Конспект НОД по изобразительному искусству в подготовительной группе
Цели:
- Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
- Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии
- Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа
- Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги»
- Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами
- Побуждать детей к творческой активности
Материал:
- репродукции с зимними пейзажами;
- альбомный лист с готовым фоном;
- набор гуашевых красок;
- кисть;
- стаканчик с водой;
- зубная щетка;
- карандаш (палочка);
- салфетка;
- фартук.
Предварительная работа: наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему, беседа с детьми на тему: «Какого цвета зима?», подготовка фона для предстоящей работы на предварительном занятии
Виды детской деятельности: «Познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «физическое развитие»
Ход НОД
- Организационная часть
Воспитатель обращает внимание детей на гостей. Дети здороваются
Воспитатель: Возьмитесь за руки, закройте глаза. Почувствуйте, как передается вам тепло ваших друзей и проходит от ладошек по всему телу. Вот это тепло дошло до самого сердца и стало хорошо от того, что мы вместе. У нас хорошее настроение, хочется встретиться с красотой. Мы готовы преодолеть любые трудности.
Педагог начинает читать стихотворение А.С. Пушкина «Волшебница-Зима». Во время чтения звучит музыкальная пьеса С. Прокофьева «Утро»
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы
Воспитатель: Ребята, вы прослушали стихотворение и прослушали музыкальное произведение о зиме. Музыка звучала таинственно и загадочно. Я думаю, что каждый из вас представил какую-то зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях?
Дети: Вполе (лесу, на снежной дороге)
Педагог: Что-то холодом повеяло… Да это же промчалась Зимушка-Зима. Хотите полететь вслед за ней?
Дети: Да, хотим
Педагог: А для этого нужно надеть шапки-неведимки и сказать волшебные слова:
Тары – бары, растабары
Елки – палки, каламбей,
Шуры – муры, шары – вары,
Самба – мамба, милки – вэй.
Дети изображают, как они надевают шапки – неведимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за волшебницей – Зимой в ее снежное царство.
В это время педагог ставит на мольберт репродукцию картины с зимним пейзажем
Педагог. Вот мы и в гостях у Зимушки-Зимы. Снимите свои шапки-невидимки и осмотритесь вокруг. Мы с вами попали в сказочный зимний лес. Тише-тише! Слышите? Откуда-то доносится перезвон (звучит отрывок из пьесы П.Чайковского «На тройке»).
Педагог. Подумайте и скажите, у кого в царстве волшебницы-Зимы может быть такой легкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен, где-то высоко в небе, а потом звучит все яснее и как будто опускается на землю?
Дети. У снежинок.
Педагог. Снежинки слуги Зимушки-Зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.
Под музыку А. Вивальди (концерт «Зима», 1-я часть) педагог читает отрывок из рассказа «Четыре художника» писателя Г Скребицкого о волшебстве зимы
«...Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит...
Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела,..
А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются…
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!»
Педагог. Вот какую чудесную картину нарисовала Зимушка-Зима. А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.
Физкультминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес. Ходьба на месте
Сколько здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны
Справа березка в шубке стоит, Руку отводят в указанную сторону
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся, Отводят руки и прослеживают взглядом
На землю красиво ложатся, Движение «фонарики» и смотрят вверх
Вот и зайка проскакал, Кружась, приседают
От лисы он убежал. Прыжки
Это серый волк рыщет, Имитирую «волчью» походку
Он себе добычу ищет!
Не найдет тогда он нас! Приседают, прячась
Лишь медведь в берлоге спит, Имитируют сон
Так всю зиму он проспит.
Пролетают снегири, Имитируют полет птиц
Как красивы они!
В лесу красота и покой, Разводят руки в стороны
А нам пора уже домой. Садятся на свои места
Педагог. Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картинку — зимний пейзаж. Фон у вас уже готов, вы его приготовили заранее. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон немного теплых тонов, так как и зиме присущи розовато-сиреневые цвета, особенно в морозный денек перед заходом солнца, когда в природе все искрится и переливается разноцветными огоньками.
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса,
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса...
И. Бунин
Педагог. Ваша задача — подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.
В процессе работы педагог помогает советом детям, которые испытывают затруднения. Поощряет внесение в рисунок интересных дополнений (птиц, животных, ягод рябины на ветках).
После того как дети нарисуют основную композицию, педагог обращается к детям
Педагог. Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает.
Дети. Деревья зимой должны быть покрыты снегом.
Педагог. А для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием:
Заклинания зимы (отрывок)
…Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите…
М. Пожарова
Педагог предлагает изобразить падающий снег способом «набрызгов», при помощи зубной щетки; направив щетку на лист бумаги резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
После выполнения данной работы педагог предлагает белой гуашью с помощью кисточки покрыть сверху веточки деревьев кустарников с него.
Педагог вместе с детьми под тихую музыку рассматривает зимние пейзажи, выбирает наиболее интересные и аккуратно выполненные.