо, и в нем какую- то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Андрей и это знал: « Это сойка!» Между дубами увидели кормушку. В которой лежало сено, а рядом соль - лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце приближалось к горизонту, и мы двинулись к селу. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк  ловил мышей в сене», - сказал кто- то. Через несколько минут мы подошли к селу. Немного устали, но довольные вернулись в школу.

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: