a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

рабочая программа

Автор: Матиенкова Наталия Юрьевна Опубликовано: 2016-02-11 20:18:20

 Цель рабочей программы- обеспечение достижения уровня развития ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей среднего дошкольного возраста
Основные задачи программы:
* обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно прожить дошкольные годы;
* обеспечение охраны и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);
* приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
*развитие сенсорных способностей и усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных, творческих и интеллектуальных способностей ребёнка;
*развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы, театра, живописи, музыки и скульптуры.
* развитие способностей к наглядному объектному моделированию.
* развитие комплексных элементов логического мышления.
Основные принципы построения и реализации рабочей образовательной программы:
*соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
*. сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
*. соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
* строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
*основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

* предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

* предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

 

Паспорт группы


Возраст : от 4х до 5 лет Национальность- русские
Списочный состав: 25 детей. из них девочек - 13, мальчиков-12..
Группа здоровья.23 ребёнка- 2 группа, у 2х детей- 3 группа.

Сведения о семьях воспитанников:

Полных семей- 23 Семей с одним ребёнком-9
Неполных семей- 2 Семей с двумя детьми-11
Многодетных семей-5


Возрастная характеристика детей 4-5лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.
Физическое развитие
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесии перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.
В 4-5лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи) : они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.
Социально-личностное развитие
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие.У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15- 20 мин.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.)
-проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
К 5 ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность..
Познавательно-речевое развитие
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы
конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится
познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5 ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку –величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20минут.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Художественно-эстетическое развитие
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества
Особенности организации образовательного процесса.
В основу организации образовательного процесса определён комплексно- тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности детей и взрослых, а также в самостоятельной и индивидуальной деятельности детей.
Непосредственно- образовательная деятельность(НОД) осуществляется в процессе организации различных видов деятельности(игровой ,трудовой, коммуникативной, познавательно- исследовательской продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Непосредственно образовательная деятельность начинается с 9.00 часов. Продолжительность НОД в средней группе -20 мин.
Время занятий и их количество в день регламентируется "Примерной Программной" и САНПиНом( не более 2 занятий в день).Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение .Перерывы между занятиями -10 минут . Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность , в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.
Режим дня составлен с учётом реализации содержания образовательной программы по всем 5 образовательным областям. Гармоничность и всестороннее развитие детей обеспечивает календарное проектирование педагогической деятельности ежедневно по 4 направлениям развития: физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое и социально- личностное.
При выборе методик обучения предпочтение отдаются развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
В режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима и чтение может быть замещено самостоятельной деятельностью детей. Однако для эффективного решения программных задач ежедневное чтение крайне желательно .Для детей 4-5 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного рекомендуется до 15-20 минут.
Традиции группы: отмечаем День Рождения детей в группе- дарим подарки, сделанные своими руками, поздравляем добрыми словами, поём песни, водим хороводы; на каждое мероприятие вместе с детьми готовим приглашение для родителей. Каждую пятницу во всех игровых центрах наводим порядок: вытираем пыль, всё красиво раскладываем на свои места.
Программно- методический комплекс образовательного процесса
Включает в себя:
Примерную основную образовательную программу дошкольного образования"Развитие" Л.А. Венгер
Парциальные программы: "Юный эколог" С.Н Николаева., "Умка- Триз"Л.М.Курбатова., "Обучение дошкольников грамоте" Н.С. Варенцова.
Программа здоровьесберегающего направления"Основы безопасности детей дошкольного возраста" Авторы : Р.Б. Стеркина, О.Л.Князева.
Педагогические методики, технологии:
"Игровые занимательные задачи для дошкольников"З.А. Михайлова "Речь и речевое общение детей" А.Г. Арушанова "Я считаю до 5"Е.В. Колесникова, "Развитие речи 4-5лет"О.С. Ушакова "Знакомим дошкольников с литературой" Конспекты занятий О.С. Ушакова "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада" В.В. Гербова
Наглядный и демонстрационный материал:
"Основы безопасности детей дошкольного возраста. Учебно- наглядное пособие. Автор Р.Б. Стеркина Тематические плакаты по лексике с методическим сопровождением "Грамматика в играх и картинках" Авторы М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина (32 учебника)Каждый учебник посвящен определенной лексической теме. Каждая книга предназначена для детей от 2 до 7 лет.
Развивающие книжки для детей . Серии"Сказочный калейдоскоп", "Моя сказка"
Компакт-диски"Уроки вежливости", "Азбука"
Сборники любимых мультфильмов для детей средней группы. В группе достаточное количество настольных игр для развития речи, логического мышления для каждой возрастной группы. Из журнала "Дошкольная педагогика" используются красочные сюжетные картинки для обучению детей связной речи, составлению творческих рассказов.
Использование методик, технологий, средств воспитания, обучения и развития детей средней группы.
В своей работе используются здоровьесберегающие технологии: * Динамические паузы. Во время занятий 2-5мин по мере утомляемости детей. В зависимости от вида занятия включаю элементы гимнастики для глаз., дыхательной гимнастики.
* Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой со средней степенью подвижности
* Релаксация. В зависимости от состояния детей и целей определяю интенсивность технологии. Использую спокойную классическую музыку(Чайковского, Рахманинова) и звуки природы.
* Технологии эстетической направленности. Реализую на занятиях художественно- эстетического цикла, при посещении кукольных театров, оформлении группы к праздникам.
*Пальчиковая гимнастика. Провожу с ясельного возраста как индивидуально, так и с подгруппой детей.
* Бодрящая гимнастика. Ежедневно после дневного сна., 5-10 мин.
*Технология проектного обучения. В младшей группе работала над проектом "Мамин день" , а в средней группе буду работать над проектом "Азбука маленького пешехода"
Всю воспитательную работу строю по личностно- ориентированной технологии, где вся организация воспитательного процесса состоит на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте его особенностей индивидуального развития, отношения к нему как сознательному полноправному участнику воспитательного процесса.
Игровую технологию применяю в коррекционной работе во всех видах деятельности, которая направлена на улучшения физического и речевого развития.
В коммуникативной технологии использую упражнения на развитие умения чувствовать настроение близкого человека и сопереживать окружающим., игры, обучающие сотрудничать. Например такие игры:"Комплименты","Доброе животное""Клубочек" и др.
Предметно- развивающая среда средней группы организуется с учётом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. В группе создано гибкое зонирование предметно- развивающей среды с учётом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия и игрушки располагаются так , чтобы не мешать свободному перемещению детей. Все игры и игрушки подобраны возрасту и потребности детей, регулярно обновляется игровая атрибутика, создаются условия и настрой на игру в течении всего дня пребывания детей в детском саду. Строго соблюдаются требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребёнка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами.
* Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации". * Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013№26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
* Приказ Минобрнауки России от 30.08. 2013№ 1014 " Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования".
* Приказ Минобрнауки России от 17.10. 2013№1155" Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования
*Нормативные документы регионального и муниципального уровня.

 

 

Оставить комментарий: