a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации для учителей химии

Опубликовано: 2016-02-12 00:57:24

Об особенностях преподавания химии в 2015/ 2016 учебном году I. Нормативные документы и методические материалы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по химии( п риложение 1) . II. Особенности преподавания химии в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования( 2004г) . В 2015 – 2016 учебном году изучение предмета «химии» в общеобразовательных учреждений Республики Крым, как и в прошлом учебном году, будет осуществляться в соответствии с требованиями Федерального БУП 2004 г. , разработанного на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года. Учителям( преподавателям) химии следует ориентироваться на нормативно- правовое и инструктивно- методическое обеспечение федерального уровня( п риложение 1) . Организация обучения химии по ФГОС ООО( второе поколение) в образовательных организациях в обязательном порядке будет осуществляться только с 2018 года. На изуче ние учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Республики Крым в соответствии с нормативными федеральными и региональными документами предусмотрено следующее количество часов в неделю по классам: Ступень обучения( уровень изучения предмета) Количество часов в неделю по классам VIII IX X XI 2 ступень( основное общее образование) Общеобразовательный уровень 2 2- - 3 ступень( среднее( полное) общее образование) Базовый уровень- - 1 1 3 ступень( среднее( полное) общее образование) Профильный уровень- - 3 3 Основная ступень обучения( 5- 9 классы) Согласно базисному учебному( образовательному) плану на изучение химии в основной школе отводится 2 учебных часа в неделю в 8 и в 9 классах, всего 140 уроков. Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Реализации целей химического образования в основной школе способствует пропедевтическая подготовка учащихся, которая обеспечивает непрерывность и преемственность школьного химического образования, развитие учащихся средствами химии. В связи с этим и учитывая сложность, большой объем и архи важность учебного материала 8 класса для всего школьного курса изучения химии, образовательным организациям целесообразно вводить пропедевтический курс химии в объеме 1 час в неделю в 7 классе либо на преподавание предмета в 8 классе предусмотреть 3 недельных часа. Для преподавания химии в 7 классе рекомендуем: Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин. – М. : Дрофа, 2008- 2014( http: / / www. drofa. ru/ 117/ ; Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, А. К. Ахлебинина. Химия. Вводный курс. 7 класс. Программа, пособие для учителя и учащихся. – М. : Дрофа, 2008- 2014; Мир химии. 7 класс. Пособие для школьника. Пропедевтический курс. / Ткаченко Л. Т. – Ростов н/ Д: Легион, 2014; Мир химии. 7 класс. Книга для учителя. Рабочая програм ма, календарное, тематическое и поурочное планирование. / Ткаченко Л. Т. – Ростов н/ Д: Легион, 2014 Высокая интенсивность курса 8- го класса может быть с нижена за счет введения занятий элективных предметов, факультативных занятий, программы к которым могут быть разработаны непосредственно учителем. Старшая ступень обучения( 10- 11 классы) . Согласно базисному учебному( образовательному) плану( БУП 2004) на изучение химии в старшей школе на базовом уровне отводится 1 учебный час в неделю с 10 по 11 класс, всего 70 уроков. При этом в нем предусмотрен резерв свободного времени в размере 10% от общего объема часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий. Изучение химии на базовом уровне среднего( полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о химической составляющей естественно- научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Изучение химии на профильном уровне среднего( полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира; овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии; воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений; применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией. Примерное число недельных часов в учебных планах по профилю обучения Наименование профиля 10 класс 11 класс Количество часов 1 Физико- химический 3 3 2 Химико- биологический 3 3 3 Биолого- географический 1 1 4 Агротехнологический 1 1 В основу создания базисного учебного плана среднего общего образования положена идея двухуровневого( базового и профильного) государственного стандарта общего образования по каждому учебному предмету. Каждый предмет может быть представлен в учебном плане образовательной организации на базовом или профильном уровне. В рамках универсального( непрофильного) обучения предлагается изучение химии 1 час в неделю. Этого времени недостаточно для того, чтобы раскрыть основные законы и понятия химической науки. Образовательным организациям рекомендуется реализовывать двухчасовую программу по химии. Дополнительный час в неделю может быть предоставлен из часов компонента образовательной организации. Только в этом случае у обучающихся появляется возможность не проходить, а изучать, не знакомиться, а усваивать содержание базового стандарта по химии. Изучение химии в классах различного профиля возможно в нескольких вариантах. 1. На базовом уровне как самостоятельный курс в объеме 70 учебных часов( 1 час в неделю) . Этот вариант рекомендуется для следующих профилей: социально- экономического, гуманитарного, информационно- технологического, художественно- эстетического. 2. На профильном уровне в объеме 140 учебных часов( 2 часа в неделю) . Этот вариант рекомендуется для физико- математического, агротехнологического и биолого- географического профилей. 3. В качестве профильного предмета в объеме 210–350 учебных часов, т. е. 3–5 часов в неделю( за счет компонента общеобразовательной организации) . Этот вариант рекомендуется для классов химико- биологического и физико- химического профилей. В целях формирования единого предметного химического образовательного пространства в образовательных организациях рекомендуем на уровне среднего общего образования изучение учебного материала в последовательности: 10 класс – органическая химия; 11 класс – общая химия. Это представляется целесообразным, так как углубление и обобщение курса общей химии в 11 классе хорошо согласуется с итоговым повторением и закреплением материала, изученного в 8–10 классах, следует логике изложения материала УМК Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана и должно способствовать повышению уровня подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. III. Рекомендации по составлению рабочих программ по химии для общеобразовательного учреждения На основании ст. 28( п. 6) ФЗ № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » учителю химии необходимо разработать( или доработать) рабочую программу по предмету. Рабочая программа учителя должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов, примерных программ и авторских программ соответствующим действующим УМК. В качестве примерных программ необходимо использовать: Примерная программа основного общего образования/ / Вестник образования. – 2006. - № 21. Примерная программа среднего( полного) образования по химии( базовый уровень) / / Вестник образования. - 2004. - № 21. Примерная программа среднего( полного) образования( профильный уровень) / / Вестник образования. - 2004. - № 21 Примерные программы – приложение 2. В качестве авторских программ рекомендуем программы для 8- 9, 10- 11 классов, автор Н. Н. Гара, линия под редакцией Рудзитиса Г. Е. , издательство «Просвещение». Тексты указанных программ приведены в п риложении 3. Структура Рабочей программы составляется с учетом: требований федеральных государственных образовательных стандартов; обязательного минимума содержания примерных( типовых) учебных программам; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин( модулей) ; познавательных интересов учащихся; выбора педагогом необходимого комплекта учебно- методического обеспечения. При написании Рабочей программы рекомендуем использовать Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях( решение коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22. 04. 2015 № 2/ 2) – приложение 4. Структура рабочей учебной программы включает формы и средства контроля. При написании этого раздела целесообразно использовать « Методические рекомендации по составлению примерного положения о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся», «Примерное положение о системе внутренней оценки образования в ОУ», утвержденные коллегией Министерств ом образования, науки и молодежи Республики Крым( п риложение 5. ) , «Нормы выставления оценок по химии», рекомендованные КРИППО( п риложение 6) . Предлагаем Вам, в качестве примера, познакомиться с Рабочими программами учителей РК, имеющих большой и продуктивный педагогический опыт, Графкиной О. Я. , Харченко О. Л. , Эмировой Л. И. , Сушко М. П. ( п риложения 7, 8) . IV. Рекомендации по организации и проведению химического эксперимента. С полным перечнем оборудования можно познакомиться на официальном сайте http: / / school. edu. ru/ . Количество обязательных лабораторных опытов и практических работ определено ФК ГОС, п римерными программа ми основного общего образования, среднего( полного) образования по химии( базовый и профильный уровни) 2004 г. В обязательном порядке все необходимые лабораторные опыты и практические работы выполн яются учащимися индивидуально, допускается выполнение работ в парах. Каждая практичес кая работа оформляется в тетрадях для практических и контрольных работ, оценива ется учителем с выставлением оценки в ученическую тетрадь и классный журнал. Допускается использование тетрадей на печатной основе, входящих в соответствующие УМК. Исходя из возможностей материальной базы кабинетов, учитель имеет право корректировать содержание химического эксперимента, заменять лабораторные опыты, практические и экспериментальные работы другими сходными по содержанию, в соответствии с поставленными целями, увеличивать объем школьного эксперимента. Химия – наука экспериментальная, проведение программного химического эксперимента с использованием исключительно вир туальных опытов крайне нежелательно, что не исключает использование возможностей виртуальных химических лабораторий при изложении материала, закреплении, повторении, организации самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Важным моментом в формировании практико- ориентированного предметного мировоззрения обучающихся являются экскурсии, внеклассная и внеурочная работа, основанная на опытнической и проектно- исследовательской деятельности. Полезными для учителя будут пособия: 1. Кабинет химии в школе: методическое пособие/ Т. С. Назарова. – М. : Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ», 2014. – 288 с. –( Современное образование) . 2. Кабинет химии: основная документация и организация работы/ О. И. Бурцева, А. В. Гуров. – 2- е изд. , стереотип. – М. : Экзамен, 2014. – 224 с. ( Серия «Учебно- методический комплект») . В соответствии со ст. 32 и 51 Закона РФ «Об образовании» школа обязана обеспечить здоровые условия учебы и труда обучающихся и работников ОУ и несёт ответственность за их жизни и здоровье. Поэтому особые требования предъявляются к условиям функционирования кабинетов химии. Правила безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ приняты еще в 1987г. ( Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. - 1987. - № 35. - С. 2- 32) . Дополнительно эти правила опубликованы в журнал е «Химия в школе»( 2005г. , № 1, с. 50 и № 2, с. 57) и в приложении 9. Кабинет химии должен соответствовать гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений. СанПиН 2. 4. 2. 576- 96. http: / / www. docload. ru/ Basesdoc/ 10/ 10760/ index. htm ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ( в соответствии с ГОСТом 12. 0. 0004- 90 «Организация обучения безопасности труда») № п/ п Вид инструктажа Время или причины проведения Ответственный за проведение Документ для регистрации 1 Вводный На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся Зав. кабинетом, учитель Классный журнал 2 Первичный на рабочем месте Перед практической работой – правила техники безопасности при работе в кабинете химии, и с каждым вновь прибывшим учеником Зав. кабинетом, учитель Классный журнал 3 Повторный На первом уроке в каждом полугодии( триместре) Учитель Классный журнал 4 Текущий Перед проведением лабораторных и практических работ Учитель Фиксируется только для практических работ в классном журнале( учителем) и в тетрадях( учащимися) 5 Внеплановый В случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях( работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности Учитель Классный журнал 6 Целевой В случаях: а) постановки химического эксперимента на вечерах занимательной химии; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия и в химические лаборатории Учитель Специальный журнал Н а первом уроке химии в каждом классе учитель проводит вводный инструктаж по технике безопасности, о чем делается запись в графе «Что пройдено на уроке» «Инструктаж по ТБ проведен», подпись учителя, аналогичная запись делается повторно на первом уроке во втором полугодии. При проведении практических работ в журнале делается отметка о проведении текущего инструктожа в виде записи ТБ и подписи учителя в графе «Что пройдено на уроке». Данный инструктаж фиксируется учащимися в тетрадях для практических работ. При проведении внепланового инструктажа в случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях( работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности в классном журнале делается запись в графе «Что пройдено на уроке» «Инструктаж по ТБ проведен», подпись учителя В специальном журнале фиксируется целевой инструктаж по технике безопасности в случаях: а) постановки химического эксперимента на вечерах занимательной химии; б) проведения экскурсий на промышленные предпри ятия и в химические лаборатории( приложение 10) . Ведение Ж урнал а инструктажа учащихся по технике безопасности при организации уроков химии нормативными документами не предусмотрено. Возможный пример ведения такого журнала в п риложени и 11. Особое внимание необходимо уделить ведению специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров( утв. постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 644) . Приложение 12. Регистрация операций, связанных с оборотом прекурсоров, ведется по каждому наименованию прекурсор а на отдельном развернутом листе журнала регистрации. Записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение. Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров взяты с официального сайта Правительства Российской Федерации и полностью представлены в приложении 12. З апись в журнале регистрации о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных, использованных прекурсоров производится ежемесячно и документального подтверждения совершения соответствующей операции не требуется. Все журналы по технике безопасности хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. V. Государственная итоговая аттестация учащихся по химии Единый государственный экзамен по химии, будет проходит ь в штатном режиме как экзамен по выбору выпускников. По его итогам выявляется уровень освоения каждым экзаменуемым образовательных программ по химии, соответствующих федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего( полного) общего образования( утвержден в 2004 г. ) . Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ: www. fipi. ru. Для подготовки к государственной итоговой аттестации необходимо рекомендовать выпускникам пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических измерений к использованию в учебной деятельности в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ( http: / / www. fipi. ru) . Анализ результатов ЕГЭ по химии 201 5 г. показал, что особые затруднения у обучающихся вызвали вопросы, связанные с окислительно- восстановительными реакциями, электролизом расплавов и растворов, гидролизом солей, характеристикой химических свойств различных классов органических соединений, а также с решением расчетных задач( расчёты массы, объёма, количества вещества, если одно из веществ дано в избытке, нахождение молекулярной формулы вещества) . Основной государственный экзамен Государственная итоговая аттестация по химии выпускников основной школы может проводиться в 2- х формах: ОГЭ – основной государственный экзамен – процедура, аналогичная ЕГЭ, с использованием контрольно- измерительных материалов( КИМ) ; ГВЭ – государственный выпускной экзамен, проводимый в письменной и устной формах с использованием текстов, тем, заданий, билетов. VI. Предметные химические олимпиады и исследовательские конкурсы Одним из важнейших направлений внеурочной работы по предмету является подготовка к олимпиадам по химии. На заседании районных( городских) методических объединений учителей химии следует проанализировать результаты школьного, муниципального( 8- 1 1 классы) , регионального( 9- 11 класс ы) этап ов Всероссийской олимпиад ы школьников по химии, и зучить содержание программы Всероссийской олимпиады школьников по химии, организовать обмен опытом по проведению школьного этапа олимпиады и подготовке учащихся к участию в муниципальном этапе. Подготовка к региональным олимпиадам по химии должна проводиться в системе, начиная с 8( 7) класса. Необходимо задействовать внеурочные формы работы( МАН, кружковая работа, предметные экскурсии, предметные недели, летние школы, творческие практикумы, контакты с вузами Республики Крым др. ) . Полезная информация о химических олимпиадах и конкурсах для школьников, интересующихся химией, представлена в таблице: Предметные олимпиады http: / / www. chem. msu. su/ rus/ weldept. html Сайт химического факультета МГУ г. Москва( содержит ссылки на ряд конкурсов, предмет- ных олимпиад, а также тексты олимпиадных заданий разных этапов и лет) . Здесь действует «Школа Юного Химика» http: / / www. chem. msu. su/ rus/ olimp/ Дистанционная подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по химии. http: / / www. rosolymp. ru/ Официальный сайт Всероссийской олимпиады школьников http: / / chemolymp. narod. ru/ Cайт предметной олимпиады по химии Много- предметной олимпиады ПГУ" Юные таланты" http: / / olympiads. mccme. ru/ turlom/ Турнир имени М. В. Ломоносова для одаренных детей http: / / www. nanometer. ru/ Всероссийский интеллектуальный форум- олимпиада по нанотехнологиям. Много инте- р есного научно- популярного материала Предметные исследовательские конкурсы http: / / www. step- into- the- future. ru/ Программа для одаренных детей «Шаг в буду- щее». http: / / future4you. ru/ Национальная образовательная программа «Интеллектуально- творческий потенциал России». http: / / www. bfnm. ru Конкурс исследовательских работ школьников, проводящийся Благотворительным Фондом наследия Д. И. Менделеева( г. Москва) . http: / / www. eco- konkurs. ru Конкурс исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования»( г. Санкт- Петербург) http: / / vernadsky. info/ Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского Приложения, указанные в письме, будут размещены на сайте КРИППО. Методист УМЦ качества образования КРИППО Курьянова Т. Н.

НОРМЫ ВЫСТАВЛЕНИЯ О ТМЕТОК ПО ХИМИИ Контроль результатов обучения является одной из важнейших компонентов процесса обучения химии. В процессе обучения должны быть установлены четкие взаимосвязи между понятиями, формируемыми у учащихся. Именно таким образом у них создается определенная система знаний. Каждая новая тема рассматривается лишь после того, как учитель проведет контроль оценивания уровня усвоения полученных знаний для восприятия нового материала. Выполнение каких- либо упражнений по новой теме способствует более полному, осознанному усвоению материала, создает условия для формирования у учащихся системы химических понятий, логически связанных друг с другом. Контроль знаний учащихся должен проводиться учителем систематически. Виды контроля могут быть прописаны в годовом тематическом планировании, а также в плане и конспекте урока. Ориентиром для учителя химии должны быть имеющиеся в программах рубрики « Д остижение предметных, метапредметных и личностных результатов ». Классификации видов контроля результатов обучения химии По месту в учебном процессе Вводный контроль Актуализация опорных или остаточных знаний по теме Предварительный контроль осуществляют для диагностики исходного уровня знаний и умений школьников, поэтому применяется в начале учебного года, перед изучением нового раздела или темы Текущий контроль Контроль усвоения учебного материала в ходе познавательного процесса Проводится учителем на протяжении всего учебного занятия с целью отслеживания качества усвоения химических знаний и умений, рассмотренных на уроке Тематический контроль Итоговая проверка по теме учебного материала Проводится после изучения какого- либо крупного раздела курса, как правило, в конце четверти, полугодия, триместра, учебного года Итоговый контроль Вид контроля усвоения учебного материала за весь курс обучения Проводится в форме итоговой контрольной работы/ контрольного теста или в форме ГИА или ЕГЭ По форме проведения. • Индивидуальный. • Фронтальный( массовый) . По способу организации. • Устный. • Письменный. •Практический. Оценивание устного ответа Индивидуальный контроль результатов может проводиться на уроке как в форме краткого опроса с места( фронтальная контролирующая беседа) , так и в виде обстоятельной проверки знаний и умений у доски. Этот вид опроса( индивидуальный) можно проводить на этапах актуализации знаний, изучения нового материала, закрепления и совершенствования знаний и проверки усвоения нового материала. Вопросы учителя для краткого опроса должны быть лаконичны, сформулированы в понятных ученику терминах и требовать краткого ответа. Для экономии времени можно использовать карточки с вопросами, на которые ученики готовятся ответить у доски. Во время ответа учащегося для достижения устойчивого внимания класса полезно предусмотреть последующее за ответом рецензирование со стороны других учащихся, исправление допущенных ошибок, дополнение. При проведении опроса допускается задавать учащемуся наводящие вопросы для того, чтобы помочь ему сформулировать свои мысли. Могут быть и дополнительные вопросы, если они необходимы для предстоящего изучения нового материала. Во время устного ответа учащегося учитель имеет возможность задать дополнительный вопрос диагностического характера, который поможет выявить состояние знаний и умений отвечающего. Проведение устного индивидуального контроля требует от учителя собранности и внимания, так как необходимо за 5- 10 минут выявить знания учащихся в классе. Учитель обязан прокомментировать ответ ученика, указав на ошибки и отметив удачные стороны. Любой ответ должен быть замечен учителем и объективно им оценен. Необязательно ставить отметку за каждый неполный ответ. Если ученик неоднократно дополнял ответы других одноклассников, то можно поставить ему общую отметку за урок. Отметка «5»: - дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, - материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, - ответ самостоятельный- возможна одна несущественная ошибка. Отметка «4»: - дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, - материал изложен в определенной последовательности, - ответ самостоятельный- допущены 2- 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ. Отметка «3»: - дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно. Отметка «2»: - ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала, - допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «1»: - отсутствие ответа. Фронтальная контролирующая беседа обычно достаточно кратковременна. Вопросы, как и во всякой другой беседе, требуют краткого ответа, поэтому за один такой ответ ученику ставить оценку нельзя. Нужно заранее наметить тех учеников, ответ которых во время беседы хотят оценить, и задавать им целенаправленно запланированные для беседы вопросы. Однако не следует задавать подряд вопросы одному и тому же ученику. Работать должен весь класс. Фронтальная беседа может сочетаться с устным учетом знаний, когда несколько учащихся готовятся к ответу у доски. Сложность работы заключается в том, чтобы не упускать из поля зрения класс, участвующий в беседе, и учащихся, отвечающих у доски. Зачет- это метод устного контроля, когда ученикам предоставляется возможность более длительно и обстоятельно ответить на вопрос. Обычно зачет назначается во внеурочное время; класс при этом разделяется на две или три группы, которые приходят на зачет по очереди в разное время. О проведении зачета учитель сообщает заранее, чтобы учащиеся могли к нему подготовиться. Для подготовки к зачету учитель составляет вопросы, а также примерные задачи, рекомендует литературу, предварительно проверив, имеется ли она в школьной библиотеке. Сроки проведения зачета должны быть известны за местителю директора по учебно- воспитательной работе, чтобы можно было регулировать нагрузку учащихся. Классический зачет предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся во время беседы ученика с учителем. Он дает полное и точное представление об уровне обученности каждого ученика, однако отнимает много времени, что ведет к перегруженности как учителя, так и ученика. Оценивание письменной работы Письменные работы подразделяют на текущие( проверочные) и итоговые( контрольные) работы; по времени они могут занимать весь урок или его часть. К методам письменной проверки результатов обучения относятся письменная контрольная работа на 45 мин, проверочные работы на 10- 15 мин( например, решение расчетных задач) , письменные домашние задания, письменный учет знаний отдельных учащихся по карточкам, химические диктанты, задания тестового типа и т. п. Подготовка учащихся к контрольной работе чаще всего осуществляется на обобщающих уроках. О проведении контрольной работы учащихся предупреждают заранее, чтобы они могли подготовиться. Содержание контрольной работы охватывает весь наиболее важный материал контролируемой темы. В такой большой контрольной работе задания должны быть едиными для учащихся всех уровней развития. В контрольную работу рекомендуется включать разнообразные задания: обобщающие вопросы, качественные и расчетные химические задачи, цепочки превращений, тестовые, графические задания и т. д. Необходимо использовать наибольшее число вариантов. Тетради для контрольных работ являются документом, который может быть проверен администрацией школы и инспектором отдела образования, поэтому тетради для контрольных работ должны храниться в химическом кабинете в течени и учебного года. Учителю иногда довольно трудно определить степень сложности подобранных заданий. Методисты советуют воспользоваться следующим приемом. Необходимо самому выполнить эту работу, а израсходованное время для учеников 8- 9- х классов надо увеличить в 5 раз, а для старших классов- в 3 раза. Можно в ходе предварительной самостоятельной работы предложить несколько типичных заданий и проанализировать степень их выполнения. При оценивании ответа учащегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом. Отметка «5»: дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: работа выполнена неполно( но не менее чем на треть) , име ю тся не более одной существенной ошибки и 2- 3 несущественные. Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на треть, имеется несколько существенных ошибок. Отметка «1»: работа не выполнена. Возможна следующ ая систем а оценивания контрольной работы по пятибалльной системе: при выполнении учеником от 96 до 100% работы ставить оценку «5»; от 76 до 95% работы- «4»; от 50 до 75% - «3»; от 20 до 50% - «2». При полном отсутствии правильных ответов или выполнении работы менее чем на 20% ставится оценка «1». При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Все работы обязательно должны быть проверены к следующему уроку, при этом учитель должен соблюдать полную объективность. Обязателен анализ результатов письменной работы и работа над типичными ошибками. Объявление оценок и анализ работ требуют от учителя соответствующего педагогического такта. Оценивание тестовых работ Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала( урока) . Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов • нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка- оценка «4»; • две ошибки — оценка «3»; • три ошибки — оценка «2». Если оценка выставляется в форме зачет/ незачет, то зачет ставится при выполнении 70% заданий. Такая форма оценки используется, если тест содержит упражнения на распознавание. Если тест оценивается по пятибалльной системе, то стандартные критерии оценок таковы: 91- 100% - оценка «5»; 81- 90% - оценка «4»; 80- 70% - оценка «3»; ниже 70% - оценка «2». При отсутствии ученика на письменной итоговой контрольной работе Оценка умений решать расчетные задачи Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, допущено не более двух несущественных ошибок Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок. допускается существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении. Отметка «1»: отсутствие ответа на задание. Оценка экспериментальных умений( в процессе выполнения практических работ по инструкции) Практические работы по химии выполняются в тетрадях для практических работ. При оценивании отчета по выполнению практической работы особое внимание уделяется качеству и полноте самостоятельных выводов ученика. Количество практических работ определено в программе. В течение учебного года тетради для практических работ хранится в школе. Отметка «5»: Эксперимент выполнен полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами, проявлены организационно- трудовые умения( поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы) . Допущены не более двух несущественных ошибок при оформлении работы. Отметка «4»: работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами. Отметка «3»: ответ неполный, работа выполнена правильно не менее, чем наполовину, допущена существенная ошибка( в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами) , которую учащийся исправляет по требованию учителя. Допускается оформление работы без записи уравнений реакций. Эксперимент полностью выполнен в соответствии с инструкциями и правилами техники безопасности, но работа не оформлена. Отметка «2»: Выполнено менее половины работы; допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами) , которые учащийся не может исправить. Отметка «1»: работа не выполнена, полное отсутствие экспериментальных умений. Отработка практических работ не предусматривается при отсутствии учащегося на практической работе, при выполнении указанных работ на отметки «1» и «2». В исключительных случаях при отсутствии учаще гося по уважительным причинам учитель может предоставить возможность выполнить практическую работу. Оценка умений решать экспериментальные задачи При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов. Отметка «5»: План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, эксперимент выполнен полностью, дано полное объяснение и сделаны выводы. Отметка «4»: план решения составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, эксперимент выполнен полностью, допущено не более двух несущественных ошибок( в объяснении и выводах) . Отметка «3»: план решения составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, эксперимент выполнен не менее, чем наполовину, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах, эксперимент выполнен полностью, отчет не составлен допущены нарушения техники безопасности, эксперимент выполнен полностью, сделаны несущественн ые ошибк и в объяснении и выводах. Отметка «2»: допущены две и более ошибки( в плане решения, в подборе химических, реактивов и оборудования, в объяснении и выводах) . допущены нарушения техники безопасности Отметка «1»: задача не решена. не приступил к работе

Оставить комментарий: