Методические рекомендации для учителей биологии
Документы для скачивания
Об особенностях преподавания биологи и в общеобразовательных учреждениях Республики Крым в 201 5- 201 6 учебном году В 201 5/ 201 6 учебном году в общеобразовательных организациях Республики Крым реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Преподавание предмета « Биология » в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами Федеральный уровень Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации биологическо го образования, являются: Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273- ФЗ. Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования», с изменениями и дополнениями. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07. 07. 2005 г. № 03- 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 04. 2014 № 08- 548 «О федеральном перечне учебников». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29. 12. 2010 № 02- 600( Зарегистрирован Минюстом России 03. 03. 2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29. 06. 2011 № 85. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»( в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03 июня 2011г. № 1994) . Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11. 06. 2015 г. № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/ 2016 учебный год». Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2- изд. - М. : Просвещение, 2009. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию от 08. 04. 2015 №1/ 15. ( 5 класс) . Региональный уровень Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11 июня 2015 № 555 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015- 2016 учебный год». Место предмета « Биология » в учебных планах Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета « Биология » в 5 и 6 классе в объеме 1 час в неделю. В основной школе с 7 по 9 класс преподавание учебного предмета « Биология » осуществляется в объеме 2 часа в неделю в каждом классе. В старшей школе количество часов предмета « Биология » определяется с учётом составления учебного плана общеобразовательного учреждения. Преподавание учебного предмета « Биология » предполагает объем учебных часов в неделю в учебном плане для универсального( непрофильного) обучения в 10 классе- 1 час, в 11 классе- 1 час. На профильном уровне расчетный объем учебных часов в неделю в 10 классе – 3 часа, в 11 классе – 3 часа. Система профильного обучения предусматривает освоение учащимися базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов. Их оптимальное сочетание в учебном плане школы составляет содержание профильной подготовки школьников. • Информация о федеральных нормативных документах на сайтах: http: / / mon. gov. ru/ ( Министерство Образования РФ) ; http: / / www. ed. gov. ru/ ( Образовательный портал) ; http: / / www. edu. ru/ ( Единый государственный экзамен) ; http: / / fipi. ru/ ( ФИПИ) Учебники и учебно- методические пособия П реподавание курса биологии в Республике Крым реализовыва ет ся по линии УМК «Сфера» под ред. Л. Н. Сухоруковой, В. С. Кучменко( изд- во Просвещение) . УМК «Сферы» включает в себя полный пакет пособий( учебник, тетрадь- практикум, тетрадь- тренажер, тетрадь- экзаменатор) , которые выпущены на бумажных и электронных носителях для всех классов. Для организации обучения предмету «Биология» образовательная организация вправе использовать любые другие учебно- методические комплекты, которые рекомендованы( или допущены) Федеральным перечнем учебников, рекомендованных( допущенных) министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. На основании Закона «Об образовании в Российской Федерации»( статья 28, пункт 3. 9) к компетенции образовательной организации относится определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе учебников. Согласно статье 28 пункт 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно- методического обеспечения по реализуемым ими образовательным программам. Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2011 г. № 03- 105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе» наряду с учебниками в образовательном процессе могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями. Перечень учебников, рекомендованных( допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях публикуется на сайте www. edu. ru в разделе «Документы министерства». Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http: / / www. ed. gov. ru/ . Или на страницах электронного журнала «Вестник образования»- http: / / www. vestniknews. ru Более подробную информацию по учебно- методическим комплектам( комплексам) можно получить на сайтах издательств: http: / / www. prosv. ru/ ( Просвещение) , http: / / www. vgf. ru/ ( Вентана- Граф) , http: / / www. drofa. ru/ ( Дрофа) . Структура и содержание рабочих программ по биологии Для подготовки к 201 5- 201 6 учебному году учителю биологии, необходимо разработать рабочую программу по предмету для 5 класса по ФГОС и для 6- 9 и 10- 11 классов по ФКГОС. Рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов, примерных программ и авторских программ действующим УМК. Учитель биологии в соответствии со спецификой предмета и на основе локальных актов образовательного учреждения может предложить дополнительные графы к календарно- тематическому планированию( например, демонстрационный эксперимент, лабораторный опыт, подготовка к ЕГЭ/ ГИА) . Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях. ( Решение коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22. 04. 2015 №2/ 2) размещены на сайте учителей биологии РК( http: / / biokyrs. jimdo. com/ в- помощь- учителю/ ) Организация контроля знаний и умений при изучении биологии Количество контрольных работ по биологии не регламентируется документами федерального уровня. К онтроль по биологии( формы контроля, его периодичность и требования к хранению работ учащихся, выполненных в рамках контроля) описываются в рабочей программе, составленной учителем, и регламентируются локальными актами образовательного учреждения. Проверка и оценка знаний учащихся может осуществляться в ходе текущих заняти й в устной или письменной форме. Контрольные письменные работы могут проводиться после изучения отдельных разделов программы предмета « Биология », а также в конце каждой четверти и учебного года. Может использоваться зачетная форма проверки знаний в виде различных видов работ( тесты, экспресс- опросы, биологические диктанты, самостоятельные, комплексные проверочные, дифференцированные контрольные и практические работы, решение задач и др. ) . Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или разделам предмета « Биология ». Практическая часть программы по биологии представлена следующими видами работ: Вид учебной деятельности Цель организации. Формируемые у учащихся навыки Особенности организации работы Демонстрационный опыт Наглядная демонстрация и наблюдение биологических процессов, формирование исследовательской культуры учащихся. Проведение простейших экспериментов. Формирование навыков проведения наблюдения, опыта. Организация проведения – учителем, возможно привлечение учащихся к организации опыта за счет внеурочной деятельности, не требует обязательного оформления в рабочих тетрадях учащихся, необходимо указание проведения в журнале, проводится без оценивания Практические работы Применение теоретических навыков на практике. Проведение простейших экспериментов. Формирование навыков проведения наблюдения статических и динамических объектов, описание, инструментальные методы. В 6- 7 классах – организация учащимися самостоятельных долгосрочных наблюдений в домашних условиях. Необходима четкая инструкция учителя о сроках проведения, сроках отчета, форме отчета о практической работе. При проведении оценивание возможность формирования культуры публичных выступлений учащихся. Лабораторные работы Исследовательская работа учащихся на уроке. Формирование навыков проведения наблюдения, опыта, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, аналитическая деятельность учащихся. Проводятся на уроке. Форма записей – произволная, однако необходимо указание: № работы, темы, оборудования, отражение этапов работы, вывод. Экскурсии Особая форма урока – экскурсия. Основная цель- показать связь теоретического материала с реальными процессами, происходящими в живой природе. Формирование экологической и исследовательской культуры школьников, навыков проведения наблюдения, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, составление гербариев, коллекций, аналитическая деятельность учащихся, формируются навыки коллективной работы Экскурсию можно рассматривать как высших элемент в системе формирования практических умений и навыков. Оценивание результатов творческих отчетов учащихся. При оценивании работ биологического практикума целесообразно учитывать: Умение определять этапы работы, их выполнение. Самостоятельный подбор оборудования и материалов. Организация рабочего места. Самостоятельность и качество выполнения расчетов, схем, рисунков. Соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте. Отношение к труду, соблюдение правил трудовой дисциплины. Умение анализировать полученные результаты работы. Оформление отчета о выполненной работе. Количество лабораторных, практических работ определено ФКГОС 2004 г. , в обязательном порядке все необходимые лабораторные работы должны быть выполнены и оформлены в тетрадях обучающихся. Примерная программа по биологии содержит минимальны й переч е н ь лабораторных и практических работ. Некоторые из перечисленных в примерной программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не тре бующими для их проведения допол нительных учебных часов. Практические и лабораторные работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Отчеты по результатам обязательных практических и лабораторных работ по биологии проверяются у каждого ученика и отметки выставляются в журнал. Отметка за выполнение обучающей письменной работы выставляется на усмотрение учителя и должна носить стимулирующий характер. Для проведения лабораторных, практических работ и письменных контрольных работ рекомендуется использовать соответствующие тетради с печатной основой, тетради- тренажеры и зачетные тетради. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающ их ся Оценивание знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в соответствии с П олож ением о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, составленного и утвержденного каждой образовательной организацией самостоятельно. Методические рекомендации по составлению примерного Положения о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся опубликованы в сборник е методических рекомендаций по организации учебно- воспитательного процесса в образовательных учреждениях( г. Симферополь, 2015. КРИППО) Ведение классных журналов Заполнение классных журналов осуществляется в соответствии с Методически ми рекомендаци ями по ведению классных журналов учащихся 1- 11( 12) классов общеобразовательных организаций( Приложение к письму МОН и М РК от 04. 12. 2014 № 01- 14/ 2013) Подготовка к г осударственной( итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений по биологии Н ормативны е документ ы доступны на сайте Федерального института педагогических измерений( http: / / www. fipi. ru/ ) . Рекомендации по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ опубликованы в методическом пособии для курсов повышения квалификации учителей биологии, часть 2. И спользованию электронных о бразовательных ресурсов( ЭОР) в преподавании биологии К электронным образовательным ресурсам, можно отнести электронные приложения к учебникам, интерактивные продукты, выпускаемые на CD, а также образовательные ресурсы сети Интернет. В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования: Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов( ФЦИОР) – http: / / fcior. edu. ru Содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов( ЕК ЦОР) – http: / / school- collection. edu. ru Содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др О рганизация работы кабинета биологии Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005 г. № 03- 417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений». Обращаем внимание, что данный документ выполняет функцию ориентира в создании целостной предметно- развивающей среды, федеральные требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений. Полный перечень оснащения по биологии для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования, опубликован на российском образовательном портале Министерства образования и науки РФ http: / / school. edu. ru/ . Данный Перечень составлен на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта и его развития в Стандарте общего образования второго поколения( Материал РАО 2005- 2008) . Перечень имеет статус методических рекомендаций Минобрнауки. Приоритетные направления преподавания биологии в общеобразовательной школе В условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в преподавании биологии приоритетными становятся следующие ориентиры. - Н аличие преемственности и внутрипредметных связей в содержании курса биологии на разных ступенях образования определяет необходимость их учета в методике преподавания курса, усилению внимания к организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся при знакомстве с содержанием, которое уже изучалось школьниками на предыдущей ступени образования. - У чет межпредметных связей в методике преподавания биологии позволяет более рационально организовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием, перенести акцент с репродуктивных методов на продуктивные, творческие при работе с уже знакомым учащимся содержанием. - П редставленные в стандарте личностноориентированный, деятельностный и практикоориентированный подходы, определяют необходимость совершенствования методики преподавания курса биологии, нацеленности ее на отбор содержания, личностнозначимого для ученика, востребованного в его повседневной жизни, выполнение соответствующих упражнений и заданий; усиление внимания к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников в ходе проведения лабораторных и практических работ, выполнения исследовательских заданий. Так, в примерной программе предусмотрено увеличение числа лабораторных и практических работ, которые целесообразно проводить при изучении нового материала, организуя исследовательскую( а не репродуктивную) деятельность учащихся. Заведующая центром качества образования Терехова А. В. Использованные источники Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. : Просвещение. 2010( 2012) гг. Фундаментальное ядро содержания/ Рос. а кад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 4- у изд. . , доработ. - М. : Просвещение, 2011- 79с. - ( Стандарты второго поколения) . Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [ сост. Е. С. Савинов] . - М. : Просвещение, 2011. - 342с. - ( Стандарты второго поколения) . Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5- 9 классы: - М. Просвещение. 2011. - ( Стандарт второго поколения) . Рабочая программа по учебному предмету: разработка, экспертиза, утверждение: пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений общего образования/ А. А. Журин. - М. : Вентана- Граф, 2012. - 160 с. ( Современное образование) Основное общее образование: федеральный государственных стандарт: сборник нормативных материалов. - М. : Вентана- граф, 2012. - 160 с. - ( Современное образование) Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Е. В. Чернобай. - М. : Просвещение, 2012. - 56с. - ( Работаем по новым стандартам) . Браверман Э. М. Формы занятий с использованием компьютерных технологий. Основная школа. - 80 с. : ил. Иванова Е. О. , Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. - 192 с. Интернет- ресурсы Сайт Министерство образования и науки РФ www. mon. gov. ru( нормативно- правовое поле ФЕОС ООО) . Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения http: / / www. standart. edu. ru( нормативно- правовое поле ФЕОС ООО, ведеолекции, методические рекомендации) . Сайт Федерального агентства по образованию www. ed. gov. ru( нормативно- правовое поле ФЕОС ООО) . Сайт издательство «Просвещение» http: / / www. prosv. ru( серия литературы «Работаем по новым стандартам», видеолекции, методические рекомендации) Сайт Российского общеобразовательного Портал http: / / www. school. edu. ru/ default. asp( обмен педагогическим опытом, практические рекомендации) . Сайт Всероссийского образовательного портала Сеть творческих учителей www. it- n. ru- обмен опытом, размещение методических разработок, проведение различных дистанционный курсов, мастер- классов по информационному совершенствованию цифровых ресурсов. По итоговой аттестации дополнительную информацию можно найти на сайтах: www. fipi. ru( раздел «Итоговая аттестация») , www. drofa. ru, www. vgf. ru Приложение 1 Перечень Авторских программ курсов по выбору, учебных пособий, допущенных к использованию в учебно- воспитательном процессе в общеобразовательных учреждениях АР Крым Программа спецкурса «Практикум по анатомии» для 8- 9 кл. ( Яровая) Протокол № 2- 7 от 23. 04. 03г. Программа спецкурса «Ботаника с основами медицины»( Казаков В. В. ) Протокол № 2- 7 от 23. 04. 03г. Программа спецкурса «Зоология с основами медицины»( Казаков В. В. ) Протокол № 2- 7 от 23. 04. 03г. Программа спецкурса « Универсал ьные свойства живых органи змов »( 68час. – 10 кл. , 68час. –11 кл. ) Трещевой Н. В. ( ОШ I- III ступеней № 10 г. Симферополь) , Протокол № 5/ 5от 29. 10. 03г. Программа элективного курса «Экология» для 8- 9 кл. ( Нетронина О. В. Гимназия №11 им К. А. Тренева г. Симферополь) Программа факультативного курса «Основы экологии» для учащихся 8- 9 классов Автор: Карамелева Е. Ю. К урса по выбору « П рирода Северного Крыма »( 8- 9 класс) Авторы: Яненко О. А. , Николаенко В. В. П рограмм а курса по выбору для ОУЗ «Основы экологии, 6- 9 классы» Автор: Копыстко С. Б. Программа спецкурса «Историческое развитие органического мира»( 11 класс) Авторы: Ушакова Е. Н. , Глухова С. Н. Программа интегрированного элективного курса «ПРИРОДА ЧЕРНОГО И АЗОВСКОГО МОРЕЙ»( 10- 11 класс, 34 часа) Автор: к. б. н. Вишневский С. О.
БИОЛОГИЯ Критерии и нормы оценки ЗУН учащегося( уча щей ся) Общедидактические При оценивании ЗУН учащегося по биологии учитывается: уровень овладения биологическими понятиями, которые являются важной составляющей общечеловеческой культуры; объем воспроизведения знаний, уровень понимания учебного материала; самостоятельность суждений, систематизация и глубина знаний; действенность знаний, умение применять их в практической деятельности с целью решения практических задач; умение делать выводы и обобщения на основе практической деятельности; уровень овладения практическими умениями и навыками наблюдения и исследования природы. Отметка «5» выставляется, если учащийся: демонстрирует системные знания всег о объёма программного материала по биологии, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях; самостоятельно анализирует биологические явления и процессы, выражает личную позицию; у ме ет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров; обобща ет, дела ет выводы, устанавлива ет межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания для выполнения сложных задач и в незнакомой ситуации; находит и использует дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; умеет выделить проблему и определить пути ее решения, принимать решения, аргументировать свое отношение к разным взглядам на объект изучения, участвует в дискуссиях, решении проблемных вопросов при воспроизведении изученного материала не допускает ошибок и недочётов, при устных ответах устран яет отдельны е неточност и с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюд ает культур у устной речи. Отметка «4» выставляется, если учащийся: демонстрирует з нание всего изученного программного материала, отвечает на поставленные вопросы, анализирует информацию, с помощью учителя устанавливает причинно- следственные связи; у ме ет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров, обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять пол ученные знания на практике; самостоятельно решает типовые биологические упражнения и задачи; использует знания в стандартных ситуациях; исправляет ошибки; умеет работать со схемами, графиками, рисунками, таблицами, атласами- определителями, натуральными биологическими объектами и их моделями; выполняет простые биологические исследования и объясняет их результаты; допускает н езначительные( негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюд ает основны е правил а культуры устной и письменной речи; демонстрирует ценностное отношение к живой природе. Отметка «3» выставляется, если учащийся: демонстрирует з нание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, самостоятельно, но неполно воспроизводит учебный материал, отвечает на отдельные вопросы, частично дополняет ответ примерами, приведенными в учебнике; в целом правильно употребляет биологические термины, по плану характеризует строение и функции отдельных биологических объектов с незначительными неточностями, решает простые типичные биологические упражнения и задачи по образцу; при воспроизведении изученного материала допускает груб ые ошибки, нескольких негрубых, незначительно не соблюд ает основны е правил а культуры устной речи. Отметка «2» выставляется, если учащийся: демонстрирует з нание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале. воспроизводит отдельные факты с помощью учителя или с использованием учебника( рабочей тетради) ; показывает о тсутствие умений работать на уровне воспроизведения, характеризует отдельные признаки биологических объектов; отвечает на вопросы, требующие однословного ответа( например, « да » или « нет ») , испытывает затруднения при ответах на стандартные вопросы, допускает существенные биологические ошибки; при воспроизведении изученного материала допускает нескольких грубых и большо е количество негрубых ошибок, не соблюд ает основны е правил а культуры устной речи. Отметка « 1 » выставляется, если учащийся: н е ответил ни на один из поставленны х вопрос ов, не выполнил задание. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся. У стный ответ Отметка «5» выставляется, если ученик: п оказывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; у меет составить полный и правильный ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи( на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал, формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; Отметка «5» выставляется, если ученик: м ожет при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов. самостоятельно, уверенн о и безошибочно примен яет полученные знания при решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Отметка «4» выставляется, если ученик: п оказывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий, но допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений; м атериал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя; у меет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, у станавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использовать при ответе научные термины; обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником. Отметка «3» выставляется, если ученик: усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий. Отметка «3» выставляется, если ученик испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну- две грубые ошибки. не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником. Отметка «2» выставляется, если ученик: н е усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений. и меет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу. п ри ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Отметка «1» выставляется в случае: ученик н е ответил ни на один из поставленны х вопрос ов Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа. Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся. С амостоятельные письменные и контрольные работы Отметка «5» выставляется, если ученик: в ыполняет работу без ошибок и/ или/ допускает не более одного недочёта; с облюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. Отметка «4» выставляется, если ученик: в ыполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и/ или/ не более двух недочётов; с облюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей. Отметка «3» выставляется, если ученик: п равильно выполняет не менее половины работы; д опускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов; д опускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «2» выставляется, если ученик: п равильно выполняет менее половины письменной работы; д опускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; д опускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «1» выставляется в случае: п равильно выполняет менее 1/ 3 письменной работы; д опускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «2»; д опускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Примечание- учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа вы полнена в оригинальном варианте- оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников. Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся. П ра ктические и лабораторные работы Отметка «5» выставляется, если: п равильно и самостоятельно определяет цель работ ы; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой' последовательности проведения опытов, измерений. с амостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ ы необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов. г рамотно, логично описывает ход практическ ой( лабораторн ой) работ ы, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. п роявляет организационно- трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ. Отметка «4» выставляется, если ученик: в ыполняет практическую( лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на" 5" , но допускает в вычислениях, измерениях не более тр ех недочёт ов или одну негрубую ошибку и один недочёт. п ри оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении. Отметка «3» выставляется, если ученик: п равильно выполняет работу не менее, чем на 50% , однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы. п одбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения. п роводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок( в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т. д. ) , не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения. д опускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя. Отметка «2» выставляется, если ученик: н е определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы. д опускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно. Отметка «1» выставляется в случае, если: ученик знает правила безопасности во врем я проведения практических работ. В ыполняет простейшие исследования под руководством учителя Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся. Н аблюдение за объекто м. Отметка «5» выставляется, если ученик: п равильно проводит наблюдение по заданию учителя; в ыделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса; г рамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы. Отметка «4» выставляется, если ученик: п равильно проводит наблюдение по заданию учителя; д опускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, п роцесса называет второстепенные; н ебрежно и ли неточно оформляет результаты наблюдений. Отметка «3» выставляется, если ученик: д опускает одну- две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя; п ри выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет только некоторые из них; д опускает одну- две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов. Отмет ка «2» выставляется, если ученик: д опускает три- четыре грубые ошибки при проведении наблюдений по заданию учителя; н еправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса; д опускает три- четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов. Отметка «1» выставляется в случае: выполняет простейшие наблюдения под руководством учителя; н еправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса; д опускает более четырех грубы х ошиб ок в оформлении результатов наблюдений и выводов. Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта. Общая классификация ошибок При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки( грубые и негрубые) , недочёты в соответствии с возрастом учащихся. Грубые ошибки незнание определения основных понятий, закон ов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц; неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения; неумение применить знания для решения задач, объяснения явления; неумение читать и строить графики, принципиальные схемы; неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов; неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником; нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам. Негрубые ошибки неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1- 3 из этих признаков второстепенными; ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с опре делением цены деления шкалы; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования; ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика; нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа( нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными) ; нерациональные методы работы со справочной литературой; - неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. Недочёт ы нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий; арифметические ошибки в вычислениях; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц; орфографические и пунктационные ошибки. Заведующая центром качества образования Терехова А. В.