Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Из опыта работы
Д.В. Блинова, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №40 Ладошки»
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Работу по формированию основ здорового образа жизни я начала с изучения программ М.Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья», Г.И. Кулик «Школа здорового человека», Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Несмотря на несомненные достоинства и оригинальность подходов к построению работы с детьми, они, на мой взгляд, не охватывают в полной мере всех сторон жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Цель работы:формирование у детей потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих через совместную деятельность взрослого с детьми.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
- Сформировать у детей навыки ухода за телом, выработать стой- кую привычку к культурно-гигиеническим процедурам.
- Способствовать укреплению и сохранению здоровья детей.
- Научить обращаться с опасными для здоровья предметами.
Свою работу я начала с подбора учебно-методического комплекта, разработки дидактических игр и упражнений: «Составь себе меню на обед», «Одень куклу на прогулку», «Угадай вид спорта», «Составь режим дня», которые использую на теоретических занятиях.
Чтобы деятельность проходила планово и учитывала возрастные особенности детей, составила учебно-методический план, который включает разделы:
«Я человек»; «Дышим правильно»; «Я осваиваю гигиену и этикет»; «Здоровое питание»; «Сохраним зубы здоровыми»; «Органы чувств»; «Режим дня»; «Если ты поранился»; «Здоровый образ жизни».
План кружка "Уроки здоровья" предполагает наличие теоретических и практических занятий и реализует принцип интеграции образовательных областей: физическая культура, познание, речевое и социально-коммуникативное развитие.
Совместная деятельность взрослого с детьми организована в соответствии с педагогическими принципами, один из которых - «не навреди». В работе используются различные формы и методы: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, чтение художественной литературы, выставки детских работ, просмотр видеофильмов.
Для повышения интереса я использую игровой метод. Занятия проводятся в игровой форме, так как именно игра способствует созданию положительной мотивации к здоровому образу жизни, формированию привычек, а затем и потребности в сохранении и укреплении собственного здоровья. Часто в гости приглашаем доктора Айболита, Незнайку, Федору, Машу-растеряшу.
При планировании и проведении совместной деятельности взрослого с детьми использую информацию о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека, создаю вокруг ребенка среду «здоровья», которая влияет на формирование его мировоззрения.
Обязательным элементом занятий являются нетрадиционные методы оздоровления: самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию.
Приведу пример на разделе «Здоровое питание».
Дети в средней группе учатся заботиться о своем здоровье через правильное питание. Знакомятся с пользой или вредом различных продуктов, узнают правила приема пищи (за столом не торопиться, не переедать, не есть на ходу, тщательно пережевывать пищу).
В старшей группе знакомятся с понятием «Здоровое питание», «Питательные вещества» учатся правилам поведения за столом.
В подготовительной группе дети получают знания о витаминах группы A, B, C, знакомятся с пищеварительной системой.
В процессе реализации этого раздела я использую дидактические игры «Полезно-вредно», «Сад-огород», «Разложи по группам A, B, C, D».
Чтение художественной литературы «Спор овощей» Ю.Тувим, «Робин Бобин», валеологическая сказка «О путешествии пирожка».
Разучиваем физкультминутка «Овощи», используем пальчиковую гимнастику «Мы капусту рубим-рубим…» и подвижная эстафета «Овощи - фрукты».
В работе с детьми стараюсь соблюдать заповедь, сформулированную К.С. Станиславским: «Трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным». Следуя этой заповеди, стараюсь, чтобы занятия вызывали у детей положительные эмоции.
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. Здоровый образ жизни дает физические и духовные силы, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьесбережения детей.
Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей.
Особое значение в пропаганде здорового образа жизни придаётся наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказать семье практическую помощь.
В целях пропаганды здорового образа жизни для родителей подготовлены стенды и плакаты валеологической направленности с информацией, отражающей самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Подготовлены консультации: «Безопасность дошкольника», «Физкультурный заслон ОРЗ», «Личная гигиена и режим дня».
Как показала практика, планомерная работа не только приводит к улучшению здоровья воспитанников, но и повышает их самооценку, воспитывает уверенность в себе, расширяет кругозор.