a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Основы взаимодействия ДОО и семьи

Автор: Кошилева Наталья Анатольевна Опубликовано: 2016-02-11 07:14:45

Документы для скачивания

ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ Обновление системы дошкольного воспитания невоз можно без тесной связи между детским учреждением и семьей. Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В основу работы МБДОУ положено осуществление инди вид уального подхода в развитии и воспитании ребенка, чет кая ориентировка на развитие его творческих способностей. Взаи модействие с ребенком основывается на признании его пр е дше ствующего опыта и учете его субъективного опыта. Ориентация на техническое и худо жественное творчество воспитанников возможно в любом виде деятельности, через призму приоритетного направ ления рассматриваются все направле ния воспитания и развития детей в дошкольном учреждении. Отличи тельная черта воспитательно- образо вательного процесса в том, чтобы каж дый воспитанник может реализовать себя, свои индивидуальные особен ности, интересы, установки, направ ленность личности. В МБДОУ обеспе чивается психологический комфорт воспитанников, создается атмосфера педагогического оптимизма, ориента ция на успех. В помещении детского сада созда на картинная галерея, в группах име ются тематические альбомы по живо писи, видам народного прикладного искусства. В каждой возрастной группе предусмотрена работа по ознакомле нию с искусством( живопись, литера тура, архитектура, музыка) в совмест ной деятельности. Реализация при оритетного направления происходит через специально организованные формы деятельности детей, педагогов и родителей. Ежемесячно проводятся показы театральных постановок, фи лармоний различных детских театров страны. Дети имеют возможность бес платно посещать кружки « Фа- солька », «Каблучок». Занятия проводятся опытными педаго гами один раз в неделю. Дети старших групп регулярно посещают детскую библиотеку, где все участники образо вательного процесса имеют право оз накомиться с книжными новинками, участвовать в тематических меропри ятиях, организуемых сотрудниками библиотеки. Изучая современную семью, мы убедились в необходимости диффе ренцированного подхода к работе с родителями с учетом таких общепеда гогических и специфических условий, как структура семьи, социальное по ложение, стиль семейных отношений и пр. Каждая семья индивидуальна, в ней существуют определенные се мейные традиции с опорой на воз можности, интересы, способности чле нов семьи. Для создания в семье благоприят ных условий воспитания детей роди телям, прежде всего, необходимо ов ладеть полным объемом определен ных психолого- педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. В качестве выявления уровня педа гогической культуры воспитателей и степени участия родителей в воспита нии детей мы использовали анкетиро вание, мастер- классы, индивидуаль ные беседы, посещение семей, наблю дение за детьми и родителями и др. В зависимости от категорий роди телей педагоги использовали такие новые активные формы работы, как круглый стол, акции, совместные вик торины, педагогические калейдоско пы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, «Вечера вопросов и отве тов» и др. Перед каждой встречей организо вывали просмотры различных видов деятельности, согласно теме. Исполь зуемые многообразные формы воз действии основывались на доверии. Организация взаимодействия направ лялась на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родите лей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом сов ременных тре бований педагогической пропаганды. Для того чтобы выявить методы активизации родителей, мы подробно рассмотрели все стороны общения пе дагога с родителями. Прежде чем ак тивизировать человека на позитивный контакт, следует как можно лучше поз нать его, а это значит, сформировать представление о нем, включающее ха рактеристики его внешности, характе ра, способностях; сведения о его отно шении к различным сторонам дейст вительности, к себе и к другим людям. От того, насколько полным и точным будет представление о собеседнике, зависит выбор методов его активиза ции на контакт. По данным современных исследо ваний, от 50 до 90% информации о человеке мы получаем с помощью не вербальных средств общения. Мими ка, жесты, позы — вот те яркие сред ства выразительности, которые рас скажут нам об отношении, настроении наших собеседников. При общении с родителями использовались упражне ния на закрепление умений распозна вать эти чувства( «В мире животных», «Сообщение», «Говорящее тело») . С учетом настроения, активности, заинтересованности родителей выби рались методы их активизации на кол лективных мероприятиях, Эти методы направлялись на возникновение инте реса к обсуждаемому материа лу, ас социаций с собственным опытом, же лание родителей участвовать в обсуж дении предлагаемого им матер иала. Использовались современн ые мето ды активизации родителей. 1) «Мозговой штурм»- мет од кол лективной мыслительной деяте льности, позволяющий достичь понимания друг друга. 2) «Коллективная запись». У частни ки, независимо друг от друга, определяют наиболее важные для ни х реко мендации, заносят в «записну ю к ниж ку» свои соображения. Затем передаются педагогу, он сумми рует и х, и группа проводит обсуждение Эвристические вопрос ы. К ним относятся семь ключевых в опросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? К ог да? Родители получают новы й инте ресный взгляд на любую проб лему. Мини- эксперимент. Эт о позволяет включить родителе й в и сследовательскую деятельность, соз дать познавательный конфл икт и ис пользовать интеллектуальные чувства родителей( интерес, любоп ытство) . Метод игрового модели рования поведения. В условиях игров ой обста новки родители получают возмож ность обогащать арсенал сво их воспи тательных методов общения с ребен ком, обнаруживают стере отипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от ни х. Помимо рассмотренных с помощью психолога вво дили эле менты тренинга. В частности, упражне ния на релаксацию. Это важ но как для родителей, так и для педаг огов, поскольку воспитание требует психического напряжения, важно уметь гасить его, владеть собой( «Дыхание», «Внутренний луч», «Дерево») . Как же привлечь родителей, заин тересовать совместной деятельностью с собственными детьми? Мы попыта лись решить эту проблему. 1. Создание соответствующей умес тной и благоприятной воспитательной ситуации, чтобы уместно и результа тивно организовать работу по худо жественно- эстетическому воспитанию с детьми. Перестройка традиционной схемы взаимодействия с семьей в сторону паритетного и партнерского участия основных субъектов воспитания в жиз ни ребенка. Девизом подобного взаи модействия выступило следующее ут верждение: «Мы воздействуем на се мью через ребенка и для ребенка, мы воздействуем на ребенка через семью и для семьи».

Оставить комментарий: