Методические материалы Карповой Анны рубеновны
Документы для скачивания
Открытое музыкальное занятие во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Цел еполагание: Познакомить детей с рус ским народным инструментом балалайка. Прививать любовь детей к русской народной музыке и русско му народному инструменту — балалайке, получать удовольствие и радость от самого процесса соприкосновения с музыкой. Формировать представления детей об изобразительности музыки, создающей образ( балалайка изображае т героев русской сказки) ; о вы разительных средствах музыки, звуковысотности( высоко- низко, движение мелодии вверх- вниз) . Развивать коммуникативные качества детей посредством музыкальной игры. Передавать характер музыки в движении, в пении. Расширять запас слов, обозначающих названия в русском фольклоре( русская народная музыка, русский народн ый музыкальный инструмент, балалайка) , персонажей русской народной сказки, музыкальных терминов( тихо- громко, высоко- низко, движение мелодии вверх- вниз) . Оборудование: Русский народный инструмент – балалайка, Русский народный костюм, костюм для взрослого «Колобок», платочки для танца, бутафорский пенек, красивый мешок для балалайки, ширма. Ход занятия: Под веселую русскую народную музыку «Ах, вы сени» дети заходят в зал. Музыкальный руководитель в русском костюме встречает детей. Проводится упражнение- распевка «Здравствуйте». Музыкальный руководитель: - Ребята, а вы любите сказки? ( Дети отвечают. ) Тогда садитесь поудобнее и слушайте. Сегодня к нам из знакомой сказки пришел гость, а вот из какой он сказки и кто он, догадайтесь сами! Формой он похож на мяч. Был когда- то он горяч. Спрыгнул со стола на пол И от бабушки ушел. У него румяный бок… Вы, узнали? ( Колобок) . Из- за ширмы появляется Колобок( переодетый взрослый) Музыкальный руководитель: — А теперь, слушайте сказку внимательно. Бабка испекла Колобок и положила его на подоконник студиться. Но надоело Колобку там лежать, вот он и спрыгнул с окна, перекатился через порог и поскакал по ступенькам вниз. Потом решил вверх подняться и опять вниз спуститься… Попевка «Лесенка». ( Дети делают лесенку руками, показывая куда идет Колобок, вверх или вниз, при этом стараются подпевать педагогу) Колобок вверх скакал, скок, скок, скок. А потом вниз скакал, прыг, скок, скок. Музыкальный руководитель: — Выкатился колобок на улицу, а там звонко поют птички. Проводится музыкально- дидактическая игра «Мы на веточках сидим». Педагог показывает картинку с птичками на веточках- на нижней ветке сидит мама- птица, на верхней – птенчики. Педагог пропевает за маму- птицу нижний звук, а за птенчиков – верхний звук( интервал кварта) . Затем, просит повторить детей: спеть за маму- птицу нижний звук, а за птенчиков верхний звук. Мама: - Сижу на нижней ветке я, И пою: чик- чирик. Птенчики: - Сидим на верхней ветке мы, И поем: чик- чирик. Музыкальный руководитель: - Катился колобок дальше, катился и увидел красивый цветок. Наклонился он к цветочку и понюхал его. Проводится пальчиковая игра «Цветочек» Наши алые цветки Ладони сомкнуты и подняты вверх Распускают лепестки Р аскрыть ладони, сделав цветок Ветерок чуть дышит П одвигать пальчиками Лепестки колышет Наши алые цветки Закрывают лепестки С омкнуть пальцы, сделав бутон Головой кивают К рутить сомкнутыми ладонями В разные стороны Тихо засыпают П оложить ладони под щеку Музыкальный руководитель: - И покатился колобок дальше. Вдруг видит – на пеньке лежит мешочек. ( Показывает. ) Он, ребята, вам дружочек! Очень хочется узнать, что там спрятано? А вы как думаете, что в мешочке спрятано? И я не знаю, а давайте посмотрим. Музыкальный руков одитель достает из мешочка балалайку и показывает их детям. Музыкальный руководитель: - К акой красивый инструмент! Это русский народный музыкальный ин струмент, и называется он «балалайка». Музыкальный руководитель знакомит детей с инструментом, дает его потрогать и погладить. Музыкальный руководитель: - послушайте, пожалуйста, как он звучит! Музыкальный руководитель играет на балалайке. Музыкальный руководитель: — Балалайка звонко играет? Весело? Громко? Дети отвечают. Музыкальный руководитель: — Да! Балалайка звучи т весело, задорно и радостно! Дети, а м ы с собой в сказку возьмем балалайку, и она нам поможе т? ( Ответы детей. ) Тогда слушаем сказку дальше. Катился Колобок, а навстречу ему… кто? Музыкальн ый руководитель играет на балалайке, дети узнают и характеризуют «медведя» по исполняемой музыке. Музыкальный руководитель: - вот как нам балалайка помогла, как хорошо про медведя сыграла, вы его сразу узнали. А вы умеете как медведи ходить, покажите как медведь идет. Музыкальный руководитель играет на балалайке мелодию медведя, дети изображают его и подходят к колобку. Музыкальный руководитель: - Колобок, колобок, мы тебя съе ди м! Колобок: — Не ешьте меня, Мишеньки, а лучш е покажите как вы плясать умеете! Музыкальный руководитель: - Ребята, давайте спляшем Колобку с платочками. Дети танцуют тане с платочками под русскую народную мелодию «Барыня». Колобок: — Ой, спасибо, порадовал и! Музыкальный руководитель: — Побрел Медведь в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катился, а навстречу ему… кто? Музыкальн ый руководитель играет на балалайке, дети узнают и характеризуют «зайца» по исполняемой музыке. Музыкальный руководитель: - Вот как нам балалайка помогла, как хорошо про Зайчика сыграла, вы его сразу узнали. Ребята, а как зайчики скачут, давайте мы Колобку покажем. Музыкальный руководитель играет на балалайке мелодию, а дети прыгают как зайчики и подходят к Колобку. Музыкальный руководитель: - Колобок, К олобок, мы тебя съедим! Колобок: - Нет, зайцы, не получиться! Музыкальный руководитель: - Я вас научу, как зайца напугать! А поможет нам балалайка. Я буду играть тихо, а вы будете «шуршать» ладошками. А когда я буду играть на балалайке громко, вы будете громко хлопать в ладошки. Проводится музыкально- дидактическая игра « Громко- тихо ». Музыкальный руководитель: - Ой, а где же Заяц? ( Дети отвечают: испугался, убежал. ) Обрадовался Колобок и дальше покатился. Катится Колобок, катится, а навстречу ему… кто? Музыкальный руководитель играет на балалайке, дети узнают и характеризуют «волка» по исполняемой музыке. Музыкальный руководитель: - Вот как нам балалайка помогла, как хорошо про волка сыграла, вы его тоже узнали. Ребята, покажем Колобку как волк ходит. Музыкальный руководитель: — Колобок, Колобок, мы тебя съедим! Колобок: —Н е надо меня обижать. Я хороший, добрый, со мной надо дружить, как вы ребята дружите. Лучше песенку мне спойте. Дети исполняют песню «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой. Колобок: - Хорошая песенка! Музыкальный руководитель: - Не стал Волк Колобка есть. Побежал в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катится, а навстречу ему… кто? Музыкальный руководитель играет на балалайке, дети узнают и характеризуют «лису» по исполняемой музыке. Музыкальный руководитель: - Вот как нам балалайка помогла, как хорошо про лису сыграла, вы ее тоже узнали. Покажите, как лиса ходит. Музыкальный руководитель играет на балалайке, дети изображают «лису» и подходят к Колобку. Музыкальный руководитель: - Колобок, Колобок, мы тебя съедим! Колобок: - Не ешь Лиса Колобка. Музыкальный руководитель детям: - А лиса очень хитрая, но мы хитрее ее. Давайте поиграем и перехитрим Лису. Проводится коммуникативная игра «Улыбка». ( Педагог предлагает детям подарить улыбку друг другу) Во время игры Колобок незаметно прячется за ширму. Музыкальный руководитель: - Куда Колобок делся? Бегала Лиса, бегала, искала Колобка, искала, да так ни с чем и убежала. А Колобок радуется, что Лиса его не съела и хочет вам что- то сказать. Колобок: - Спасибо вам ребята! Музыкальный руководитель: — И побежал Колобок домой. Вот и сказочке конец, а кто слушал да помогал – молодец! А кто же Колобку помогал? ( Ответы детей. ) Конечно же, вы. А как вы Колобку помогали? ( Ответы детей. ) Танец для медведя плясали, песню пели для волка, в игру с лисой играли. А гостья наша, русский народный инструмент – балалайка, нам помогала? ( Ответы детей) А что балалайка делала? ( Ответы детей. ) Давайте скажем балалайке спасибо и с ней попрощаемся. ( Музыкальный руководитель дает детям потрогать инструмент) А вы хотите, чтобы балалайка к нам в гости приехала? Музыкальный руководитель: - Наше занятие подошло к концу. Понравилось оно вам? Спасибо!
В мой порт зашел кораблик( интегрированное занятие: рисование, музыка, развитие речи) Цели: познакомить с одним из жанров изобразительного искусства – иллюстрированием и его мастером – сказочником В. Сутеевым, с творчеством композитора В. Шаинского; стимулировать стремление к творчеству – рисованию, пению; расширять словарный запас – познакомить со словами и их значением: «акватория», «территория», «порт», «причал», «иллюстрация», «художник- иллюстратор». Атрибуты, оборудование, репертуар: фортепиано; аудиозаписи песен к мультфильму «Мы пришли сегодня в порт», а также шумового сопровождения – шума прибоя, крика чаек; портрет В. Сутеева; выставка детских книг художника- иллюстратора В. Сутеева; портреты В. Шаинского, Ю. Энтина; мольберт с прикрепленным к нему чистым листом бумаги; фломастеры; бусы и браслеты из пустых коробочек из- под киндер- сюрприза. Ход мероприятия Дети заходят в музыкальный зал, слышат шум прибоя, крики чаек. Рассаживаются. Шум приглушается. – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Что означает этот шум? – Кто из вас видел море? Какое оно? ( Большое, бескрайнее, безбрежное. ) Суда и корабли в море кажутся игрушечными и хрупкими, особенно в те моменты, когда оно неспокойно. Сейчас я попробую нарисовать наше море. ( Делает несколько штрихов на мольберте. ) А вот это кораблик. Совсем как в стихотворении. В мой порт зашел кораблик* В мой порт зашел кораблик, Его мне нашептала Веселенький такой: Фантазия моя. С зеленою кормою Кто капитан кораблика, И розовой трубой. Мне предстоит решить. Что это за кораблик – Упс. . . Карандаш сломался! Вы спросите меня. Пойду его чинить. – Какая жалость, сломался! Пока я буду чинить карандаш, послушайте песню из мультфильма «В порту ». Дети в записи слушают песню «Мы пришли сегодня в порт»( сл. С. Козлова, муз. М. Минкова) . – Поделитесь впечатлениями. Расскажите о содержании песни, характере. Педагог объясняет значение слов: «территория» – поверхность земного шара; «акватория» – это моря, океаны, заливы, бухты, озера, водохранилище, то есть водная территория, участок водной поверхности, ограниченный определенными границами – берегом, причалом и т. п. ; «порт»( гавань, пристань) – место на берегу, специально оборудованное для стоянки кораблей; «причал» – специально оборудованное место для стоянки различных судов, кораблей, лодок, например во время непогоды или разгрузки. – Что вы видите на мольберте? ( Рисунок: море и корабль. ) – Он не похож на настоящий корабль, потому что существует только в моем воображении. Я прочла стихотворение о веселом кораблике с зеленою кормою и розовой трубой и проиллюстрировала его. Получилась красочная картинка – иллюстрация, которая помогла рассказать о необыкновенном кораблике, и все благодаря вот этим волшебным карандашам. Волшебной силой обладают не только карандаши, но и ручка, фломастер. В руках настоящего художника они творят удивительные чудеса. Верными помощниками художника являются и другие предметы. Вспомнить их вам помогут мои загадки: Тот, кто любит рисовать* , Сразу сможет разгадать. На белом просторе рисую я море, Солнце, чаек над водой. Все. Готов рисунок мой. ( Белый лист бумаги. ) Я не стол, ну и не лавка. Для картин служу подставкой. Три ноги, но рук, жаль, нет, Потому что я…( мольберт) . Карандаш не уважаю. Нарисует что – стираю. Он бездумно начеркает И забот себе не знает. Мне же некогда лениться. Убирать должна. Трудиться. ( Ластик. ) С художником творим мы чудеса: Был чистым холст – и вот уже поля, леса. Все замыслы Творца немедля исполняю. Фантазии его в реальность превращаю. ( Кисть. ) – Предлагаю вам совершить прогулку на пароходике, согласны? Ну тогда включаем воображение и… полный вперед! В записи звучит «Песенка катерка»( сл. С. Козлова, муз. М. Минкова) . – Наш корабль зашел в сказочную гавань, в мастерскую известного детского писателя, художника- иллюстратора Владимира Сутеева. Подходит к выставке книг художника- иллюстратора, сказочника В. Сутеева. Берет книги, показывает. – Многие его сказки вам, ребята, хорошо знакомы. Показывает иллюстрации сказок: «Кто сказал “мяу”? », «Мешок яблок», «Палочка- выручалочка», «Под грибом» и др. – Создается впечатление, что смотришь мультфильм, настолько сказочные персонажи непоседливые, яркие и живые. Владимир Сутеев долгое время работал с известными детскими журналами: «Мурзилка», «Дружные ребята» и др. ; выпустил немало мультипликационных фильмов: «Про бегемота, который боялся прививок», «Мамин праздник», «Муха- Цокотуха» «Веселый огород» и др. Дети рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями. Педагог читает сказку В. Сутеева «Кораблик». Прогулка продолжается. Дети слушают в записи песню «Белые кораблики»( сл. Л. Яхнин, муз. В. Шаинского) . – За песней время в дороге пролетело быстро. Где мы сейчас находимся? Играет вступление песни «Чунга- Чанга»( сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского) из мультфильма «Катерок». – Догадались, ребята? На необыкновенном чудо- острове, где жить легко и просто, где синий небосвод и лето круглый год. А придумали этот удивительный остров поэт Юрий Энтин и композитор Владимир Шаинский. Показывает портреты поэта и музыканта, рассказывает о творчестве. Дети вспоминают известные им песни. Инсценировка песни «Чунга- Чанга». – Попрощаемся с островом, возвращаемся на «корабль». Отплываем: ту- ту- у- у. Педагог подходит к мольберту и дорисовывает за бортом кораблика дельфинов. В записи звучит песня «Дельфины»( сл. С. Козлова, муз. М. Минкова) . – Ну вот, ребята, и подошла к концу наша морская прогулка. Где мы с вами сегодня побывали? ( В мастерской детского писателя, художника- иллюстратора Владимира Сутеева; на чудо- острове Владимира Шаинского и Юрия Энтина. ) – Что интересного вам удалось увидеть во время прогулки? ( Мы видели дельфинов. ) – Какие они – дельфины? ( Добрые, мокрые, с умными глазами. ) – Какие только чудеса не случаются с людьми, верящими в сказку! Став взрослыми, они сохранили в себе замечательную способность переноситься в мир детства, видеть все вокруг в ярких волшебных красках. – Нарисуйте иллюстрацию к любой из понравившихся сказок Владимира Сутеева. Выставка детского творчества.
Пойте на здоровье! ! ! Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов. Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два- три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон( объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой. Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку? Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией. Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему. Музыкальный педагог должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Нужно следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему. Один из важнейших компонентов пения — дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса( вялый, напряженный, тусклый, звонкий) . Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей. Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»: «Собачки» — подражание лаю собаки, дышать, как собачка( после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык) ; «Насос» — надуть «мячик»( активный вдох и выдох одновременно носом и ртом) ; «Ветер» — рисовать своим дыханием разные образы ветра( порывами, сильного, спокойного, мягкого и т. д. ) ; «Задуваем свечи на торте» Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком. А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько советов. Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением. Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха! Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему. Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет. Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!
ЗИМА В МУЗЫКЕ, СТИХАХ И ЖИВОПИСИ Цели: продолжать знакомить с творчеством известных композиторов, поэтов и художников; развивать умение чувствовать настроение музыкального, художественного и литературного произведений и передавать его голосом и пластикой; расширить словарный запас. Основные атрибуты и оборудование: фортепиано, магнитофон с записью произведений П. И. Чайковского – пьеса «Январь» из фортепианного цикла «Времена года», «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик»; репродукция картины Н. Крымова «Зима», вырезанные из бумаги снежинки. Ход занятия Педагог. Совсем недавно природа радовала глаз ярким, пестрым нарядом деревьев, а теперь – белоснежным, сверкающим на солнце, убранством( читает стихотворение Е. Трутневой «Первый снег») . Что такое за окном? На заборах, на крылечке Сразу в доме посветлело! Все блестит и все бело! Это снег лежит ковром, Нет свободного местечка – Самый первый, самый белый! Всюду снега намело. Вот о чем всю ночь свистел Н арядилась и рябина За моим окошком ветер! В белый праздничный наряд. Он про снег сказать хотел Т олько гроздья на вершине И про то, что зиму встретил. Ярче прежнего горят. – Поздравляю вас с началом зимы и предлагаю встретить ее веселой песенкой. Исполняется песня «Будет горка во дворе»( сл. Е. Авдиенко, муз. Т. Попатенко) . Дети. Вьюга белая метет – Ты снежку не жалей, Это зимушка идет: Разгуляйся веселей! Рукавом повела – Мимо елок и берез Все дороги замела. Едет в санках Дед Мороз, Здравствуй, зимушка- зима, В кожушке голубом, Долгожданная зима, Со Снегурочкой вдвоем. Т. Волгина Педагог показывает детям репродукцию картины Н. Крымова «Зима», не озвучивая при этом ее названия. – Рассмотрите картину, расскажите, о чем она? ( Дети играют в снежки, катаются на санках, лыжах на заснеженной улице. ) Придумайте свое название картины. ( Педагог исполняет на фортепиано пьесу М. Крутицкого «Зима». ) – Созвучна ли музыка теме и настроению картины Н. Крымова, есть ли между двумя произведениями – музыкальным и художественным – что- то общее? ( Произведения схожи только своим названием, то есть их объединяет общая тема – зимнее время года. ) – Композитор М. Крутицкий в своей музыке, которая вызывает грустное настроение, изобразил холодную, неприветливую зиму, печальную и суровую. Художник Н. Крымов в своей картине любуется зимой, пытается передать ее красоту и великолепие. Педагог знакомит детей с пьесой П. И. Чайковского «Январь», показывает портрет композитора, наигрывает фрагменты произведений и просит вспомнить их название. – Петр Ильич любил природу, красота которой не раз вдохновляла композитора на создание нового произведения. В свободное от работы время он мог часами бродить по полю, наслаждаясь пением птиц, или по аллеям старого парка, любуясь его осенним великолепием. «Каждое время года по- своему прекрасно и незабываемо, достойно восхищения», – считал Петр Ильич Чайковский. И каждому месяцу года, а их двенадцать, он посвятил пьесу. Двенадцать пьес, написанных для фортепиано, объединены одним общим названием – «Времена года». Прослушайте пьесу, которая называется «Январь». На фоне музыки педагог читает стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»: Светло- пушистая, Под ветром веющим Снежинка белая, Дрожит, взметается, Какая чистая, На нем, лелеющем, Какая смелая! Светло качается. Дорогой бурною Его качелями Легко проносится. Она утешена, Не в высь лазурную, С его метелями На землю просится. Кружится бешено. Лазурь чудесную Н о вот кончается Она покинула, Дорога дальняя, Себя в безвестную Земли касается Страну низринула. Звезда кристальная. В лучах блистающих Л ежит пушистая Скользит, умелая, Снежинка смелая. Средь хлопьев тающих К акая чистая, Сохранно- белая. Какая белая! – Подберите слова, характеризующие настроение музыки и стихотворения( порывистая, стремительная, взволнованная, резкая и т. п. ) . Прослушайте( в записи) другую музыку того же композитора – «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» и сравните между собой эти произведения. Дети исполняют импровизированный танец снежинок. • Игра «Найди свою снежинку». Каждый из детей получает вырезанную из бумаги снежинку. Внимательно рассмотрев, снежинки возвращают педагогу. Тот подбрасывает их вверх. После того как они опустятся на пол, дети пытаются отыскать «свою» снежинку. В завершение занятия педагог знакомит детей с новой новогодней песней. Аккомпанируя себе на фортепиано, напевает ее. НОВОГОДНЯЯ ПЕСЕНКА Слова Ю. Энтина Музыка Г. Гладкова Белые снежинки кружатся с утра, Выросли сугробы посреди двора. Стала от снежинок улица светлей, Только одеваться нужно потеплей. Просто невозможно зиму не любить, Скоро будем бабу снежную лепить. Если на прогулке в снег мы упадем, Встанем, отряхнемся и опять пойдем. Привезут из леса елку в детский сад, Дед Мороз поздравит с праздником ребят. Десять раз в неделю мы считаем дни, Чтоб зажглись скорее яркие огни. Дети делятся своими впечатлениями от прослушанной песни, замечая ее светлый и радостный характер, рассказывают о том, что им запомнилось на занятии. Педагог хвалит детей за внимательность и активность и прощается с ними.
Проект Тема: «Масленица» Воспитатель: Домашова Н. М. Музыкальный руководитель: Карпова А. Р. 2014 – 2015г. Актуальность: В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных, определены задачи полихудожественного образования, формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа. Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становиться неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил бы себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Задачи: Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Развивать поисковую деятельность, навыки коммуникативного общения. Систематизировать знания, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей. Способствовать развитию самопознания и саморазвития на основе приобщения к традиционной культуре народа. Решение вопросов патриотического и эстетического воспитания в соответствии с базовой образовательной программой. Вид проекта: Творческо – ориентировочный. Тип проекта: Коллективный, краткосрочный. Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста( старшая и подготовительная группы) , родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель. Срок реализации проекта: 1 неделя. Интеграция образовательных направлений: Познавательное развитие, художественно- эстетическое, речевое, социальное, коммуникативное развитие. Стратегия развития проекта: Понедельник «Встреча Масленицы» Цель: познакомить с традициями народного праздника. «Маслёна – Просковейка, встречаем тебя хорошенько»- интегрированные занятия в группах Изготовление чучела Масленицы( подготовительная группа) Изготовление кукол – закруток( старшая и подготовительная группы) Вторник «Заигрыш» Цель: дать датям представление о русских народных играх – забавах. «Не усидишь дома, коли пришли Фома и Ерема»- физкультурный досуг Среда «Лакомка» Цель: познакомить с обрядовой кухней. «Выпечка баранок»- интегрированные занятия в группах Четверг «Широкий четверг» Цель: познакомить с традиционными песнями на масляной неделе «Как у наших у ворот»- музыкальные занятия. Пятница «Прощай Масленица» Цель: приобщать к истокам народных традиций «Масленица загорела, всему миру надоела»- развлечение на улице Прогнозируемые результаты: Дети умеют ладить друг с другом, прислушиваются к друг другу, понимают, могут любить и прощать, уважительно относятся к национальным традициям. Продукты реализации проекта: Чучело Масленицы, Куклы – закрутки, изготовленные детьми, изготовленные детьми баранки, развлечение на улице с традиционным поеданием блинов.
РИТМ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу ритма. Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. То есть, не менее важна эмоциональная природа ритма. В самом деле, использование обеих категорий в системе музыкального развития детей дает исключительно положительный результат. Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку( ходьба, бег, прыжки) . Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции. Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест( хлопки, шлепки по коленям, притопы и т. д. ) . Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа. Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями( имитационными, танцевальными, общеразвивающими) . Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности. Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
«Сказка в музыке живет» Мотивация занятия: ознакомить детей с творчеством выдающегося русского композитора М. П. Мусоргского, пробудить интерес к серьезной музыке; устное и графическое иллюстрирование прослушанного произведения. Необходимо заранее подготовить детей к занятию. Например, если есть такая возможность, устроить групповой просмотр мультипликационного фильма «Картинки с выставки» режиссера И. Ковалевской; вкратце познакомить с творчеством композитора М. П. Мусоргского. Вид занятия: комплексное – музыка в сочетании с элементами изобразительной деятельности. Продолжительность занятия: один час, так как занятие музыкой объединено с занятием рисованием. Плотность занятия: занятие состоит из следующих элементов: – попевка- приветствие; – подведение к теме «Сказка в музыке живет» с помощью вопросов; – беседа- диалог; пересказ сказки; – устное иллюстрирование сказки( беседа о характере сказочных персонажей) ; – графическое иллюстрирование музыки М. П. Мусоргского; – подведение итога( диалог) ; – попевка- прощание. Методы: беседа, диалог, анализ произведения; воспроизведение прослушанной музыки на бумаге; выводы. Необходимые атрибуты: проигрыватель или магнитофон, запись с музыкой М. П. Мусоргского( фрагментами из сюиты «Картинки с выставки» – «Избушка на курьих ножках» и «Балет невылупившихся птенцов») ; столы, стулья; краски, кисти, вода в емкостях; чистые альбомные листы по количеству присутствующих на занятии детей; импровизированная картинная галерея, посвященная творчеству Мусоргского. Место проведения занятия: занятие проводится в театральной комнате либо в музыкальном зале. На одной из центральных стен на уровне глаз детей размещены картинки, выполненные акварельными красками и помещенные в рамочки из подручных материалов: коробок из- под конфет, цветного картона, обрезков материала и т. п. В центре импровизированной картинной галереи прикреплен большой портрет М. П. Мусоргского. Ход занятия Дети заходят в комнату под фрагмент произведения Мусоргского «Картинки с выставки». Рассаживаются за столики, которые уже подготовлены к занятию. Музыка стихает. Педагог попевкой «Здравствуйте! » приветствует детей. Дети отвечают на приветствие. Педагог. Ребята, вы, наверное, уже успели заметить, когда вошли в зал, что сегодня наше занятие будет несколько необычным. Вы видите на своих столах белые листы бумаги, краски и кисти, а это значит, что сегодня на занятии мы будем слушать и рисовать сказку, рассказанную нам… музыкой. Мы с вами уже немного умеем понимать язык музыки, не правда ли? Дети. Да. Педагог. С помощью чего разговаривает с нами музыка? Дети. С помощью звуков. Педагог. Мы можем увидеть эти звуки, потрогать их, попробовать на вкус? Дети. Нет. Звуки нельзя увидеть, потрогать и попробовать на вкус. Их можно только услышать. Педагог. Верно. Отдельные звуки, сливаясь в мелодию, рисуют в нашем воображении красочные картины. Слушая одно и то же музыкальное произведение, каждый из нас представляет себе свою картинку, в зависимости от силы своего воображения. Цвет картины зависит от содержания и настроения музыки. Сегодня мы послушаем с вами музыку русского композитора Модеста Петровича Мусоргского и попытаемся с помощью красок передать ее настроение. Но вначале я приглашаю вас на выставку картин. Подойдите, пожалуйста, все ко мне. ( Педагог подводит детей к стене, на которой размещены акварели. ) – Ребята, в центре выставки вы видите портрет композитора, чью музыку мы сейчас с вами будем слушать. Давайте еще раз назовем его имя, отчество и фамилию…( Дети общими усилиями называют. ) Рядом с портретом композитора вы видите картины, которые написал ваш учитель рисования…( Педагог называет имя и отчество учителя рисования. ) Что изображено на картинках? Дети. На картинках изображена сказка. Педагог. Эту сказку художнику рассказала музыка Модеста Петровича Мусоргского. Ваш учитель внимательно ее прослушал и проиллюстрировал. А вам бы хотелось услышать эту сказку? ( Дети отвечают. ) Ну тогда садитесь поудобнее и внимательно слушайте. Дети свободно располагаются на ковре, напротив стены, где размещены рисунки. Таким образом они получают возможность не только слышать, но и видеть музыку. Звучит пьеса из сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» – «Избушка на курьих ножках». Педагог подходит к выставке рисунков и, показывая на них, начинает свой рассказ: – …В глубине дремучего леса, куда и солнце- то никогда не заглядывало, стояла избушка на курьих ножках. И было этой избушке, старой и дряхлой, столько лет, сколько и самой хозяйке, почти двести…( По книге И. Ковалевской «Картинки с выставки», Москва, ТОО «Алтей», 1994 г. ) – Догадались, ребята, кто хозяйка этой избушки? Дети. Баба Яга! Педагог. День Бабы Яги начинался рано. Наскоро позавтракав пирогом с брусничным вареньем, принималась она за дела: садилась в ступу и, помахивая помелом, взлетала ввысь – облетала свои владения. Проводив свою хозяйку, избушка, поджав одну ногу и прикрыв единственный свой глаз- окошко, снова погружалась в сладкую дрему…( Дети слушают музыку, после чего анализируют ее, дают характеристику Бабе Яге. Подбирают слова, которые четко характеризуют музыку. ) – А сейчас мы послушаем с вами пьесу того же композитора, но уже другого содержания и настроения, которая называется «Балет невылупившихся птенцов». ( Переходит к следующему рисунку. ) …Курочка- наседка снесла яички – такие кругленькие и симпатичные, просто загляденье. Курочка просто не могла на них налюбоваться. Своей радостью она решила поделиться с лучшей подругой – курочкой Пеструшкой. Заботливо подоткнув под яички солому, наседка помчалась на птичий двор. Но цыплята не стали ждать возвращения своей мамы. Им не терпелось поскорее выбраться из тесной скорлупы. Крак! Показался клювик в одном яичке. Крак- крак – два яичка одновременно раскололись, и на земле растянулись два совершенно одинаковых цыпленка с белыми скорлупками- шапочками на головах. Они стали весело прыгать и пищать, радуясь своему освобождению. А вскоре еще из двух яичек показались две желтенькие головки. Они с любопытством осматривались вокруг себя. Крак! И вот уже в юбочках- скорлупках танцуют еще два цыпленка. Только последнее яичко, самое маленькое, никак не хотело раскалываться. Бедному цыпленку удалось высвободить только свой клювик и ножки. Но он не унывал. Весело попискивая, он неуклюже запрыгал вслед за остальными. Вот обрадуется мама- наседка, когда увидит своих новорожденных деток… Дети анализируют прослушанную музыку, сравнивают между собой две пьесы и характеры сказочных персонажей. Далее детям предлагается сесть за столы и красками проиллюстрировать прослушанную музыку. Дети рисуют в свободном стиле. Это может быть рисунок, коллаж и т. п. Задача детей – уловить настроение музыки и перенести его с помощью красок на бумагу, то есть дать музыке цветовую характеристику. Во время работы вновь звучит музыка Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки». Далее педагог анализирует работы детей, спрашивает их, почему они воспользовались теми, а не иными красками, и т. п. Подводится итог занятия. Педагог. Музыку какого композитора мы сегодня прослушали? Дети. Музыку русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Педагог. Вспомните названия пьес. Дети. «Избушка на курьих ножках» и «Балет невылупившихся птенцов». Педагог. Что нам рассказала музыка? Дети. Сказки. Педагог. Понравились ли вам эти сказки? Дети. Очень. Педагог предлагает детям домашнее задание: придумать свою сказку к прослушанной музыке или выполнить какую- либо поделку, например аппликацию и т. д. В заключение педагог хвалит детей за активность на занятии и прощается с ними попевкой «До свидания». Звучит музыка из сюиты «Балет невылупившихся птенцов», дети выходят из музыкального зала.
Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования? » Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( ФГОС ДО) . Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться по ссылке: Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО? Стандарт выдвигает три группы требований: • Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования; • Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. • Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования Что является отличительной особенностью Стандарта? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта- поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Каков должен быть выпускник ДОУ? Ребенок- выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е. главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе. Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе? Не ребенок должен быть готов к школе, а школа- к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада- эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера. Пример: Ребенку 3 лет дали картинки из А. Пушкина, он приставил пальчики и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2. 5- 3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. А чем с ними заниматься? Будут ли учиться дошкольники как в школе? Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни. Каково участие родителей? Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
Музыкотерапия и ее влияние на человека Музыкотерапия может быть пассивной и активной. Активная – человек сам играет на каком либо инструменте, поет, пассивная – сеансы прослушивания музыки. В Московском институте традиционной медицины разработаны и активно применяются музыкальные программы: «антистрессовая», «бронхиальная астма», «язвенная болезнь желудка», «гипертония». Одна из форм музыкальной терапии – активные вокальные упражнения. Установлено, что во время пения возникает особая вибрация внутренних органов. С одной стороны, она помогает диагностике, с другой – активизирует функции дыхания и кровообращения. В Тамбове проводились исследования влияния музыки на улучшение работы сердца и мозга, в течени и которого музыка помогает нормализовать сердечный ритм. Приборы зафиксировали явную активизацию головного мозга. Максимальный эффект производит духовная музыка, колокольный звон, следствием этот является нормализация сна, снижения уровня тревожности, улучшения памяти и работоспособности. Доктор медицинских наук, профессор Сергей ВагановичШушарджан( одновременно и оперный певец) проводил исследования на опухолевых клетках. Подопытные культуры помещали в пространство между наушниками и подвергали воздействию 4 программ: классическая музыка, эстрадно – симфоническая, рок – музыка и средневековые духовные песнопения. Самый сильный эффект оказали духовные песнопения. Колокольный звон влияет на работу кровеносных и лимфатических систем человека, известны опыты лечения психических заболеваний. Колокольный звон «убивает» микробы и бактерии( влияние ультразвука) . Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором воздействует на общее состояние всего организма, вызывая реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь( врачи- логопеды используют пение при лечении заикания) . Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. МУЗЫКА НА КУХНЕ Даже кухонная посуда может быть музыкальным инструментом! · Начнем с обыкновенных ложек, лучше взять деревянные и ударять ими в нужном ритме о ладонь. · Из кастрюли, вверх которой туго обтянут плотным полиэтиленом, получится барабан. · Еще можно по алюминиевым кастрюлькам и ковшикам бить ложкой. Если не колотить, что есть силы, то получится отличный музыкальны инструмент. · Если Вам понравилось, то попробуйте и исполните народную песню «Светит месяц» в сопровождении таких «музыкальных инструментов», как ♫ стаканы ♫ терки ♫ тарелки ♫ кастрюля с крышкой и т. д.