a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проектная деятельность "Царица Каша"

Автор: Абрамова Инна Александровна Опубликовано: 2016-02-10 18:21:47

Проект «Царица каша»

Участники проекта:

- дети подготовительной группы «Брусничка» детского сада №8 г. Ялуторовска.

- родители.

Актуальность проекта: необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктовано экологической  и социальной ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей.Педиатры бьют тревогу, уже дошкольники и младшие школьники имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом, многие страдают ожирением либо анорексией. Все мы понимаем, что ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста, потому что в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья на всю жизнь. В наше время очень популярна быстрая еда, особенно среди детей. Они кушают ее по дороге из садика, школы, во время отдыха, однако мало кто из них задумывается о том, вредна ли эта еда для детей.Исследования показали, что неправильное питание (употребление пищи с большим содержанием жира, рафинированного сахара, высококалорийной) может увеличить вероятность развития у детей таких болезней как сердечнососудистые заболевания, высокое кровяное давление и избыточный вес. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, выработать определенные навыки правильного потребления пищи с раннего возраста и сформировать предпосылки оптимального здорового питания в  течение всей жизни.

Цель:  Сформировать знания о полезности каши. Каша - залог здорового питания.

Задачи:

Привлечь внимание родителей к формированию у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей дошкольного возраста.

Предложить родителям заполнить анкеты по теме.

Поместить в родительский уголок консультацию по теме «Питание – основа жизни» и «Формирование культуры еды у дошкольников».

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Расширение знаний детей о правильном  питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем.

Научить детей выбирать самые полезные продукты.

Развивать речь, память, мелкую моторику пальцев рук.

Здоровьесберегающее развитие

  • Расширять представления детей о полезности употребления в пищу разнообразных каш.
  • Формировать у детей навыки безопасного  поведения,  привычку вести  здоровый образ жизни,  развивать осознанное отношение к своему здоровью

Познавательное развитие

  • Систематизировать знания, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей,
  • Развивать способность к речевому планированию, устанавливать причинно-следственные связи
  • Продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении

Социальное развитие

  • Развитие самопознания и положительной оценки; овладение способами вне ситуативно-личностного общения
  • Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу

Эстетическое развитие

  • Развивать воображение, технические навыки рисования, коллективное творчество: воспитывать стремление действовать согласованно.
  • Закреплять умение петь самостоятельно, эмоционально.

Планируемый результат

Осознанное отношение  к своему здоровью, умение выбирать полезные продукты, понимание значимости употребления каш.

формирование произвольного поведения, повышение самооценки

навыки коммуникативного общения

 

Алгоритм разработки проекта

Подготовительный этап 

Практический этап (формирование специфических знаний, умений, навыков).

- беседы; решение проблемных ситуаций; дидактические игры и упражнения

- составление рассказов                                                           

- дидактические игры

- драматизация сказок

- загадки, пословицы, поговорки

- стихи, рассказы, сказки.

- дидактические и сюжетно-ролевые игры

- правила этикета

- беседы

- викторины

- воспитание культуры еды

- аппликация «Поделки из круп», разучивание потешек, танца.

Заключительный этап

 

                           Защита проекта «Царица каша»

  1.  Актуальность проблемы

И в детском саду и дома нам часто говорят: «Ешьте больше каши, будете здоровы», Не будешь есть кашу, силы не будет». На завтрак в детском саду нам дают разнообразные каши, в нашей группе многие дети каши не едят, т.к., не любят. Но нам настоятельно рекомендуют все равно съедать кашу. Вот мы и подумали: «Действительно ли так полезны каши, как говорят взрослые?». Мы решили выяснить этот вопрос. Может быть это, правда? Ведь часто вредным для организма бывает что-нибудь очень вкусное, полезным – вкусное не всегда. С этой проблемой мы всей группой детей обратились к нашему воспитателю – Инне Александровне. Она предложила нам провести исследование и всем вместе выяснить – полезны каши или нет. Мы поставили цель, определили задачи и составили план. Работа началась…                          

Каша — блюдо из разваренных в воде (или в молоке) зёрен крупы злаков, иногда с такими добавками как соль, сахар, приправы, молоко, фрукты, сухофрукты, варенье. Каша отличается от гарнира из сваренной крупы (зёрен или злаков) более жидкой консистенцией. Очень распространена в русской кухне. Традиционная пища на завтрак. Традиционно кашу готовят в глиняных или чугунных горшках в русской печи, сейчас также в кастрюлях на плитах или в специальной посуде в СВЧ-печах.

Цель: Выяснить, полезны ли каши для здоровья человека?

Задачи:

Гипотеза: Мы предложили, что каши не приносят пользы организму человека.

План работы:

  1. .

Каша – это традиционное блюдо русской кухни. Традиции русской кулинарии обусловлены спецификой исторического приготовления (печь и горшки), но, это связано и с основным видом деятельности крестьян на Руси – хлебопашество, возделывание зерновых культур.  Каша – самое распространенное русское блюдо. Само слово каша в древнем его значении праславянское и означает кушанье, приготовленное из растертого зерна (краш - "тереть").

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции. ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных,  так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «КАША - МАТЬ НАША».

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й». Вот какая история вышла с кашей Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю должен был ехать на кашу к отцу невесты. Но Дмитрий, князь московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе. Нижегородский князь тоже не согласился на столь «оскорбительное» предложение. Тогда выбрали золотую середину. Кашу сварили не в Москве и не в  в Новгороде, а в Коломне. С этой историей, говорят,  связано появление популярного русского присловья «заваривать кашу».

  Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!» Выражение это дошло и до наших дней.

  1.  Методы исследования:

Во-первых, хотелось бы узнать из каких злаков, готовятся каши.

На Руси варили каши из гречихи, пшеницы, проса, овса и многих других зерновых культур. Злаки содержат практически все необходимые организму питательные вещества в идеальном соотношении.

Как и у каждого народа, у которого преобладало земледелие в отличие от разведения скота и охоты, зерновые культуры и продукты его переработки были основными продуктами питания.

  1.  Следующим этапом исследования: МЫ СПРОСИЛИ У ВЗРОСЛЫХ, ЧЕМ ЖЕ ПОЛЕЗНА КАША ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА?

Медсестра: С точки зрения диетологии, каши можно использовать при многих болезнях, а также для профилактики многих заболеваний. Каши снабжают наш организм углеводами, растительными белками, жирами. Также в крупах содержится минеральные вещества и витамины.

«В кашах очень много полезных веществ и витаминов. Они улучшают пищеварение. В кашах содержатся все необходимые человеку питательные вещества. Гречневая каша – для сердца. Одна из самых полезных каш. Пшенная каша для энергии. Считается, что пшенная каша придает силы. Овсяная каша против старения, содержит витамин «С», который защищает организм от старения. Перловая каша для молодости. Известна как «Каша красоты»

Повар: рассказала, из чего варят каши. Мы узнали, что из пшеницы мелят манную крупу и варят манную кашу. Из проса получают пшено и варят пшенную кашу. Из ячменя варят перловую и ячневую каши. А рис – гость из Азии. Из риса готовят рисовую кашу.

Родители: Каждая семья рассказала о семейных «фирменных» рецептах приготовления каш.

Нам очень понравилось заниматься приготовлением каш, чтобы собрать все рецепты мы изготовили с родителями книгу под названием «Варись, варись кашка».

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, пословиц и поговорок, как о каше - символе благоденствия.

Ребята из нашей группы узнали рассказы, сказки, пословицы, загадки, стишки про кашу.

Мы не только читали эти произведения, но и поставили драматизацию сказки «Как солдат кашу варил»

Пели песни и даже танцевали. (Танец поварят)

Из круп мы делали панно, организовывали выставку.

Играли в разнообразные игры: «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Третий лишний» и др.

ПРОВЕДЯ ИССЛЕДОВАНИЕ, МЫ СДЕЛАЛИ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД:

Любая каша – это чрезвычайно полезный и к тому же диетический продукт.

Включение различных каш в рацион питания помогает человеку не только получить столь необходимые организму витамины, микроэлементы и другие полезные вещества, но и способствует профилактике, а в ряде случаев и целенаправленному лечению многих заболеваний.

1) Каша имеет многолетнюю историю;

2) Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят, содержит различные витамины и микроэлементы;

3) Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца и других органов;

4) О каше написано много сказок, загадок, пословиц;

Мы поняли, что оказалась не правы в своих догадках о том, что каша не является полезной.

Одним словом, наша гипотеза не подтвердилась, поэтому «Ешьте больше каши – будете здоровы!»  

 

Инсценировка сказки:

Декорации: русская изба: на заднем плане русская печь. Посередине деревянный стол, скамья.

 

Действующие лица:

Ведущий, солдат, хозяйка, внучка.

 

Ведущий:

Начинаем представленье  Зрителям на погляденье  Мы покажем пьесу нашу,  Как варил солдатик кашу.

В незапамятные годы,  Шел солдат – слуга народу,  Шел да шел солдат бывалый,  Отслужил он срок немалый,   Глядь - деревня на пути,  Надо воину зайти,  Отдохнуть, поесть немножко.  Вот он в крайнее окошко  Осторожно постучал,  И негромко закричал:

Солдат:

Открывай - ка, мне хозяйка!    Надо мне передохнуть,  Да поесть чего-нибудь.  Для тебя большая честь,  Дать служивому поесть.

Ведущий:

Дверь хозяйка отворяет,  А сама-то причитает:

Хозяйка:

Заходи, гость дорогой,

Мы закатим пир горой

Тут и чипсы и хот дог,

Фри картошка ну, поешь ее немножко

Пепси колой все запей,

А потом и спать скорей

Ведущий:

И, солдатик с голодухи - Все поел, на утро… муки,

Солдат:

Что- то плохо мне совсем я не то наверно съел.

Простокваши нужно выпить.

Ведущий:

И солдат за разговором  Комнату окинул взором,  здесь везде стояла фанта, лимонад и пепси кола. Знать, столкнулся я с проблемой? Сам себе смекнул.

Солдат:

Да ладно,  Я старуху проучу,  внучку быстро научу, ну, хозяйка, не беда,  Будет и у нас еда.  Ваша не годится в пищу.  Коль позволишь ты, мамаша,  сам сварю к обеду кашу.

Ведущий:

А она ему в ответ

Хозяйка:

Прожила я много лет,  Видела еды немало,  Но ни разу не слыхала, 

До сегодняшней поры 

Вашей вот такой еды

Солдат:

Я солдат, а не обманщик,  Знай, теперь что я варю лишь полезную еду, Воины - народ бывалый.   Вот такие мастера!

Ведущий: Вот достал солдат огниво,  Растопил он печку живо,  Стал крупу водою мыть,  И в котел ее - варить.  Достает солдатик ложку,  Воду помешал немножко,  Будто пробует на вкус.  Сам себе смеется в ус.

Солдат:

Ай, да каша, ох вкусна

Вот бы маслица сюда.  Знай пословицу ты нашу:  Не испортишь маслом кашу!  Поищи - найдешь авось?

Ведущий:

Глядь, и маслице нашлось.  И сама по доброй воле,  Принесла хозяйка соли 

Солдат:

Все готово: можно кушать,  Эй, хозяйка, подавай,  К каше хлеба каравай  Золотые есть слова:  Хлеб всему ведь голова.

Ведущий:

Вот снята уж с каши проба,  И едят и хвалят оба.

Хозяйка:

Ну, солдатик, угодил,  полезной кашкой угостил!

 

 

 

 

Литература:

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Анкета для родителей по теме «Здоровое питание дошкольников».

Каши (да, нет)

Яйца (да, нет)

Молочную пищу (да, нет)

Сладости (да, нет)

Жирную и жареную пищу (да, нет).

 

 

Загадки:

Что всегда поверх каши лежит? (масло)

Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (соль)

Жидкое, а не вода, белое, а не снег?   (молоко)

Я бел, как снег, в чести у всех? (сахар)

 

Поговорки:

Кашу маслом не испортишь.

Сам кашу заварил, сам её и расхлёбывай.

С ним каши не сваришь.

Если про кашу не забудешь - здоровым будешь.

Гречневая каша - матушка наша.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

 

Викторина: 1) Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку?    ( Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари» ) 2) Сколько детей было у сороки – белобоки?    ( Пять) 3) Назовите автора сказки «Каша из топора»        (Р. н. с.) 4)Чем угощала Лиса Журавля ?       ( манной кашей ) 5) Из чего сварена каша, которой поп из сказки А.С. Пушкина кормил своего работника? ( Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы - с ломким колосом, т.е. пшеничная каша)  

Рассказ

                                         «О ЧЕМ ПОВЕДАЛИ КАШИ».

 

Ранним субботним утром, когда еще весь дом спал, маленький мальчик Владик пришел на кухню и увидел там, как каши  готовят завтрак.

– А что вы тут делаете? – спросил мальчик у них.

– Мы готовим вам завтрак, – дружно ответили каши, – хочешь, мы расскажем тебе, почему так полезно кушать нас по утрам?

– Конечно, хочу, – ответил Владик.

– Ну, тогда слушай внимательно. Меня зовут овсянка, я – очень полезная каша. Во мне много витаминов. Особенно полезно  меня есть по утрам. Если будешь есть меня каждое утро, то очень быстро вырастешь и станешь здоровым и сильным.

– А я – Гречка. Если будешь меня кушать, то твой организм очистится от всяких вредных веществ.

– Я – Кукуруза, царица полей. Во мне есть кальций, необходимый для костей. Магний, входящий в состав кукурузы, помогает крови быть хорошей. Фосфор помогает думать голове, работать мышцам, печени и другим органам тела.

– А вот ты, пшено, для чего нужно? – спросил Владик.

– Я помогаю правильно работать твоему желудку.

– Спасибо вам, – поблагодарил крупы Владик

 

Коментарии
Элизабэт написано 2017-04-20 20:57:54
))))
Ответить

Оставить комментарий: