Методические рекомендации для учителей начальных классо
Документы для скачивания
Об организации образовательного процесса в начальной школе общеобразовательных организаций Республики Крым в 2015/ 2016 учебном году В 2015/ 2016 учебном году в начальной школе общеобразовательных организаций Республики Крым реализуется ф едеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Преподавание в начальной школе определяется следующими нормативными документами с учетом данных методических рекомендаций: Федеральный уровень Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»( редакция от 23. 07. 2013) . Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373( з арегистрирован Минюстом России 22. 12. 2009 г. № 17785) . О внесении изменений в ф едеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26. 11. 2010 г. № 1241( з арегистрирован Минюстом России 04. 02. 2011 г. № 19707) . О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22. 09. 2011 г. № 2357( з арегистрирован Минюстом России 12. 12. 2011 г. № 22540) . О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18. 02. 2012 г. № 1060( з арегистрирован Минюстом России 11. 02. 2013 г. № 26993) . О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»/ Приказ Министерства образования и науки Р оссийской Ф едерации от 29 декабря 2014 г. № 1643( зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г. , № 35916) . Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 г. № 253. О федеральном перечне учебников/ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 04. 2014 г. № 08- 548. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1015( зарегистрирован Минюстом России 01. 10. 2013 г. № 30067) . Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29. 12. 2010 №189 « Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»( з арегистрирован Минюстом России 03. 03. 2011 № 19993) . Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 05. 2011г. №03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования ». Региональный уровень Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11. 06. 2015 № 555 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/ 2016 учебный год». Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/ 2016 учебный год. Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ в общеобра зовательных учреждениях( письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27. 04. 2015 № 01- 14/ 1256) . Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях( письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27. 04. 2015 № 01- 14/ 1256) . Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04. 12. 2014 №01- 14/ 2014( разъяснение о внеурочной деятельности) . Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1/ под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 215 с. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2/ под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011. – 240 с. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 3/ под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 240 с. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е. С. Савинов. – 2- е изд. , перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с. Планируемые результаты начального общего образования[ Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. Иванов А. В. Портфолио в начальной школе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011. – 128 с. : ил. –( Работаем по новым стандартам) . – ISBN 978- 5- 09- 019135- 7. П римерн ая основн ая образовательн ая программ а начального общего образования( одобрен а решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию от 08. 04. 2015 №1/ 15) , ссылка www. fgosreestr. ru( Министерство образования и науки Российской Федерации. Реестр примерных основных общеобразовательных программ) . Организация образовательного процесса Исходя из требований ФГОС НОО, начальное общее образование должно обеспечивать условия для всестороннего развития ребенка, заложить основы для формирования личности, способной найти свое достойное место в обществе. Образовательный процесс в начальной школе осуществляется в соответствии с действующей нормативно- правовой базой Р оссийской Ф едерации в области образования. Приоритетной целью начального образования является формирование учебной деятельности младшего школьника. При разработке рабочих программ и составлении календарно- тематического планирования учителям начальных классов рекомендовано руководствоваться письмом Министерства образования, науки и молодежи РК от 27. 04. 2015 № 01- 14/ 1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях». При составлении календарно- тематического планирования по предмету целесообразно предусмотреть резервные часы. Напоминаем, п рограммы учебных предметов, курсов и внеурочной деятельности являются структурным компонентом основной образовательной программы начального общего образования. Структура п рограмм учебных предметов, курсов и внеурочной деятельности определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта начал ьного общего образования, порядок их разработки, внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации. Учебный год в общеобразовате льных организациях начинается 1 сентября 2015 года и завершается в соответствии со сроками его продолжительности, определенными общеобразовательной организацией самостоятельно. Продолжительность учебного года для 1- х кл ассов составляет 33 недели, 2- 4- х классов – 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года – не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся 1 класса в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Общеобразовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает годовой календарный учебный график, который может быть ориентирован на 5- дневную или 6- дневную учебную неделю. В первом классе допускается только пятидневная у чебная неделя. Продолжительность обучения по полугодиям, четвертям( триместрам) , а также формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определя ю тся общеобразовательными организациями самостоятельно. Предельно допустимая аудиторная нагрузка определяется Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2. 4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29. 12. 2010 №189. Максимально допустимая недельная нагрузка в 1- х классах – 21 час, во 2- 4- х классах – 23 часа. В условиях 6- дневной рабочей недели во 2- 4- х классах – 26 часов. При проведении занятий по украинскому( крымскотатарскому) языку в образовательных организациях с русским языком обучения( 1- 4 классы) , а также по иностранному языку( 2- 4 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных организациях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Такие предметы, как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир следует чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, физической культуры, технологии. Для обучающихся 1- х классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2 уроке, 2- 4- х классов – на 2- 3 уроках. Продолжительность уроков в начальной школе определен а санитарными нормами и составляет для 1 полугодия 1 класса – 35 минут, для 2- го полугодия – 45 минут; во 2–4 классах – 35- 45 минут( в соо тветствии с СанПИН 2. 4. 2. 2821- 10 п. 10. 9 и по решению общеобразовательной организации) . С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в 1- м классе, в соответствии с п. 10. 10. СанПиН 2. 4. 2. 2821- 10, обеспечивается организация адаптационного периода. Чтобы адаптационный период проходил более успешно, целесообраз но в сентябре- октябре последние уроки проводить в нестандартных формах( урок- игра, урок- представление, урок- праздник, урок- театрализация, урок- путешествие, урок- экскурсия, урок- импровизация и т. п. ) С целью исключ ения перегрузки первоклассников можно последние четвертые( один раз в неделю пятый) уроки( приблизительно 40 часов учебной нагрузки) спланировать следующим образом: 24 урока физкультуры и 16 уроков по другим дисциплинам. Последними уроками могут быть: 3- 4 экскурсии по окружающему миру, 3- 4 по изобразительному искусству, 3- 4 – по технологии, 4- 5 уроков- игр и уроков- экскурсий по математике, 3- 4 урок а- театрализации по музыке и т. п. В период адаптации важно, чтобы режим работы школы, ритм урока, формы, методы и приемы обучения строи лись с учетом психолого- физиологических особенностей и физических возможностей первоклассников. Оценивание учебных достижений обучающихся 1- х классов осуществляется вербально. При этом необходимо учитывать, что период начала школьного обучения совпадает с началом процесса формирования самооценки младшего школьника. Поэтому учителю рекомендуется систематически давать качественную оценку действиям младших школьников, а также обучать первоклассников рефлексивным действиям( что хорошо получилось, а что не очень и почему; что необходимо сделать, чтобы избежать ошибки; почему сделал ошибку и т. п. ) . В классном журнале и тетрадях детей оценки в баллах или уровнях не выставляются. Нецелесообразно использовать какие бы то ни было условные обозначения( символы) , поскольку они могут ассоциироваться у ребенка с баллами по установленным критериям оценивания. Для укрепления з рения, развития мелкой моторики руки следует чередовать виды деятельности, своевременно проводить физкультминутки, не переутомлять первоклассников письмом и длительным рисованием. Игровые формы деятельности должны быть доминирующими во время обучения в 1- м классе. Также следует уделить особое внимание созданию благоприятной среды для адаптации ребенка к обучению в школе, котор ая будет способствовать его благополучному развитию, успешному обучению и воспитанию. Задача всего периода работы в первом классе – формирование позитивной мотивации к учебной деятельности младших школьников. Со 2- го класса учащиеся выполняют домашние задания, поэтому следует особое внимание обратить на составление расписания, тем самым предусмотрев возможность не группировать в один день предметы, требующие значительной затраты времени на выполнение домашнего задания. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнен ия в следующих пределах: во 2- 3- х – до 1, 5 ч. , в 4- х – до 2 ч. ( СанПиН 2. 4. 2. 2821- 10, п. 10. 30) . Домашние задания не рекомендованы на выходные и праздничные дни. В 1- м классе домашние задания не задаются. Оценивание учебных достижений обучающихся 2- 4- х классов осуществляется по 5- балльной системе на основании критериев оценивания в начальной школе. Изучение предметов в н ачальных классах осуществляется по учебникам и учебным пособиям, рекомендованным Министерством и входящих в Федеральный перечень учебников( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 г. № 253) . В настоящее время в общеобразовательных организациях Республики Крым обучение проводится по учебно- методическим комплектам «Школа России» издательства «Просвещение», рекомендованным Министерством образования и науки РФ и отвечаю щим требованиям действующего федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Организация урока в начальной школе осуществляется в рамках системно- деятельностного подхода. При планировании урока учитываются мотив, цель, учебная задача, способы действий для достижения цели, результат, самоконтроль, самооценка, рефлексия. Целевым ориентиром урока является формирование и развитие умений самостоятельной учебно- познавательной и учебно- практической деятельности младшего школьника; применение продуктивных методов обучения: проблемно- диалогических, частично- поисковых, поисковых, исследовательских, эвристических. Работа обучающихся на уроке организуется через парные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы обучения. Важнейшим признаком урока, ориентированного на новый образовательный стандарт, является наличие в его содержании элементов обучения школьников универсальным учебным действиям. Для реализации основных задач ФГОС НОО необходимо использовать эффективные педагогические технологии, прогрессивные методы и приемы, осуществлять личностно ориентированный подход в обучении и интеграцию с информационно- коммуникационными технологиями. Согласно п. 16 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность. В неурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по разным направлениям развития личности и позволяет решать ряд важных задач: обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе, оптимизация учебной нагрузки обучающихся, улучшение условий для развития ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной работы, которая должна предоставить детям максимально широкий спектр видов деятельности для их свободного выбора. Количество времени, отводимого на реализацию внеурочной деятельности, общеобразовательная организация определяет самостоятельно. При проектировании внеурочной деятельности рекомендованы пособия: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др. ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 112 с. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ авторы- составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. М: Просвещение, 2013. – 96 с. ; Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школ ьника в разновозрастных группах/ Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2014. – 177 с. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования/ П. В. Степанов, И. В. Степанова. – М. : Центр Пед. Поиск, 2011. – 96 с. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 05. 2011 №03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Обращаем внимание, что при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе, по причине кадровой неукомплектованности, образовательная организация может использовать возможности образовательных организаций дополнительного образования детей, а также привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров. Согласно ФГОС НОО в 4- м классе в обязательном порядке изучается предмет «Основы религиозных культур и светской этики»( ОРКСЭ) в количестве 1 часа в неделю. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» по выбору обучающихся или их родителей( законных представителей) изучается один из модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Выбор модуля осуществляется по утвержденному регламенту в 3- м классе в конце учебного года( как правило – в апреле) . Администрации образовательной организации необходимо обеспечивать изучение любого выбранного модуля( даже для одного ребенка в школе) . В журнале записывается название предмета: «Основы религиозных культур и светской этики», модуль « …. ». Если выбрано несколько модулей, формируются группы из обучающихся. Для каждой группы, занимающейся по своему модулю, заводится отдельная страница классного журнала со своим списком детей. В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. №мд- 883/ 03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ» при преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки, а именно – качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфелей достижений учеников. Напоминаем, что данный курс имеет право преподавать учитель, прошедший специальную курсовую подготовку. С переходом начальной школы на ФГОС НОО важное место отводится созданию системы методической работы учителей начальных классов. Это могут быть семинары, тренинги, заседания методических объединений учителей, конференции, мастер- классы, круглые столы, открытые уроки, внеурочные занятия и другие мероприятия по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС НОО. Также большое внимание уделяется психолого- педагогическому сопровождению всех участников образовательных отношений( обучающихся, педагогов, родителей, администрации) . Обращаем внимание на сохранение и укрепление физического здоровья детей. С целью профилактики утомляемости, предупреждения развития сколиоза, заболеваний сердечно- сосудистой системы, зрения необходимо проводить физкультминутки( динамические, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, гимнастику для рук, глаз и т. д. ) . Особенности изучения отдельных предметов В начальной школе формируется развернутая учебная деятельность, которая характеризуется полноценными читательскими, речевыми, вычислительными умениями и навыками, общими знаниями об окружающем мире, способностью к творчеству, самовыражению, развитием мышления и памяти, умением заботиться о своем здоровье. Особенностью обучения русско му язык у является формирование у учащихся коммуникативной компетентности, в основе которой – умение успешно пользоваться всеми видами речевой деятельности. Особенное внимание следует уделить развитию связной речи, учить ребенка правильно, грамотно высказываться как в у стной, так и в письменной форме, а также формированию навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. При изучении предмета необходимо обратить внимание на следующие темы: «Фонетика и орфоэпия», «Г рафика», «Состав слова», «Орфография и пунктуация » в рамках которых должны быть сформированы следующие планируемые результаты: осуществлять звуковой анализ слова; разбирать по составу слова по алгоритму разбора; определят ь слабые позиции звуков в слове; уметь анализировать и составлять небольшой связный текст. При изучении учебного предмета «Математика» необходимо обратить внимание на следующие темы « Т екстовы е задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Работа с информацией», «Числа и величины» в рамках которых должны быть сформированы следующие планируемые результаты: понимать текст задачи, планировать ход решения, учитывая все условия, находить ответ и записывать его объяснения; различать пространственные геометрические фигуры, характеризовать их свойства; сравнивать и обобщать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах, диаграмм ах, использовать необходимую информацию в жизненных ситуациях; знать различные способы измерения величин; применять знание позиционной записи числа при сравнении чисел. При изучении учебного предмета «Окружающий мир » необходимо обратить внимание на следующие темы «Явления природы», «Природные зоны России», «Человек – часть природы», «Родной край – частица Родины», «Человек – член общества» в рамках которых должны быть сформированы следующие планируемые результаты: сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; узнавать государственную символику и символику своего региона; описывать достопримечательности столицы России и родного края; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах( семья, общество сверстников, этнос) , в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чу вств др угих людей и сопереживания им; формировать понимание особой роли России в мировой истории, чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы. Приоритетные направления работы начальной школы в 201 5/ 201 6 учебном году: создание оптимальных условий для обучения первоклассник ов; формирование умения учиться; п рофессиональное развитие и повышение квалификации учителей начальных классов. Рекомендуемые Интернет- ресурсы Министерство образования и науки Российской Федерации http: / / www. mon. gov. ru. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки( Рособрнадзор) http: / / www. obrnadzor. gov. ru. Федеральное агентство по образованию( Рособразование) http: / / www. ed. gov. ru. Федеральное агентство по науке и инновациям( Роснаука) http: / / www. fasi. gov. ru. Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http: / / fsu. mto. ru. Федеральный центр тестирования http: / / www. rustest. ru. Федеральные информационно- образовательные порталы Федеральный портал «Российское образование http: / / www. edu. ru. Российский общеобразовательный портал http: / / www. school. edu. ru. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» http: / / www. law. edu. ru. Федеральный портал «Информационно- коммуникационные технологии в образовании» http: / / www. ict. edu. ru. Российский портал открытого образования http: / / www. openet. edu. ru. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http: / / www. vidod. edu. ru. Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http: / / www. neo. edu. ru. Сайты издательств Издательство «Просвещение » http: / / www. prosv. ru. Издательство « Вентана- Граф » http: / / www. vgf. ru. Сайт системы развивающего обучения Л. В. Занкова( Издательский дом «Федоров ») http: / / www. zankov. ru. Издательство « Академкнига/ Учебник » http: / / www. akademkniga. ru. Реестр примерных основных общеобразовательных программ http: / / www. fgosreestr. ru. Л. В. Наумова, проректор, заведующая учебно- методическим центром дошкольного и начального образования
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начальных классов Настоящие критерии оценивания разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2. 4. 2. 2821- 10, Примерным положением о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся( письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21. 05. 2015 №01- 14/ 1525) и регламентиру ю т порядок осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации об уча ю щихся начальных классов, требования к оценке учебных достижений в начальной школе. Оценка образовательных результатов обучающихся в начальной школе – одна из важных задач педагогической деятельности учителя. Си ст е ма контроля и оценки позволяет установить степень достижения планируемых результатов начального образования – сформированность предметных и метапредметных умений младшего школьника. В начальной школе проводится текущий, тематический, итоговый контроль, промеж уточная аттест ация обучающихся( 2- 4 классы) . Особ ое место занимает стартовая диагностика( 2- 4 классы) и итоговая комплексная контрольная работа( ИККР, 1- 4 классы) , которая выполняет важную функцию при формировании портфолио выпускника. Портф олио достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и играет важную роль при переходе ребенка в 5- й класс. Текущ ее оценивание( устное, письменное, комбинированное) в начальной школе проводится с целью постоянного контроля за успешностью обучения, своевременного обнаружения пробелов в знаниях отдельных учеников, устранения этих пробелов, предупреждения неуспеваемости об уча ю щихся. Текущ ее оценивание в начальной школе может проводиться в форме устных опросов, чтения текста или стихотворения наизусть, беседы по содержанию прочитанного, словарного и математического диктанта, списывания, текущих, практических, проверочных, самостоятельных работ, диктантов и др. Текущий контроль знаний осуществляется в рамках урока по всем предметам инвариантной части учебного плана по 5- ти ба л льной системе, начиная со 2- го класса. Тематический контроль – различные виды контрольных и проверочных работ( письменных и устных) , которые проводятся в учебное время и предназначены для оценивания уров н я и качеств а освоения учеником всего комплекса учебных задач по изученному разделу или теме. Форму тематического контроля определяет учитель с учётом контингента обучающихся, содержания учебного материала, календ арно- тематического планирования и используемых им образовательных технологий. С целью объективности оценивания работ и предупреждения завышения( занижения) отметок обучающихся, учителю рекомендовано подбирать задания, которые буду т соответствовать формирован ию предметны х результатов освоения программы по предмету( « обучающийся научится») , а задания повышенной сложности- соответствовать понятию « обучающийся получит возможность научиться». При планировании проверочных и итоговых работ следует учитывать учебно- методическ ий комплект, по которому работает школа. В один учебный день в классе проводит ся одн а письменн ая контрольн ая работ а, а в течение недели – не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели. Стартовая работа( диагностика) проводится в начале сентября со 2- го класса. Она позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в специальной тетради для учёта в работе или диагностической карте, оценка результатов в классном журнале не фиксируется и не учитыва е тся при выставлении оценки за четверть. Материалы стартовых диагностик включаются в состав портфолио обучающегося и учитыва ю тся при написании характеристики выпускника начальной школы. Оценивание в 1- м классе В 1- м классе на основании требований СанПиНа осуществляется безотметочное обучение и домашние задания не задаются. Используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям рабочих программ. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний только на уроке. В 1- м классе в течение 1- го полугодия контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20- 25 апреля. В течение учебного года осуществляется текущая проверка знаний, умений, навыков. В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных строчных и прописных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объёму предложений рукописного и печатного шрифтов. Объем диктантов и текстов для списывания в начале года составляет 5- 7 строчных и прописных букв, 3- 6 слогов, 3- 6 слов или 1- 2 предложения из 2- 4 слов. В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта, письм а под диктовку небольших по объёму текстов. Подбираются те к сты, в которых написание слова не расходится с произношением. В конце года рекомендован объем диктант а до 20 слов, списывания- до 25 слов. По математике целесообразно проведение в конце года комбинированной работы, состоящей из задачи и примеров. РУССКИЙ ЯЗЫК Контроль за уровнем учебных достижений учащихся по русскому языку проводится в форме различных письменных работ: диктантов, контрольных списываний, словарных диктантов, грамматических заданий, изложений, сочинений, тестовых заданий. Для проведения диктанта подбирается текст, включающий достаточное количество изученных орфограмм( примерно 60% от общего числа всех слов диктанта) . Текст диктанта включает слова на изученные правила. Если встречаются новые слова, они заранее за писываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тематик у текста следует подбирать такую, которая была бы интересной детям. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2- 8 слов с включением тех синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе( однородные члены предложения) . В приведенной таблице дается п римерное количество проверочных работ. Виды работ Количество слов 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Списывание 20- 25 слов 40- 50 слов 65- 70 слов 80- 90 слов Диктант 15- 20 слов 30- 40 слов 55- 60 слов 75- 80 слов Словарный диктант 5- 6 слов 8- 10 слов 10- 12 слов 12- 15 слов Итоговая контрольная работа 1 4 4 4 Списывание 1 2 2 2 Словарный диктант- 2 2 2 Проверочная работа* ( текущие контрольные работы) - 4 4 4 Развитие речи* * - - 1( контрольное изложение) в конце года 1( контрольное изложение – 2 четверть) 1( контрольное сочинение- 3 четверть) Всего за год 2 12 1 3 1 4* распределение по четвертям на усмотрение педагога* * проводится в течение года по материалам учебника Формы организации проверочных работ( на усмотрение педагога) : д иктант; д иктант с грамматическим заданием; с ловарный диктант; т ест. Проверка орфографических и пунктуационных умений( диктант) Оценка «5» – н ет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии( возможно одно исправление графического характера) . Оценка «4» – допущено 1- 2 орфографически е ошибк и; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. Оценка «3» – д опущено 3- 5 орфографических оши б о к, работа написана небрежно. Оценка «2» – д опущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов; пропуск и искажение бу кв в сл овах; замену слов; отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяются правилом( изучаются в каждом классе) . За ошибку не считаются: ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались ранее; единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; единичный случай замены од ного слова без искажения смысла; неправильное написание одного слова( при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило. За одну ошибку в диктанте считаются: два исправления; две пунктуационные ошибки; повторение ошибок в одном и том же слове; 2 негрубые ошибки. Негрубыми ошибками считаются следующие: повторение одной и той же буквы в слове; недописанное слово; перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; дважды записанное одно и то же слово в предложении. Грамматическое задание Для проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений проводится выполнение грамматическ их задани й. Задания данного вида могут проводиться отдельно от контрольного дик танта и контрольного списывания или проводиться после диктанта( не более 4 видов грамматич еских разборов) . В таком случае выставляются 2 отметки: за д иктант и задание по отдельности. Оценка «5»- выполнено без ошибок. Оценка «4»- правильно выполнено не менее 3/ 4 заданий. Оценка «3»- правильно выполнено не менее 1/ 2 заданий. Оценка «2»- правильно выполнено менее 1/ 2 заданий. Словарный диктант Оценка «5»- выполнено без ошибок и исправлений. Оценка «4»- допущена 1- 2 ошибки или 1 ошибка и 1- 2 исправления. Оценка «3»- допущены 2- 3 ошибки и 1 исправление. Оценка «2»- д опущено 4 и более ошибок. Контрольное списывание Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Оценка «5»- выполнено без ошибок и исправлений. Оценка «4»- допущены 1- 2 исп равления или 1 ошибк а. Оценка «3»- допущены 3- 5 исправлений или 2- 3 ошибки. Оценка «2»- допущено 6 и более исправлений или 4 и более ошибок. Изложение, сочинение Для проверки формирования навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста проводятся изложения и сочинения. Основными критериями оценки изложений и сочинений является полное, последовательное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, правильное употребление слов и построение предложений, орфографическая грамотность. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15- 20 больше, чем в диктанте. Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка не выставляется и в классный журнал не заносится. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой – т олько за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении. Контрольное изложение и контрольное сочинение оценивается двумя отметками: за содержание и грамотность( 5/ 4) . При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования. Оценка « 5 » ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и последовательное воспроизведение авторского текста; логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок; богатство словаря, правильность речевого оформления( допускается не более одной речевой неточности) ; б) г рамотность: нет орфографических и пунктуационных ошибок; допускается 1- 2 исправления. Оценка « 4 » ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения после довательности изложения мыслей; имеются отдельные фактические и речевые неточности; допускается не более 3 речевых недочетов, недочетов в содержании и построении текста. б) грамотность: 1- 2 орфографические и 1- 2 пунктуационные ошибки, 1- 2 исправления. Оценка « 3 » ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: допущены некоторые отступления от авто рского текста; допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений; беден словарь; имеются речевые неточности; есть недочёты в построении и употреблении слов( допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста) ; б) грамотность: 3 – 5 орфографически х ошибок и 3 пунктуационны е ошибк и, 1–2 исправления. Оценка « 2 » ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: работа не соответствует теме; имеются значительные отступления от авторской темы; много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; во всех частях работы отсутствует связь между ними; словарь беден; более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста; б) грамотность: более 5 орфографических и 3- 4 пунктуационных ошибок, 3–5 исправлений. Тесты Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Оценки: «5» – верно выполнено более 3/ 4 заданий. «4» – верно выполнено 3/ 4 заданий. «3» – верно выполнено 1/ 2 заданий. «2» – верно выполнено менее 1/ 2 заданий. Оценка устных ответов Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика учитываются: полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, речевое оформление ответа. О твет ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения и правила. Оценка «5» Ученик обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий; обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и составленные самостоятельно; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» Ответ отвечает тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускаются единичные ошибки, которые ученик сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения, некоторые неточности в формулировке правил. Оценка «3» Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения. Оценка «2» Ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка « 2 » отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Положительная оценка( « 5 », « 4 », « 3 ») может ставиться не только за единовременный ответ( когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время) , но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Федеральный государственный образовательный с тандарт начального общего образования выдвигает ряд требований к освоению основных образовательных программ начального общего образования в части планируемых результатов обучения младших школьников по предмету. Предметными результатами обучения являются формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, умение анализировать произведение, составлять небольшие собственные высказывания, устно передавать содержание текста по плану, характеризовать героев и давать оценку их поступкам, уметь читать наизусть стихотворения, выступать с небольшими творческими сообщениями. Оценивание навыка чтения младшего школьника: с пособ чтения; п равильность чтения, чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения; с корость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст; в ыразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты( писал сказки, стихи о природе и т. п. ) . Оценивание навыка чтения Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов( слово « средней » длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами) . При проверке учащиеся читают вслух не менее 2- х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время. У первоклассников проверяется: сформировался ли способ чтения по слогам; насколько происходит осознание общего смысла прочитанного текста; понимает ли ребенок, что означают отдельные слова и предложения; соблюдаются ли паузы, отделяющие предложения. В 1 полугодии первого класса техника чтения не проверяется. На конец 2 полугодия у обучающегося должно быть сформировано осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым словом. Допускается слоговое чтение многосложных слов. Литературное чтение Виды чтения Количество слов 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Вслух 25- 30 слов – I- е полугодие, 35- 40 слов II- е полугодие 45- 50 слов 65- 70 слов 85- 90 слов Про себя 50- 60 слов 85- 90 слов 115- 120 слов Наизусть* 8- 10 стихотворений 10- 12 стихотворений Не менее 15 стихотворений* на усмотрение педагога 2 класс Требования к чтению В 1 полугодии второго класса чтение осознанное, правильное, целыми словами. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру. Во 2 полугодии помимо правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны также соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение нежелательно. При выставлении оценок за чтение во 2 классе, необходимо придерживаться определенных критериев: чтение по слогам или слово полностью, наличие ошибок при чтении, количество слов в минуту, выразительность, осознанность. 3 класс Требования к чтению На конец обучения в 3 классе у обучающихся должно быть сформировано правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, логического ударения, громкости, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого. При выставлении оценок за чтение в 3 классе, необходимо придерживаться определенных критериев: чтение по слогам или слово полностью, наличие ошибок при чтении, количество слов в минуту, выразительность, осознанность. 4 класс Требования к чтению На момент завершения начального образования у детей должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и с вое отношение к его содержанию; самостоятельно готови тся к выразительн ому чтению, о сознанно чи тает про себя любо й по объему и жанру текст. В ходе фронтального опроса проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: искажения читаемых слов( замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов) ; неправильная постановка ударений( более двух) ; чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: не более двух неправильных ударений; отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. Чтение наизусть Оценка « 5 » – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка « 4 » – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка « 3 » – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка « 2 » – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: п равильная постановка логического ударения; с облюдение пауз; п равильный выбор темпа; с облюдение нужной интонации; б езошибочное чтение. Оценка « 5 » – выполнены правильно все требования. Оценка « 4 » – не соблюдены 1 – 2 требования. Оценка « 3 » – допущены ошибки по 3 требованиям. Оценка « 2 » – допущены ошибки более чем по 3 требованиям. Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: с воевременно начинать читать свои слова; п одбирать правильную интонацию; ч итать безошибочно; ч итать выразительно. Оценка «5» – выполнены все требования. Оценка «4» – допущены ошибки по 1 какому- то требованию. Оценка «3» – допущены ошибки по 2 требованиям. Оценка « 2 » – допущены ошибки по 3 требованиям. Пересказ Оценка « 5 » – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного( подробно, кратко, или по плану) , правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка « 4 » – допускает 1- 2 ошибки, неточности, сам исправляет их. Оценка « 3 » – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка « 2 » – не может передать содержание прочитанного. МАТЕМАТИКА Оценивание устных ответов В основу оценивания устного ответа об уча ю щихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся: полно раскрыл содержание материала в объ ёме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, в соответствии с ответ ом; показал умение применять изученные правила при выполнении практического задания; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя; допускал одн у- две неточности при освещении второстепенных воп росов, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Оценка «4» ставится, если ответы в основ ном соответствуют требованиям на оценку «5», но при этом име е т ся один из недостат ков: при ответе есть некоторые неточности, которые не иска жают математи ческое содержание ответа; допущены один- два недочета при освещении основно го содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второсте пенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя. Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся: неполно или непоследовательно раскры л содержание материала, но показа л общее понимание вопроса и продемонстрирова л умения, дос таточные для дальнейшего усвоения программного материала; затрудня лся или допу скал ошибки в определении поняти й, использовании математической терминологии, рисунках или чертежах, но исправл ял их после нескольких наводящих вопросов учителя; не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательно го уровня сложности по данной те ме. Оценка «2» ставится в случае, если обучающийся: не раскры л основное содержание учебного материала; продемонстрировал незнание или непонимание большей или наибо лее важно й части учебного материала, не мог ответить на вопросы по изученному материалу; допу стил ошибки в определении понятий при использовании матема тическо й терминологии, в рисунках, чертежах, которые не исправлены после наводящих вопросов учителя. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: неправильный ответ на поставленный вопрос; неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты: неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; неумение самостоятельно или полно обосновать о твет; неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; медленный темп выполнения задания, не являющейся индивидуальной особенностью школьника; неправильное произношение математических терминов. ОЦЕНИВАНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В основе оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Ориентировочное количество проверок 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итоговая контрольная работа( комбинированная) 1 4 4 4 Проверочная работа* ( текущие контрольные работы) 1 4 4 4 Математический диктант- 2 2 2 Всего за год 2 1 0 1 0 1 0* распределение по четвертям на усмотрение педагога Формы организации проверочных работ( на усмотрение педагога) : к омбинированная контрольная работа; т ест; м атематический диктант; к онтрольная работа( вычислительные навыки) ; контрольная работа( задачи) . Работа, состоящая из примеров «5» – работа выполнена без ошибок; «4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки; «3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибк и или 3 и более негрубые ошибки; «2» –более 4 грубых ошиб о к. Работа, состоящая из задач «5» – без ошибок; «4» – 1–2 негрубых ошибки; «3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки; «2» – 2 и более грубы х ошибк и. М атематический диктант «5» – без ошибок; «4» – 1–2 ошибки; «3» – 3–4 ошибки; «2» – 5 и более ошибок. Комбинированная работа( 1 задача, примеры и задание другого вида) Оценка « 5 » ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений. Оценка « 4 » ставится: допущены 1- 2 вычислительные ошибки. Оценка « 3 » ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3- 4 вычислительные ошибки. Оценка « 2 » ставится: при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок; допущены ошибки в ходе решения задачи и вычислительн ые ошибк и. Комбинированная работа( 2 задачи и примеры) Оценка « 5 » ставится: вся раб ота выполнена безошибочно и нет исправлений. Оценка « 4 » ставится: допущены 1- 2 вычислительные ошибки. Оценка « 3 » ставится: допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3- 4 вычислительные ошибки. Оценка « 2 » ставится: допущены ошибки в ходе решения 2- х задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки. Тест Оценка « 5 » ставится за 100% правильно выполненных заданий. Оценка « 4 » ставится за 80% правильно выполненных заданий. Оценка « 3 » ставится за 60% правильно выполненных заданий. Оценка « 2 » ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий. Классификация ошибок Грубые ошибки: в ычислительн ые ошибки в примерах и задачах; о шибки на незнание порядка выпо лнения арифметических действий; н еправильное решение задачи( пропуск действия, неправильный в ыбор действий, лишние действия) ; н е доведение до конца решения задач и или пример а; н евыполненное задание. Негрубые ошибки: нерациональный прием вычислений; н еправильная постановка вопрос а к действию при решении задачи, н еверно оформлен ответ задачи; н еправильное сп исывание данных( чисел, знаков) ; не законченные преобразовани я. За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается. За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Основная цель контроля – проверка знания по учебно му материал у, умени й учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта. Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы. Для текущего и промежуточного контроля используются письменные проверочные работы, не требующи е развернутого ответа с большой затратой времени и различные проверочные практические работы. Целесообразно при проведении итогового письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Тесты с открытым ответом позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ. В письменных проверочных работах по предмету орфографические ошибки не учитываются. Ориентировочное количество проверок 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итоговая контрольная работа 1 4 4 4 Проверочная работа* 4 4 4 Всего за год 1 8 8 8* в конце изучаемого раздела Формы организации проверочных работ: на усмотрение педагога- любая форма. Оценивание устных ответов В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Оценка «5»: учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта. Оценка «4»- ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала. Оценка «3»- ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. Оценка «2»- ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логи ка изложения учебного материала, материал не усвоен. Ошибки: неправильный ответ на поставленный вопрос; неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты: неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника. Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям. При тестовом контроле чаще всего используется критериальная шкала, рекомендованная разработчиками тестов. Итоговый контроль. Итоговые годовые контрольные работы проводятся по математике и русскому языку в конце апреля – начале мая и включают требования ключевых тем учебного периода. Результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале и учитываются при выставлении оценки за год. В конце каждого года обучения проводится итоговая комплексная контрольная работа( ИККР) . Л. В. Наумова, проректор по повышению квалификации, заведующий центром дошкольного и начального образовании я