Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы
Документы для скачивания
Методические рекомендации для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы в 201 5 –201 6 учебном году В 2015- 2016 учебном году преподавание русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым будет осуществляться: в 5- х классах – в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 г. № 1897( Зарегистрирован Минюстом России 01. 02. 2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») ; в 6- 11 классах- в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 03. 2004 № 1089 « Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования ») , а также в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273- ФЗ. Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования», с изменениями и дополнениями. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07. 07. 2005 г. № 03- 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 04. 2014 № 08- 548 « О федеральном перечне учебников». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29. 12. 2010 № 02- 600( Зарегистрирован Минюстом России 03. 03. 2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29. 06. 2011 № 85. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16. 01. 2012 № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»( в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03 июня 2011г. № 1994) . Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11. 06. 2015 г. № 555 « Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/ 2016 учебный год ». Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2- изд. - М. : Просвещение, 2009. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию от 08. 04. 2015 №1/ 15. ( 5 класс) . Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011. ( 6- 11 классы) . Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5- 9 классы. – 3- е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 112 с. ( 6- 11 классы) . Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5- 9 классы. – 2- е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. ( 6- 11 классы) . Для методического обеспечения реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рекомендуем использовать следующие пособия: 1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М. : Просвещение, 2010. 233 с. 2. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М. : Просвещение, 2010. 24 с. 4. Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования/ Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03- 296. URL: http: / / www. garant. ru( дата обращения: 25. 07. 2014) . 6. Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС: методические рекомендации/ О. В. Чуп, Н. А. Шипулина, Н. Б. Рязанова. Краснодар, 2013. 108 с. В 2015–2016 учебном году в преподавании русского языка и литературы обращаем внимание на следующие особенности. При разработке рабочих программ и составлении календарно- тематического планирования необходимо руководствоваться приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11. 06. 2015 г. № 555 « Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/ 2016 учебный год ». Количество часов на изучение русского языка и литературы в V классах, реализующих ФГОС ООО, определяется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 №1897( с изменениями) , и примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию от 08. 04. 2015 №1/ 15. Рекомендуется из школьного компонента базисного учебного плана выделить дополнительно 1 час для изучения русского языка на базовом уровне( 7- 11 классы) . В организ ацию учебного процесса необходимо включать Интернет- ресурс ы, которые помогают( в этом случае самостоятельно) обучаться школьникам по предметам «Русский язык» и «Литература». ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ http: / / www. ed. gov. ru- сайт Министерства образования РФ. http: / / www. edu. ru – Федеральный портал «Российское образование» www. fcior. edu. ru – Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов www. school- collection. edu. ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http: / / www. fipi. ru – Федеральный институт педагогических измерений РУССКИЙ ЯЗЫК http: / / rusgram. narod. ru- Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР( Институт русского языка) . http: / / www. gramota. ru- справочно- информационный интернет- портал «Русский язык». http: / / slova. ndo. ru- Крылатые слова и выражения. http: / / www. ruscorpora. ru- Национальный корпус русского языка. http: / / teneta. rinet. ru/ rus/ rj_ ogl. htm- Русский язык. http: / / www. gramma. ru- Русский язык: говорим и пишем правильно. http: / / www. ruslang. ru- Сайт Института русского языка имени В. В. Виноградова –( ИРЯ РАН) . http: / / www. slovo. zovu. ru- Словарь смыслов русского языка. http: / / www. sl ovari. ru- Электронные словари. http: / / www. gramota. ru- Справочно- информационный интернет- портал «Русский язык». http: / / www. rus. 1september. ru- Газета" Русский язык" http: / / www. language. edu. ru- Коллекция" Диктанты — русский язык" http: / / www. ruslit. ioso. ru- Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО ЛИТЕРАТУРА http: / / www. bibliogid. ru- BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки. http: / / www. wikipedia. ru- Универсальная энциклопедия «Википедия». http: / / www. krugosvet. ru- Универсальная энциклопедия « Кругосвет ». http: / / www. rubricon. ru- Энциклопеция « Рубрикон ». http: / / www. feb- web. ru- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». http: / / www. myfhology. ru- Мифологическая энциклопедия. http: / / litera. edu. ru- Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала. http: / / metlit. nm. ru- Методика преподавания литературы. http: / / pisatel. org/ old/ - Древнерусская литература. http: / / profile- edu. ru/ - Профильное обучение в старшей школе. http: / / rifma. com. ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений. http: / / slova. org. ru- Слова: поэзия Серебряного века. http: / / som. fio. ru/ - Сетевое объединение методистов. http: / / www. aleksandrpushkin. net. ru- Пушкин Александр Сергеевич. http: / / chehov. niv. ru/ - Чехов Антон Павлович. http: / / www. belinskiy. net. ru- Белинский Виссарион Григорьевич. http: / / www. bulgakov. ru- Булгаковская энциклопедия. http: / / www. chernishevskiy. net. ru- Чернышевский Николай Гаврилович. http: / / www. dobrolyubov. net. ru- Добролюбов Николай Александрович. http: / / www. fdostoevsky. ru/ - Достоевский Федор Михайлович. http: / / www. feb- web. ru- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». http: / / www. fonvisin. net. ru- Фонвизин Денис Иванович. http: / / www. foxdesign. ru/ legend/ - Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия. http: / / www. gercen. net. ru- Герцен Александр Иванович. http: / / www. goncharov. spb. ru- Иван Александрович Гончаров. http: / / www. griboedow. net. ru- Грибоедов Александр Сергеевич. http: / / www. karamzin. net. ru- Карамзин Николай Михайлович. http: / / www. krylov. net. ru- Крылов Иван Андреевич. http: / / www. kuprin. org. ru- Куприн Александр Иванович. http: / / www. lermontov. name/ - Лермонтов Михаил Юрьевич. http: / / www. levtolstoy. org. ru- Толстой Лев Николаевич. http: / / www. likt590. ru/ project/ museum/ - Виртуальный музей литературных героев. http: / / nekrasov. niv. ru/ - Некрасов Николай Алексеевич. http: / / www. domgogolya. ru/ - Гоголь Николай Васильевич. http: / / www. ostrovskiy. org. ru- Островский Александр Николаевич. http: / / www. prosv. ru/ ebooks/ Todorov_ Literat_ Olimpiadi/ 5. html http: / / www. saltykov. net. ru- Салтыков- Щедрин Михаил Евграфович. http: / / www. tolstoy. ru- Лев Толстой и «Ясная Поляна». http: / / www. turgenev. net. ru/ - Тургенев Иван Сергеевич. http: / / www. ug. ru/ - «Учительская газета». http: / / www. zhukovskiy. net. ru- Жуковский Василий Андреевич. http: / / bunin. niv. ru/ - Иван Алексеевич Бунин. http: / / www. hrono. info/ biograf/ gorkyi. html- Максим Горький http: / / www. slova. org. ru/ esenin/ index/ - Сергей Есенин. http: / / www. ahmatova. ru/ - Анна Ахматова. http: / / www. bulgakovmuseum. ru/ - Михаил Афанасьевич Булгаков. http: / / www. solgenizin. net. ru/ - Александр Исаевич Солженицын. http: / / lit. 1september. ru- Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы». http: / / www. tutchev. com/ - Тютчев Федор Иванович. С целью осуществления текущего контроля целесообразно проведение следующего количества работ: РУССКИЙ ЯЗЫК Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ Количество письменных работ по классам 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. Диктант 4 4 4 2 2 2 2 Словарный диктант 2 2 2 2 2 1 1 Контрольная работа 2 2 2 2 2 2 2 Изложение 2 2 2 2 2 2 2 Сочинение 2 2 2 3 3 3 3 Профильный Диктант 3 3 Контрольн ая работа 2 2 Сочинение 4 4 Изложение 3 3 ЛИТЕРАТУРА Виды письменных работ по уровням обучения Количество письменных работ по классам 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. К лассное сочинение 2 2 2 2 2 3 3 Д омашнее сочинение 2 2 2 2 3 3 3 Контрольная работа 1 1 1 1 1 1 1 Профильный К лассное сочинение 5 5 Д омашнее сочинение 5 5 Контрольная работа 2 2 При планировании текущего контроля в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. В процессе изучения курса литературы в 5- 11 классах общеобразовательной школы обязательным при проектировании рабочих программ учителя является выделение часов для уроков по развитию речи. В общее число часов по развитию речи( 10- 20% от общего количества часов) входят в том числе и непосредственные аудиторные творческие работы обучающихся. В процессе изучения курса «Литература» в 5- 11 классах общеобразовательной школы обязательным при проектировании рабочих программ учителя является выделение часов для уроков внеклассного чтения. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей: Предмет 5- 9 классы 10- 11 классы Русский язык- 2 рабочие тетради, - 1 тетрадь для контрольных работ. - 1 рабочая тетрадь; - 1 тетрадь для контрольных работ. Литература- 1 рабочая тетрадь, - 1 тетрадь для контрольных работ. - 1 рабочая тетрадь, - 1 тетрадь для контрольных работ. Методическое объединение учителей русского языка и литературы является структурным подразделением образовательной организации, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. В течение учебного года рекомендуется проводит ь не менее 4 заседаний мет одического объединения учителей, один практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий. Работа МО должна быть нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала учителей, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания русского языка и литературы. Необходимо обратить внимание на следующие направления работы МО: Повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей. Вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности. Изучение и эффективное использование в деятельности ШМО основополагающих нормативных документов по предмет ам. Изучение достижений передового педагогического опыта. Развитие творческого потенциала учителя. Повышение эффективности школьного урока. Развитие коммуникативной культуры педагога. Формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроке. Изучение эффективности использования учителями- предметниками различных технологий организации урока. Изучение состояния преподавания предмет ов. Организация внеурочной деятельности и внеклассной работы по предметам. Методист ы отдела русской филологии Центра филологического образования А. С. Бурдина ГБОУ ДПО РК КРИППО М. В. Декусарова
НОРМЫ ОЦЕНКИ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, учащихся по русскому языку. Развернутый ответ уче ника должен представлять собой связное, логически последо вательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных слу чаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться сле дующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) сте пень осознанности, понимания изученного; Отметка Степень выполнения учащимся общих требований к ответу «5» 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка. «4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1- 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1- 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. «3» ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. «2» если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. «1» ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала, отказывается от ответа без объяснения причин. 3) языковое оформ ление ответа. Отметка( «5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ( когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время) , но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока( выводится поурочный балл) , при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ Отметка Степень выполнения учащимся общих требований к ответу «5» Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных сре дств в р аскрытии идейно- эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико- литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью. «4» Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико- литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе. «3» Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста. «2» Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных сре дств в р аскрытии идейно- эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико- литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка. «1» Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения. Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов Отметка «5»( отлично) ставится, если верные ответы составляют 90% - 100% от общего количества вопросов. Отметка «4»( хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов. Отметка «3»( удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50% - 70% правильных ответов. Отметка «2»( неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30% - 50% правильных ответов. Отметка «1»( очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов. ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ Диктант — одна из основных форм проверки орфографи ческой и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта Класс Контрольный диктант Словарный диктант Кол- во слов( самостоятельных и служебных) 1 Кол- во орфограмм 2 Кол- во пунктограмм Кол- во слов с непроверяемыми орфограммами 3 Кол- во слов Объяснение лексического значения слова 5 90- 100 12 2- 3 5 15- 20 1 слово 6 100- 110 16 3- 4 7 20- 25 2 слова 7 110- 120 20 4- 5 10 25- 30 3 слова 8 120- 150 24 10 10 30- 35 4 слова 9 150- 170 24 15 10 35- 40 4 слова 1 До конца первой четверти( а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. 2 Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основ ные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице. 3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись( не менее чем на двух- трех предыдущих уроках) . Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ ОТМЕТКА Число ошибок( орфографических и пунктуационных) «5» 0/ 0, 0/ 1, 1/ 0( негрубая ошибка) «4» 2/ 2, 1/ 3, 0/ 4, 3/ 0, 3/ 1( если ошибки однотипные) «3» 4/ 4, 3/ 5, 0/ 7, 5/ 4 в 5 классе; 6/ 6( если есть ошибки однотипные и негрубые) «2» 7/ 7, 6/ 8, 5/ 9, 8/ 6 «1» при большем количестве ошибок Примечание. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор фографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную програм му; 3) на еще не изученные правила; 4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: « рапотает »( вместо работает) , « дулпо »( вместо дупло) , « мемля »( вместо земля) . При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамот ности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в словах- исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в случаях трудного различения не и ни( Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не. . . ; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др. ) ; 5) в собственных именах нерусского происхождения; 6) в случаях, когда вместо одного знака препинания по ставлен другой; 7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотип ность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических( в армии, в роще; колют, борются) и фонетических( пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое( опорное) слово или его форму( вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий- р езок) . Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок( исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного( фонетического, лекси ческого, орфографического, грамматического) задания, выстав ляются две оценки( за каждый вид работы) . При оценке выполнения дополнительных заданий рекомен дуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/ 4 заданий. Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы полнено не менее половины заданий. Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполне но более половины заданий. Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания. Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учи тываются при выведении оценки за диктант. Контрольный словарный диктант. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: Балл Количество ошибок «5» ошибки отсутствуют «4» 1- 2 ошибки «3» 3- 4 ошибки «2» 5- 6 ошибок «1» более 6 ошибок Критерии пунктуационной грамотности. Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые. К негрубым относятся: ошибки в выборе знака( употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п. ) ; ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила; ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения. Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических. Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста изложений и сочинений класс Объем текста для подробного изложения классного сочинения 5 100- 150 слов 0, 5 – 1, 0 страницы 6 150- 200 слов 1, 0 – 1, 5 страницы 7 200- 250 слов 1, 5 – 2, 0 страницы 8 250- 350 слов 2, 0 – 3, 0 страницы 9 350- 450 слов 3, 0 – 4, 0 страницы Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются: соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность и логичность изложения; правильное композиционное оформление работы. Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких- либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании. Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев: - богатство( разнообразие) словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - правильность и уместность употребления языковых средств. Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания. Показатель точности речи- умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий( например, личных и указательных местоимений) . Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи. Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами. Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы- лексические и грамматические( а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых сре дств в с оответствии с разными задачами высказывания. Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность. При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм( богатство, выразительность, точность) . При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений. Основные критерии оценки за изложение и сочинение отметка Содержание и речь Грамотность «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1- 2 речевых недочета. Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки «4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме( имеются незначительные отклонения от темы) . 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3- 4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки «3» 1. В работе допущены существенные отклонения. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк. , и ли 7 пунк. при отсутствии орфографических( в 5 кл. - 5 орф. и 4 пунк. , а также 4 грамматических ошибки «2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк. , или 5 орф. и 9 пунк. , или 9 пунк. , или 8 орф. и 5 пунк. , а также 7 грамматических ошибок ПРИМЕЧАНИЯ 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл. 2. Если объём сочинения в полтора- два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание. 3. Первая оценка( за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов». ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ Обучающие работы( различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.