«Профилактика нарушений осанки у дошкольников, профилактика плоскостопия»
Документы для скачивания
Инструктор по физическому воспитанию МКДОУ № 2 «Аленушка» Кулгуева П. З. Правильная осанка характеризуется Прямым положением головы и позвоночника; Вертикальным расположением остистых отростков; Одинаковым уровнем лопаток, надплечий и сосков; Правильными физиологическими изгибами; Равными треугольниками талии; Горизонтальным положением подвздошных костей; Симметричным положением ягодичных складок; Одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стоп Профилактика нарушений осанки Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, в котором особое внимание следует уделять равномерному развитию и укреплению мышечного корсета. Не допускать утомления мышц ребёнка, при длительном сидении ребёнок начинает сутулится, через 10- 15 минут выполнять физкультминутки; соблюдать ортопедический режим: постель должна быть полужёсткой с низкой подушкой; правильно подобрать высоту стола и стула: верхний край спинки должен находится на уровнесередины лопаток, высота сидения должна соответствовать длине голеней, высота стола – ребёнок сидит с прямым туловищем и прямо поставленной головой, поставить руку локтем на стол, предплечье вертикально, третьим пальцем он должен доставать до наружного угла глаза, обе стопы располагаются на полу, колени согнуты под углом 90- 130 градусов, туловище опирается на спинку. Профилактика плоскостопия: Очень полезно в комплексе мероприятий – закаливание, оно повышает устойчивость к заболеваниям и стрессам, способствует укреплению здоровья и нормализации мышечного тонуса; рациональное питание. Причины появления плоскостопия у детей Если деформация стопы не врожденная, то с момента, когда ребенок начинает ходить, определяются элементы приобретённой плоской стопы. Спровоцировать развитие плоскостопия у детей может один или несколько суммирующихся факторов: неврологические заболевания, связанные с родами; о тсутствие знаний родителя по профилактике плоскостопия; низкая физическая активность ребёнка; рахит; частые заболевания, приводящие к снижению двигательной активности и мышечной силы; избыточный вес; хождение босиком по ровной, гладкой поверхности; неправильно подобранная обувь; нерациональные нагрузки; п овреждения кожных покровов и др. травмы стопы и голеностопного сустава; крупный плод, или плод, который упирался стопами, деформировал их, ещё не родившись, тяжёлые инфекции( полиомиелит) и их осложнения. Активное формирование опорно- двигательной системы происходит до 6 лет, поэтому диагноз «плоскостопие» детям не ставится. Чаще пишется «Вальгусные стопы», «Плоско вальгусная установка», а при более сложной деформации — «Плоско вальгусная деформация стоп». Чем раньше выявлена деформация стопы у ребенка, тем проще и эффективнее проходит ее лечение. Неокрепший костный аппарат, соединенный чересчур растяжимыми связками, а также слабые мышцы являются факторами развивающегося плоскостопия у детей. После 6 лет плоскостопие лечить значительно сложнее. Именно поэтому консультация детского ортопеда в дошкольном возрасте необходима каждые полгода. Детский ортопед учтет возраст ребенка, причины, а также степень развития патологии. Малыши с такими стопами зачастую устают быстрее ровесников, предпочитают сидеть, меньше ходят и бегают, в результате — не любят подвижные игры. А ведь таким детям, как никому другому, нужна физическая нагрузка. Могут говорить, что «устали ножки», «хочу посидеть». Конечно в этакой ситуации помощь остеопата неоценима. Нужно устранить гиперпронацию, проще говоря — происходит хронический подвывих или пред вывих суставов стоп. У таких детей формируется порочный круг- минимум движения — слабые стопы — не любят подвижные игры — малоподвижные — сколиоз и т. п. . Профилактика и лечение плоскостопия Любая мама знает, что для хорошего физического развития ребёнка, нужно заниматься с ним буквально с пелёнок. Существует огромное количество книг, которые называются примерно так «Массаж и гимнастика для здорового ребёнка от рождения до года». Большинство мам предпочитают книгу И. Красиковой. Так же в ней описаны сроки приобретения физических навыков, и советы как помочь малышу развиваться более гармонично. Профилактика плоскостопия начинается именно с этих базовых комплексов массажа и гимнастики малыша, с 1, 5 мес. , который проводится все здоровым детям мамой либо детским массажистом. Посещение детского ортопеда в возрасте 1, 3, 6, 12 мес. также очень важно, поскольку каждый сустав, в том числе и суставы стоп будут проверены на наличие плоскостопия. Чтобы формирование стопы ребенка происходило правильно, важно подобрать для него «правильную» первую обувь и обязательно исключить хождение босыми ногами по ровному полу( ламинат, линолеум, плитка и т. п. ) , т. к. на ровной поверхности стопа ребёнка буквально распластывается. Полезно ходить босиком по траве, песку, гальке и т. п. Существуют и комплексы упражнений для профилактики и лечения плоскостопия. Упражнения с целью профилактики проводятся в каждом детском саду, и любая мама может, вооружившись литературой по профилактике плоскостопия, проводить «зарядку», приобщая тем самым ребёнка к физической культуре. Лечебную физкультуру проводит инструктор по назначению ортопеда либо врач ортопед проводит инструктаж- занятие с мамой. Большинство упражнений для лечения плоскостопия делают в положении сидя, без весовой нагрузки, с массажным ковриком. Упражнения должны быть на сжатие, потому что плоскостопие — это проблема растянутых связок. Если постоянно ходить на носочках, пяточках, еще больше растянутся связки, что приведёт к деформации поперечного свода. Поэтому детям с плоскостопием, ходьба на носках, пятках — полезна не всем, голыми ножками по плоскому полу — противопоказана. Им полезно ходить босиком по травке, гальке, песку, как, впрочем, и всем детям. Шероховатая поверхность покалывает подошвы ножек, и они рефлекторно сжимаются. Танцы, гимнастика, бокс, легкая атлетика — эти увлечения входят в группу риска по плоскостопию. Поэтому родителям, чьи дети страдают таким заболеванием, нежелательно отдавать их в данные секции для профессиональных занятий. Пусть они танцуют, занимаются спортом для себя, в свое удовольствие. Важно знать, что формирование двигательного стереотипа, т. е. формирование осанки, ловких движений, любовь к движению закладывается до 6 летнего возраста. Увлечение может перерасти в профессию. А вообще, лучший вариант для ребятишек с вальгусными стопами — плавание и велосипед. Лечение плоскостопия после 6 лет- задача не из лёгких, особенно для родителей. Зачастую причины в развитии плоскостопия, о чём говорилось выше — суммируются. Решить её можно только с трудом, буквально, потому что нужно научить ребёнка заниматься каждый день физкультурой, или плаванием не реже 3 раз в неделю, научить родителей и ребёнка правильно подбирать обувь, с учётом деформаций, которые может определить только специалист. Это особенно важно для тех детей, которые имеют ассиметричные деформации, которые чаще других влияют на вышенаходящиеся суставы, позвоночник. Именно в таких ситуациях остеопатия не заменима. Какой должна быть обувь для ребенка и что нужно учитывать, покупая ее Хороша та обувь для ребенка, которая не ощущается на его ножках. Главные преимущества такой обуви — комфорт и удобство. Любая обувь должна приспосабливаться к ножке ребенка, а не наоборот, предохранять стопу от механических повреждений, соответствовать ее физиологическим особенностям. Обувь для разных возрастов нужна разная: С рождения и до года. Особенности обуви для крох — максимальная легкость, мягкость, минимальное количество швов, легкое закрепление на ножке. Что касается пинеток, пытаться малышу ходить в них не стоит, так как это не обувь, а носки для тепла и красоты и самое важное, для формирования привычки одевать обувь. Постарайтесь, что бы малыш, не стягивал надетые Вами пинетки, но и в то же время, не одевайте их круглосуточно. Пройдёт время, Вы будете одевать ему другую обувь, к тому времени — у него не должно сформироваться привычки стягивать обувь в качестве игры. От года до трех. У малыша, начинающего ходить, первые шаги пока неуверенные. Поэтому обувь должна быть с гибкой подошвой и жестким задником. Для детей этой возрастной категории нужно выбирать обувь на шнурках, на липучках, так как в ней фиксируется голеностопный сустав и хорошо «садится» пятка. От трех до семи. В этот период стопа растет быстро, а дети много двигаются. Большое значение имеет эластичное облегание обувью самого широкого места стопы. Необходимо обеспечить полную свободу движения для маленьких пальчиков. Также выбирайте модели с жестким задником. В летней обуви допускается открытый носок. Малышу со здоровыми ножками можно ходить босиком по неровной поверхности( ковёр с высоким ворсом, песок, трава, камни без острых углов) около 50% от общей суммы нахождения в вертикальном положении. При обоснованно прозвучавшем диагнозе «вальгусные», « плосковальгусные стопы», «плоскостопие» и других деформациях стопы ношение обуви с супинатором, или индивидуальных стелек становится обязательным на длительное время или навсегда. Стельки должны быть изготовлены индивидуально, с учетом конкретной детской стопы. Опытный специалист обязательно акцентирует внимание родителей на необходимости регулярно корректировать форму и размер стелек у детей, учитывая темпы роста стопы, проводить повторно диагностические мероприятия в процессе лечения, и даст массу иных профессиональных советов. Исходя из вышеперечисленных условий, будет назначен соответствующий курс лечения: физиотерапия, занятия лечебной физкультурой. Как правильно подобрать первую обувь малышу Для этого нужно рассмотреть все составляющие обуви: Материал. Натуральная кожа — идеальный вариант для детской обуви. Она пластична, растяжима, обеспечивает микроциркуляцию воздуха и испарение влаги. Если в летней обуви, а также в домашней используется текстиль, то задник должен быть укрепленным. Размер. Выбирайте обувь в соответствии с размером ноги вашего ребенка. Между носком ботинка( сандалии, сапога) и пальчиками необходимо пространство в 0, 5–1 см. На вырост обувь покупать не надо. Исключение составляет зимняя обувь, которую можно приобрести на один размер больше с расчетом на шерстяные носки. Тогда носки одеваются обязательно, так как должен быть охват стопы. Только в этом случае она будет выполнять при ходьбе движение «толчки- перекаты», а не боковые движения. Учитывайте и ширину обуви. Если, к примеру, зимний сапожок широко раскрывается, его всегда будет удобно надевать. Подошва. Она должна быть не скользкой, рифленой, гибкой. Подошве все- таки отведена роль повторения движений стопы. Поэтому нужно отдавать предпочтение обуви с эластичной, но прочной подошвой, которую можно согнуть рукой. Если подошва жесткая, она должна быть выполнена в форме пресс- папье, то есть с задранным носком. Каблук. Он необходим в обуви, так как участвует в формировании походки. Размер детского каблучка стандартный, 1–2 см. Супинатор — маленький бугорок у внутреннего края подошвы ортопеды называют выкладкой внутреннего свода. Эта деталь анатомической стельки нужна для здоровых ножек. Но если ребенок ходит, как медвежонок, загребая ногами внутрь, такая выкладка ему противопоказана, потому что она поднимает внутренний край стопы, и приводящие мышцы голени еще больше сокращаются. Сейчас много детей, которые ходят именно так, и специальными стельками здесь не обойтись. Необходима консультация врача- ортопеда. Задник. Приветствуется цельный жесткий задник с закругленным верхом, без вырезов и декоративных вставок. Лучше, если сверху он обшит эластичной лентой, которая предохраняет ножку от натирания. Открытые сандалии с открытым задником можно носить с четырех лет. Фиксацию на подъеме стопы. Это то, что держит ножку и регулирует высоту — шнуровка, пряжка, липучка. Детям нельзя носить туфли с острым носом — «лодочки». Пальчики в этом возрасте расположены веером и чтобы их не деформировать, передний отдел обуви должен быть широким. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи значительное количество детей дошкольного и младшего школьного возраста( от 60 до 80% ) имеют нарушения осанки. Осанка — привычное положение тела ребенка, его манера держаться. Правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поскольку она способствует нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма и помогает избегать поздних нарушений опасных для здоровья. Поэтому осанка является одним из важных показателей здоровья и существенным критерием гармоничности развития ребенка. В связи с выше изложенным профилактика нарушений осанки у детей имеет большое значение. С целью предупреждения нарушений осанки у детей необходимо придерживаться следующих рекомендаций: 1. Ребенок должен спать на ровной и твердой постели. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20- 25 см, чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Подушка не должна быть высокой и чрезмерно мягкой. 2. Необходимо, чтобы мебель соответствовала росту ребенка. 3. Во время различных занятий и игр следует обеспечить хорошую освещенность. 4. В повседневной жизнедеятельности необходимо контролировать позу ребенка при ходьбе, стоянии, занятии с игрушками, езде на велосипеде, чтении и письме, напоминая ему о правильном положении тела и отдельных его звеньев. 5. Значительную роль в профилактике нарушений осанки играет рациональный суточный режим жизнедеятельности( полноценный сон, регулярное питание, правильное чередование различных видов деятельности, оптимальный уровень двигательной активности, прогулки на открытом воздухе и т. п. ) . 6. Следует систематически использовать упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи у детей дошкольного и младшего школьного возраста отмечаются увеличение функциональных отклонений со стороны опорно- двигательного аппарата; при этом функциональная недостаточность стоп выявляется у 67, 2- 67, 3% детей. Уплощение стоп сопровождается слабостью мышц и ухудшением эластических свой ств св язок, быстрой утомляемостью мышц голени, тяжестью в ногах, болевыми ощущениями в различных отделах стопы, в икроножных мышцах, снижением физической работоспособности, нарушением осанки. Соблюдение приводимых ниже несложных рекомендаций будет способствовать формированию правильного свода стоп у детей и предупредит возникновение плоскостопия. 1. Предупреждению деформации стоп способствует рациональная обувь: нерантовая, с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Не рекомендуется ношение обуви с плоской подошвой, например, мягких тапочек и валенок. 2. Полезно чаще ходить босиком, в теплое время года, на открытом воздухе- по траве, песку, а в холодное время года, в помещении- по ковру, полу. Босохождение позволяет сочетать укрепление мышц и связок стоп с их локальным закаливанием. 3. Во время ходьбы детей необходимо обращать внимание на правильную постановку шагающей ноги на опору: пяткой с последующим перекатом на всю стопу, а не плашмя, всей стопой; не допускать шарканья и шлепанья стоп, не разводить носки. 4. Вечером перед сном рекомендуется ежедневное обмывание ног прохладной водой с последующим энергичным растиранием стоп сухим, жестким полотенцем до появления ощущения тепла и покраснения кожи. 5. Большое значение в профилактике функциональной недостаточности стоп имеет систематическое укрепление мускулатуры ног с помощью физических упражнений: различных видов ходьбы( по ребристой поверхности, на носках, на наружных краях стоп, с поворотом стоп носками во внутрь и т. п. ) , подскоков, прыжков и бега на носках, приседаний на носках, сгибаний и разгибаний пальцев стоп из различных исходных положений( сидя, лежа на спине, стоя) , катания стопами гимнастической палки, мяча, захватывания и перемещения пальцами ног различных мелких предметов и др.