a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации для педагога психолога

Опубликовано: 2016-02-12 01:10:52

Документы для скачивания

Особенности функционирования социально- психологической службы системы образования Республики Крым в 2015/ 2016 учебном году В условиях реализации в образовательных организациях Республики Крым федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС дошкольного, начального и общего образования необходимым элементом образовательного процесса школы, воспитательно- образовательного процесса дошкольного учреждения становится психолого- педагогическое сопровождение- целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально- психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка. В Республике Крым накоплен достаточный опыт психологического обеспечения решения образовательных задач, которые сохраняют свою актуальность в условиях новых образовательных стандартов, сложилась система повышения квалификации педагогов- психологов и социальных педагогов. В целях обеспечения требований ФГОС ОО, НО и ДО руководителям муниципальных органов управления образованием, директорам обще образовательных организаций и заведующим дошкольными образовательными организациями необходимо предпринять меры по сохранению, развитию и повышению эффективности системы психолого- педагогического обеспечения образовательного процесса. Нормативно- правовые основы деятельности педагога- психолога образовательной организации закреплены в следующих документах: - Федеральн ом закон е Российской Федерации от 29. 12. 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»( ст. 42) ; - Федеральном государственн ом образовательн ом стандарт е начального общего образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373( п. 28) ; - Федеральн ом государственн ом образовательн ом стандарт е основного общего образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 №1897( п. 25) ; - Федеральном государственн ом образовательн ом стандарт е среднего( полного) общего образов ания, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 05. 2012 № 413( п. 25) ; - Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 № 1155( п. п. 3. 2. 1- 3. 2. 3, 3. 2. 5, 3. 2. 6) ; - Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 12. 3014 № 1598( п. 2. 9. 8) ; - Федеральном государственном образовательном стандарте образования учащихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) , утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 12. 2014 № 1599( п. п. 1. 6, 3. 6. 4) . Профессиональный стандарт «Педагог- психолог( психолог в сфере образования) » утвержден приказом Минтруда Российской Федерации от 24. 07. 2015 г. № 514н. Согласно ст. 42 Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п сихолого- педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в Республике Крым оказывается в ГБУ ОО «Крымский республиканский центр психолого- педагогического и медико- социального сопровождения»( ГБУ ОО КРЦ ППМСС) , а также педагогами- психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Психологическое- педагогическое сопровождение является неотъемлемой составляющей образовательного процесса и призвано обеспечить выполнение требований ФГОС к психолого- педагогическим условиям реализации основн ых образовательн ых программ дошкольного, начального, основного общего образования: •  обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на всех ступенях общего образования с учётом возрастн ых и индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся; •  формирование и развитие психолого- педагогической компетентности участников образовательного процесса; •  обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса. В условиях реализации ФГОС ОО организация деятельности педагога- психолога( социально- психологической службы общеобразовательной организации или муниципального образования) может осуществляться на основе разных моделей, которые выбирает образовательная организация( ОО) совместно с муниципальными органами образования исходя из имеющихся возможностей и условий: модель со штатным специалистом ОО и модель сетевого взаимодействия. Система психолого- педагогического обеспечения образования в Республике Крым представлена педагогами- психологами и социальными педагогами образовательных организаций всех типов и видов, муниципальными и республиканской методическими службами. В условиях перехода образовательных организаций на новую систему финансирования психологическое сопровождение обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС может быть обеспечено как в рамках штатного расписания образовательных организаций( в рамках нормативного финансирования) , так и путем привлечения на договорной основе специалистов ГБУ ОО КРМЦ ППМСС( часть 4 ст. 42 Закон об образовании) , педагогов- психологов иных учреждений. Роль педагога- психолога в разработке и реализации основной образовательной программы ОО При любой организационной модели педагог- психолог включён в разработку и реализацию основной образо вательной программы( таблица 1) , поскольку является полноправным участником образовательного процесса. Он тесно сотрудничает с другими специалистами службы комплексного сопровождения: социальными педагогами, учителями- логопедами, учителями- дефектологами, тьюторами, у частвует в решении проблем и задач развития конкретных детей и детских коллективов совместно с педагогами, прежде всего, с классными руководителями. Таблица 1 Раздел ООП Компоненты раздела Роль педагога- психолога Целевой Пояснительная записка- характеристика психолого- педагогических особенностей развития обучающихся в соответствии с возрастом Планируемые результаты Система оценки- стартовая диагностика- мониторинг личностных результатов- диагностика метапредметных результатов( по потребности) Содержательный Программа развития УУД- участие в разработке и реализации программы формирования и развития УУД Программы отдельных учебных предметов, курсов- экспертиза рабочих программ с позиции системно- деятельностного подхода Программа воспитания и социализации  - участие в разработке и реализации программы воспитания и социализации Программа коррекционной работы  - участие в разработке и реализации программы коррекционной работы Организационный Учебный план( предметные области и учебные предметы) - реализация коррекционно- р азвивающих и профилактических программ через внеурочную деятельность Система условий реализации ООП- система пси хологического сопровождения в ОО Роль педагога- психолога в оценке метапредметных и личностных результатов Педагог- п сихолог в школе традиционно выполняет диагностические функции, обладает необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте и имеет определенные средства, возможности для осуществления такого рода деятельности. Возможны раз лич ные варианты включения педагога- психолога в оценку метапредметных и личностных результатов в зависимости от типа образовательной организации, основной образовательной программы. Диагностическая деятельность педагога- психолога реализуется в системе внутренней оценки образовательных результатов, предполагает распределение обязанностей между психологом и педагогом. Роль педагога- психолога ОУ в оценке метапредметных и личностных результатов представлена в таблице 2. Таблица 2 Вид диагности- ческой процедуры Цель Перио дичность Средства( методы и формы) оценки образовательных результатов Результат и форма фиксации Примечания Стартовая диагностика первоклассников, пятикласс- ников( как начало внутри- школьного мониторинга) Выявление предпосылок формирования и развития УУД( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) Основа для отслеживания динамики образовательных результатов. 1я четверть 1 х и 5х кл. ( либо конец 4 го кл. ) Программа стартовой диагностики первоклассников Методические материалы по стартовой диагностике 5- классников Неперсонифицированная оценка( внутренняя оценка) Результаты фиксируются в документации педагога- психолога, представляются в обобщенном виде К проведению методик психологической диагностики могут привлекаться педагоги, прошедшие специальную подготовку, при этом результаты диагностики интерпретируются педагогом- психологом Оценка личностных результатов( внутришколь- ный монито- ринг образова- тельных достижений) Динамическое отслеживание личностных результатов всех обучающихся с 1 по 9 классы 1 раз в год Методы и методики оценки личностных результатов Обобщенная оценка( неперсонифицированная) Результаты фиксируются в документации педагога- психолога, представляются в обобщенном виде Результаты психологической диагностики следует согласовывать с результатами педагогической диагностики, проводимой педагогами, в рамках оценки результативности программ воспитания и социализации Оценка метапредметных результатов( внутришкольный мониторинг образовательных достижений) Динамическое отслеживание метапредметных результатов( регулятивных, познавательных, коммуникативных) 1 раз в год( конец учебного года) Методы и методики оценки метапредметных результатов Обобщенная оценка Результаты фиксируются в документации педагога- психолога, представляются в обобщенном виде Педагог- психолог может выступать как эксперт заданий проводимой педагогической диагностики метапредметных результатов( с позиции развивающих задач) С одержание и средства психологического обеспечения обучающей деятельности в условиях введения и реализации ФГОС В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования, актуальной задачей становится организация соответствующего психологического обеспечения обучающей деятельности, ориентированной на достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов. Содержание психологического обеспечения обучающей деятельности в условиях введения и реализации ФГОС представлено в таблице 3. Таблица 3 № Задачи Средства Примечания 1 Диагностика уровня готовности педагогов к реализации ФГОС- диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению ФГОС», анкеты и др. Может проводиться на муниципальном уровне 2 Участие в методическом обеспечении и реализации программы корпоративного обучения- программы корпоративного обучения Разрабатываются с учетом специфики О О 3 Экспертиза обучающей деятельности с позиции системно- деятельностного подхода( уроков, рабочих программ, программ формирования и развития УУД) - перечень критериев и показателей для анализа рабочих программ на соответствие требованиям ФГОС- листы оценки урока в рамках системно- д еятельностного подхода Педагог- психолог является экспертом в оценке развивающих задач образовательной деятельности 4 Участие в проектировании уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО( в разных технологиях) - технологические карты урока Осуществляется в режиме профессионального консультирования педагогов 5 Сопровождение построения индивидуальных образовательных маршрутов школьников в учебной и внеучебной деятельности- методики для диагностики индивидуальных особенностей ребенка- психологическое сопровождение портфолио- рекомендации для обучающихся, родителей и педагогов Осуществляется в рамках консультирования педагогов, учеников, родителей 6 Участие в разработке и реализации программы формирования и развития УУД образовательного учреждения- развивающие программы, направленные на развитие конкретных групп УУД Могут проводиться как внеурочная деятельность С одержание и средства психологического обеспечения программы воспитания и социализации Реализация программы воспитания и социализации предполагают совместную работу педагога- психолога, педагогов и воспитателей: - по формированию уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся; - по освоению обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; - по формированию готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями  и способностями, с учётом потребностей  рынка труда; - по формированию и развитию знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью  сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; - по формированию экологической культуры. Систематическая работа по сопровождению программы воспитания и социализации осуществляется педагогом- психологом посредством следующих видов деятельности: - экспертиз а воспитательной деятельности с позиций системно- деятельностного подхода; - участи е в проектировании воспитательных мероприятий с последующей супервизией деятельности; - реализаци я развивающих, профилактических программ по отдельным направлениям воспитания и социализации. Роль педагога- психолога в реализации программы воспитания и социализации представлена в таблице 4. Таблица 4 № Задачи Средства Примечания 1 Экспертиза воспитательной деятельности с позиций системно- деятельностного подхода( воспитательных мероприятий по духовно- нравственному развитию, воспитанию и социализации; программы воспитания и социализации ОУ) - листы оценки воспитательных мероприятий в рамках системно- деятельностного подхода- критерии и показатели для анализа программы воспитания и социализации Могут разрабатываться специалистами самостоятельно 2 Участие в проектировании воспитательных мероприятий с последующей супервизией деятельности- листы проектирования воспитательных мероприятий с позиций решения развивающих задач Осуществляется в рамках консультирования 3 Участие в разработке и реализации программы воспитания и социализации- развивающие и профилактические программы в соответствии с основными задачами воспитания и социализации( программы социально- коммуникативной компетентности, готовности к выбору профессиональной деятельности, профилактики употребления ПАВ и др. ) Могут проводиться как внеурочная деятельность С одержание и средства психологического обеспечения программы коррекционной работы Среди направлений психолого- педагогического обеспечения ФГОС особое место занимает программа коррекционной работы, направленная на « коррекцию недостатков психического и( или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и по ддержки детям данной категории». Роль педагога- психолога в психологическом обеспечении программы коррекционной работы представлена в таблице 5. Таблица 5 № Задачи Средства Примечание 1 Участие в разработке и реализации программы коррекционной работы ОУ- программы коррекционной работы в классах СКК Разрабатываются при наличии в О О классов СКК 2 Участие в работе психолого- медико- педагогического консилиума( ПМПк) - положение о ПМПк( с внесенными изменениями) - план и график проведения ПМПК- заключения специалистов- карта развития обучающегося- диагностические методики Предполагает взаимодействие всех педагогических работников О О 3 Реализация коррекционно- развивающих программ по запросу- коррекционно- развивающие программы В рамках реализации психолого- педагогических условий ООП 4 Участие в проектировании коррекционно- развивающей работы на уроке или внеклассных мероприятиях с последующей супервизией деятельности- рекомендации по включению коррекционной работы в уроки и внеклассные мероприятия В рамках реализации психолого- педагогических условий ООП 5 Информирование родителей, мотивирование их на работу с профильными специалистами- информация об учреждениях, куда могут обратиться родители за консультацией В рамках реализации психолого- педагогических условий ООП 6 Помощь школьникам в адаптационные периоды- адаптационные программы- диагностические методики В рамках реализации психолого- педагогических условий ООП Организация деятельности педагога- психолога и социального педагога в условиях введения ФГОС Организация деятельности педагога- психолога и социального педагога в условиях введения ФГОС опирается на сложившиеся модели институционального уровня, сформированные требования к ведению документации, учету норм времени на выполнение различных видов работ, показателей эффективности деятельности педаг ога- психолога, социального педагога и других условий и не претерпела существенных изменений. Д еятельность педагога- психолога регламентируется нормативно- правовыми документами, которые можно разделить на три группы: федеральные, региональные, муниципальные документы, а также локальные акты и рабочие документы самой образовательной организации. Перечень нормативно- правовых актов, регламентирующих деятельность педагога- психолога в образовании 1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 1989; ратифицирована Верховным Советом СССР 13. 06. 1990. 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования РФ от 11. 02. 2002 № 393. 3. Методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся в учебно- воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования РФ от 27. 06. 2003 № 28- 51- 513/ 16. 4. О введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30. 11. 1989 № 247/ 18- 21. 5. О введении должности школьного психолога в учреждения народного образования. Письмо Госкомитета СССР по народному образованию от 27. 04. 1989 № 16. 6. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. Письмо Минобразования РФ от 07. 04. 99 № 70/ 23- 16. 7. О психолого- медико- педагогическом консилиуме( ПМПК) образовательного учреждения. Письмо Минобра 7 зования РФ от 27. 03. 2000 № 27/ 901- 6. 8. О режиме работы педагога- психолога. Комментарии профсоюза работников народного образования и науки РФ( журнал «Образова ние в документах», 2005, № 10) . 9. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации. Решение коллегии Минобразования РФ от 29. 03. 1995 № 7/ 1. 1 0. Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 17. 02. 2004 № 14- 51- 36/ 13. 11. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Письмо Минобразования РФ от 21. 05. 2004 № 14- 51- 140/ 13. 1 2. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Приказ Минобразования РФ от 27. 03. 2006 № 969. 1 3. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Постановление Минтруда РФ от 27. 09. 1996 № 1. 1 4. Об утверждении тарифно- квалификационных характеристик( требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей. Приказ Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 31. 08. 1995 № 463/ 12/ 68. 1 5. Об учителях- логопедах и педагогах- психологах учреждений образования. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 22. 01. 1998 № 20- 58- 07 ин/ 20- 4. 1 6. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Приложение к приказу Минобразования РФ от 22. 10. 99 г. № 636. 17. Этический кодекс педагога- психолога службы практической психологии образования России. Весь перечень документов должен быть в наличии у специалиста в кабинете. Среди локальных актов образовательной организации должны быть должностн ые инструкци и педагога- психолога и социального педагога( разрабатывается в ОО на основе федеральных и региональных документов) , Положение о психолого- медико- педагогическом консилиуме( ПМПк) образовательной организации и др. В связи с введением ФГОС в образовательной организации должны быть внесены изменения в ранее разработанные должностн ые инструкции педагога- психолога и социального педагога. В условиях введения и реализации ФГОС в образовательной организации должны быть представлены такие формы психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса, как профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза и др. Значимыми формами деятельности педагога- психолога в современных условиях становятся экспертиза и участие в проектировании образовательной деятельности. Документация педагог а- психолог а В условиях введения ФГОС остаются прежними основные формы общей и специальной документации, которую ведет специалист. Вся документация педагога- психолога делится на общую( формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную( документация для «служебного пользования») . Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога- психолог а и может являться открытой для различных представителей контролирующих инстанций. К ней относятся: план работы( на учебный год) , график работы, журнал учета видов деятельности, отчет о работе( за учебный год) , программы факультативов, коррекционных и/ или развивающих занятий, профилактических программ, тренингов, тематические планы мероприятий по психологическому просвещению, отчеты по результатам диагностических обследований, паспорт кабинета педагога- психолога. Кроме документации общего характера, педагог- психолог ведет документацию «для служебного пользования». Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов( психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц( в сейфе, закрытом шкафу) . На основании «документов служебного пользования» педагог- психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей. К этой документации относятся: протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики( групповой и индивидуальной) ; записи наблюдений из журнала консультаций; наблюдения за детьми во время коррекционн о- развивающих занятий; психологические карты развития ребенка и т. п. С пецифика организационно- управленческого аспекта деятельности педагога- психолога в условиях разработки и реализации ООП ОО Педагог- психолог системы образования имеет двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям. В условиях введения и реализации ФГОС ОО представляют интерес две организационные модели в образовательных организациях: модель управления, преимущественно ориентированная на задачи адаптивной стратегии деятельности службы сопровождени я, и проектная модель управления. Первая – модель управления, которая в большей степени ориентирована на задачи адаптивной стратегии деятельности службы психолого- медико- педагогического и социального сопровождения. Основным координирующим органом выступает психолого- медико- педагогический консилиум( ПМПк) . К достоинствам этой модели следует отнести то, что она служит неплохой формой объединения усилий специалистов службы со всем педагогическим составом, задействованным в решении проблемы. При этом, согласно положению, «целью ПМПк является обеспечение диагностико- коррекционного психолого- медико- педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей( обучающихся, воспитанников) ». Таким образом, заведомо сужается круг задач, в решение которых может включиться специалист службы сопровождения. Кроме того, отсутствуют оперативны е форм ы координации деятельности. В проектной модели управления характерным является то, что специалисты службы изначально включены в команду, работающую по какому- то обозначенному на педсовете направлению. Проблемная группа разрабатывает цели и задачи, виды и основные формы работы. Проблемная группа составляет регламент мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Во время определения направлений работы специалист службы сразу выступает в активной позиции. Он предлагает свою оценку проблемной ситуации наряду с другими специалистами, формулирует возможные варианты решения и т. п. Он не столько ждет запроса, сколько активно формулирует его, в том числе и для себя. При реализации подобной модели с нимается проблема адекватности запроса, его отсутствия и пр. , на которые так часто сетуют специалисты службы сопровождения. На основании плана работ проблемной группы специалист службы сопровождения выстраивает индивидуальный план своей деятельности. Психолог может работать в нескольких проблемн ых групп ах. При реализации любой из указанных моделей целесообразно сохранить и традиционные виды работ педагога- психолога. Литература по психолого- педагогическому сопровождению введения и реализации ФГОС Диагностическая работа психолога в школе. Компакт- диск для компьютера: Методики. Анкеты. Тесты. Авторы- составители:   Билык Н. И. Издательство:   Учитель, 2015. С ерия:   В помощь школьному психологу. Организация и развитие психологической службы в аспекте ФГОС. Авторы- составители:   Юркова Н. В. И здательство:   Учитель, 2015. Серия:   ФГОС. Управление образовательным процессом. Портфолио школьного психолога. Портфолио психолога детского сада. Компакт- диск для компьютера: Конструктор. Технология формирования. Модели, шаблоны, примеры. Авторы- составители:   Билык Н. И. ,   Меттус Е. В. ,   Хохлова Я. В.   и др. Издательство: Учитель, 2015. Серия:   Электронное портфолио педагога. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1- 4 классов. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития/ сост. И. В. Возняк( и др. ) . – Волгоград: Учитель, 2015. – 83 с. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 5- 9 классов. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития/ сост. И. В. Возняк( и др. ) . – Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с. Психолого- педагогическое сопровождение деятельности учителя: мониторинг, анализ, консультации; электронный диагностический комплекс. Комплект книга+ диск. Составители:   Возняк И. В. ,   Узянова И. М. Издательство:   Учитель, 2015. Серия:   В помощь школьному психологу с мультимедийным сопровождением Рабочая программа педагога- психолога ДОО. Авторы- составители:   Афонькина Ю. А. Издательство:   Учитель, 2015. Серия:   ФГОС ДО: практика реализации. Планирование образовательной деятельности. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях ведения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность Составители:   Возняк И. В.   и др. Издательство:   Учитель, 2015. Серия:   Методическая лаборатория. Литература в помощь молодому специалисту 1. Абрамова Г. С. Практическая психология. – Екатеринбург, 1998. 2. Активные методы в работе школьного психолога/ под ред. И. В. Дубровиной. – Киров, 1991. 3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М. , 1997. 4. Битянова М. Р. Психологическая работа в начальной школе. – М. , 1998. 5. Диагностика школьной дезадаптации: для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения/ под ред. С. А. Беличевой. – М. , 1995. 6. Диагностическая и коррекционная работа школьно го психолога/ под ред. И. В. Дубровиной. – М. , 1987. 7. Дубровина И. В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М. , 1998. 8. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М. , 1991. 9. Дубровина И. В. , Акимова М. К. и др. Рабочая книга школьного психолога. – М. , 1991. 1 0. Клюева Н. В. Психологическое о беспечение пе дагогической деятельности: технологии работы психолога с педагогами. – Ярославль, 1998. 1 1. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2001. 1 2. Кривцова С. В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. – М. : Генезис, 2000. 1 3. Кулаков С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. – СПб. , 1996. 1 4. Метелькова Е. И. Эффективность работы психолога в образовательном учреждении/ / Вестник практиче ской психологии образования. – 2007. – № 1( 10) . – С. 64–70; № 2( 11) . – С. 30–42. 1 5. Методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся в учебно- воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России № 28- 51- 513/ 16 от 27. 06. 03. 1 6. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. – М. , 1998. 19. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития, 2002. 20. Нормативные правовые документы для педагогов- психологов образования/ сост. И. М. Каманов. – Вып 1. – М. : ТЦ Сфера, 2002. 21. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М. , 1998. 2 2. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М. , 1996. 2 3. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М. , 2000. 2 4. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М. , 2000. 2 5. Практическая психология для преподавателей/ под общ. р ед. М. К. Тутушкиной. – М. , 1997. 2 6. Практическая психология образования/ под ред. И. В. Дубровиной. – М. , 1997. 2 7. Психологическая служба школы/ под ред. И. В. Дубровиной. – М. , 1995. 2 8. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ под ред. И. В. Дубровиной. – М. , 2000. 29. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ под ред. И. В. Дубровиной. – М. , 1995. 3 0. Психолого- медико- педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов/ под общ. р ед. М. М. Семаго. – М. , 1999. 31. Психологическая коррекция умственного развития учащихся/ под ред. К. М. Гуревича, И. В. Дубровиной. – М. , 1990. 3 2. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности/ под ред. А. А. Деркача. – М, 1996. 3 3. Рабочая книга школьного психолога/ под ред. И. В. Дубровиной. – М. , 1991. 3 4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: в 2 т. – М. , 1998. 3 5. Самоукина Н. В. Первые шаги школьного психолога. – Дубна, 2000. 3 6. Семаго Н. Я. , Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М. , 2000. 3 7. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М. , 1995. 38. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М. , 2001. 39. Шевченко С. Г. Коррекционно- развивающее обучение: организационно- педагогические аспекты. – М. , 1999. 4 0. Я работаю психологом/ под ред. И. В. Дубровиной. – М. , 1999. Рекомендуемые периодические издания Журнал «Справочник педагога- психолога. Школа». Журнал «Справочник педагога- психолога. Детский сад». Журнал «Вестник практической психологии образования». Журнал «Образование в документах». Журнал «Школьный психолог». Газета «Школьный психолог». Рекомендуемые электронные ресурсы http: / / www. psyinfo. ru http: / / www. rospsy. ru http: / / www. spb. samopoznanie. ru http: / / www. psy. su http: / / www. vashpsixolog. ru http: / / www. psyedu. ru http: / / www. psycheya. ru http: / / www. uchmet. ru/ http: / / www. imaton. ru/ nsportal. ru Ижецкая М. Е. , заведующая отделом социально- психологической службы центра по воспитательной работе и основам здоровья

Оставить комментарий: