проект"ёлочка-зелёная иголочка"
Проект «Ёлочка – зелёная иголочка»
Автор проекта: Матиенкова Н.Ю.
Участники: воспитанники старшей группы , родители воспитанников., педагоги дополнительного образования по лепке и рисованию.
Тип: познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный
Пояснительная записка.
Лес – наши лёгкие, наша жизнь! Лес, действительно, огромное богатство для всех, кто живёт на земле. В мире осталось очень много больших лесных массивов, не тронутых человеком. А ведь лес – это прежде всего «лёгкие нашей планеты». Деревья вырабатывают кислород, без которого ни люди, ни животные не могут обходиться ни минуты, если в воздухе мало кислорода – становится трудно дышать.
Огромное значение в настоящее время придается экологическому образованию подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает первые эмоциональные впечатления о природе.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться. И поэтому, главной целью педагогов в этой области является: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к окружающей природе; к себе и к людям как к части природы; к видам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).
Актуальность:новый год - самый радостный, красивый, сказочный праздник. Обязательным атрибутом этого праздника является ёлка. Её появления ждут и взрослые, и дети. Как приятно потрогать иголочки, почувствовать аромат хвои. Как прекрасен вид самой наряженной елки. И часто забывается тот факт, что ежегодно после праздника в лесах сокращается количество таких красавиц. Поэтому важно воспитать у наших детей понимание того, что для празднования Нового года не обязательно рубить елки.
Цель:Создание условий для развития познавательной активности и творческих способностей детей, формирование экологической культуры детей и взрослых.
Задачи:
Образовательные:
- представления о взаимосвязи человека и природы, об ответственности человека за окружающий его мир природы.
- представления о Новогоднем празднике, его характерных особенностях.
Развивающие:
- к творческой деятельности.
Воспитательные:
Этапы проекта.
1 этап: Подготовительный
Вхождение в проблему., принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний
Вхождение в проблему
Формулировка проблемной ситуации.
Дети получают письмо от Лесовичка, в котором он рассказывает детям, что перед Новым Годом в лесу загрустили ёлочки, ведь люди на праздник начинают их рубить . Сначала они их украсят игрушками, а после праздника выбросят их и на этом их жизнь закончится. Как помочь ёлочкам, как сохранить их живыми?
Модель трёх вопросов.
* Что мы знаем?
Ёлка- главная примета новогоднего праздника.
Ёлку всегда украшают к Новому году. Ёлки растут в лесу и в городе.
* Что хотим узнать?
Почему ёлку всегда украшают к Новому году? Что она нам приносит?
Почему надо беречь ёлки?
Чем можно заменить на новогодние праздники настоящую лесную красавицу?
*Где можно это узнать?
- Спросить у взрослых, посмотреть по телевизору.
-В энциклопедии, в интернете.
- В художественной литературе.
2 этап: Разработка проекта, планирование деятельности.
üПодготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (энциклопедии, иллюстрации, фотографии, раскраски и т.д.).
üПодбор детской литературы о новогоднем празднике ,о ёлке.
üОформление дидактических игр и атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
üИзучение интернет – ресурсов.
üСоздание презентаций о хвойных деревьях.
üРазработка сценариев мероприятий.
ü Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей в повседневной жизни в детском саду и дома.
3 этап. Основной. Выполнение проекта
Совместная деятельность педагога с детьми.
Перспективное планирование по реализации проекта
|
||
Образовательная область |
Основные цели и задачи |
Тема |
Социально – коммуникативное развитие
|
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес» Цель: Развивать умения самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Учить развивать сюжет на основе знаний полученных при восприятии окружающего. |
Формирование основ безопасности |
Беседа «Как правильно украшать ёлку» Цель: расширить знания об источниках опасности в приготовлении к новогодним праздникам. |
|
Дидактическая игра: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: закрепить представления детей о безопасном поведении в природе. |
||
Познавательное развитие
|
Ознакомление с миром природы
|
Наблюдение за елью. (на прогулке) Цель: Показать детям особенности живого дерева .Ель на участке живая. в земле у неё корни, корни питают её соком земли. Ель дышит и растёт. Особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев. "Сравним живую и игрушечную ели"Цель: Показать детям главные особенности живого дерева и искусственного, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие её от других деревьев |
Просмотр познавательных мультимедиа презентаций о хвойных деревьях. Цель: развитие познавательного интереса, любознательности; воспитание бережного отношения к природе. |
||
Рассматривание энциклопедий, дидактического материала по теме «Хвойные деревья» Цель: расширять представления детей о хвойных деревьях.
|
||
Формирование элементарных математических представлений |
Дидактическая игра «Логическая ёлка» Цель: развивать у детей сенсорные способности, логическое мышление, наблюдательность; упражнять умение выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме. |
|
Дидактическая игра «Украсим ёлку» Цель: упражнять детей в ориентировке на листе бумаги – внизу, вверху, слева, справа. |
||
Речевое развитие |
Развитие речи |
Организованная образовательная деятельность Беседа "Ель- красавица наших лесов" Цель: Познакомить с особенностями елового леса, рассказать , сколько лет живут ели, рассказать о полезных свойствах ели, о важном значении для лесных обитателей. Тема: Зима. Хвойные деревья. Цель: Уточнить понятие «Хвойные деревья». Активизировать, расширять словарь по теме. Продолжать учить образовывать относительные прилагательные. Учить детей образовывать существительное в предложном падеже от существительного в именительном падеже, правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О. Развивать мыслительные процессы путем сравнения хвойных и лиственных деревьев. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
Беседа"Маленькой ёлочке , хорошо в лесу" Программные задачи. Формирование представлений о необходимости сохранения ёлочки и способах ёё замены "Защитим ёлочку- зелёную иголочку"-составление сказки по опорным вопросам. заданному началу предложения. Цель: Воспитывать экологическое мировозрение: бережно относиться к лесным красавицам, желание защищать их |
||
Дидактическая игра «Новогодняя ёлка» Цель: закрепить понимание предлогов «на» и «под»; упражнять детей в ориентировке на листе бумаге – слева, справа; активизировать словарь по теме. Дидактическая игра"Украсим ёлку" Цель: Развивать у детей фонематический слух; упражнять в делении слов на слоги Развивающие игры "Найди сходство и различие","Угадай, какое дерево"," С какой ветки детки" Цель: Закреплять знание детей о ели. Развивать память, внимание. |
||
Приобщение к художественной литературе |
Чтение сказки Г,Х. Андерсена"Ёлочка" Цель: Развивать желание сохранять красоту природы, воспитывать сочувствие к маленькой ёлочке. |
|
Чтение рассказа С. Михалков «Ёлочка» Цель: формирование сочувствия маленькой ёлочке, переживания за неё.
|
||
Чтение стихотворений. "Лесная красавица"Т. Волгина "Искусственная ёлка"К. Ибряева "Приглашаем в лес на ёлку""В снегу стояла ёлочка" С. Михалков. Цель:развивать воображение, чувство ритма, чувство прекрасного; воспитывать эстетические чувства |
||
Чтение сказок"Сказка о ёлочке, которую не срубили"А. Сожан."Сказка про ёлочку" М. Шкурина. Цель: развивать умение внимательно слушать сказку, понимать смысл. |
||
Загадывание загадок про ёлочку. Цель: развивать логическое мышление, речь, формировать интерес к загадкам. Заучивание пословиц:"Ель -не сосна: шумит неспроста", "Мы в дом ель, а она с собой- метель" |
||
Художественно – эстетическое развитие
|
Изобразительная деятельность. Рисование.
|
Организованная образовательная деятельность Тема: «Большие и маленькие ели». Программное содержание. Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые — светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления. |
Организованная образовательная деятельность Тема: Аппликация "Ёлочки под снегом" Цель: Совершенствовать технические умения и навыки работы с бумагой разной текстуры, закреплять умение складывания бумаги пополам- для создания симметричных деталей. Воспитывать аккуратность выполнения работы. |
||
Рисование плакатов «Берегите лес!» Цель: Учить создавать природоохранные плакаты. Рисование детьми экологических знаков Цель: воспитание бережного отношения к природе.
|
||
Раскрашивание раскрасок «Хвойные деревья». Цель: развитие детского творчества, закрепить умение закрашивать рисунок, карандашами проводя штрихи только в одном направлении, не выходя за пределы контура.
|
||
Изобразительная деятельность. Лепка.
|
Свободная деятельность «Ёлочки». Цель: развивать навыки лепки барельефа - изображения из пластилина на плоской пластине.
|
|
Художественный труд. |
Работа с бумагой и картоном. «Ёлочки в зимнем лесу» Цель: Учить детей пользоваться схемами при выполнении поделки в технике оригами. |
|
Музыкально-художественная деятельность. |
Пение песен о ёлочке. Цель: упражнять в пении естественным голосом, чётко проговаривать слова. |
|
Праздник «Новогодний утренник" |
||
Физическое развитие
|
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
|
Беседа: «Польза хвойного леса» Цель: рассказать о значении хвойных деревьев в жизни человека. |
Пальчиковая гимнастика «Украшаем ёлочку». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Украшение живой ёлочки на территории детского сада Цель: Создать у детей радостное настроение. |
||
Физическая культура |
Подвижные игры: «Салки – ёлочки» Цель: упражнять в умении быстро бегать; ориентироваться в пространстве, учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
«Ель, ёлка, ёлочка» Цель: воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания. "Раз, два, три к ёлочке беги"
|
Совместная деятельность педагога с родителями:
Информация для родителей «Деревья хвойных пород»
.Советы для родителей «Как выбрать ёлку для праздника».
Памятка для родителей «Безопасное обращение с ёлкой».
Папка- передвижка"Преимущества искусственных ёлок перед живыми"
Советы родителям в пользу искусственной ели.
Опрос родителей"Какое новогоднее дерево будет у вас?
Совместная деятельность родителей с детьми:
üБеседы родителей с детьми о хвойных деревьях.
üВыполнение творческих заданий.
üПомощь детям в выставке рисунков.
üЧтение художественной литературы дома.
üПомощь в создании поделок.
4 этап: Итоговый:
Выставка поделок «Ёлочка – зелёная иголочка»
Ожидаемый результат:
- окружающей природе;
- 3.Эмоциональное состояние от результатов проекта; 4.Систематизация и углубление знаний детей о хвойных деревьях; 5.Формирование интереса к различным формам познания мира: наблюдение, экспериментирование, чтение, обсуждение; 6.Расширение и систематизация словарного запаса; 7.Развитие связной речи; 8.Реализация впечатлений, знаний, эмоций в продуктивной деятельности; 9.Приобретение необходимых социальных и коммуникативных навыков; 10.Гармонизация детско- родительских отношений, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогам деятельности;
Вывод:
* Дети получили знания о Новом годе, о традиции встречи этого праздника и значении новогодней ёлки на празднике. * У детей сформировалось осознанное отношение к проявлению заботы об окружающей природе. * Дети увидели продукт своей детской и совместной с родителями деятельности.
* Получили массу удовольствий от выполнения проделанной творческой работы, ощутили эмоциональное состояние от результатов проекта и проведении новогоднего праздника у ёлочки. *Дети знают и понимают, что вырубка ёлок, сосен в запрещённых местах наносит большой вред природе.