Методические рекомендации для учителей ОБЖ
Документы для скачивания
Методические рекомендации п о преподавани ю предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2015- 2016 учебном году. В 2015- 2016 учебном году в общеобразовательных организациях Республики Крым реализу е тся Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. При разработке учебной программы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях рекомендуем руководствоват ь ся следующими нормативными документами: Федеральный уровень. Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»( редакция от 23. 07. 2013) . Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1015 з арегистрировано в Минюсте России 01. 10. 2013 г. № 30067) . Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников( Приказ Минобрнауки РФ от 28. 12. 2010 г. № 2106) . 4. «О подготовке к новому учебному году». Методические рекомендации Минобрнауки России по организации проверки готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу нового учебного года от 20 мая 2015 г. № ВК- 1270/ 12. 5. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу основы безопасности жизнедеятельности( Письмо Департамента государственной политики и нормативно- правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 27. 04. 2007 г. № 03- 898) . Региональный уровень. 1. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05 июня 2015 г №521 «О подготовке образовательных организаций Республики Крым к новому 2015/ 2016 учебному году». 2. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11. 06. 2015 №555 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015- 2016 учебный год». Программно- методическое обеспечение и контроль по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в объеме 1 часа в неделю. В основной школе с 5 по 7 и 9 класс преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется в объеме 1 часа в неделю в каждом классе за счёт часов регионального компонента. В соответствии с вышеуказанными федеральными документами, распределение часов по ступеням обучения выглядит следующим образом: Тематический план по курсу «ОБЖ» для 5- 9. ( Комплексная программа под общей редакцией А. Т. Смирнова, 2011г) : Модуль, раздел Наименование разделов и тем Количество часов 5кл 6кл 7кл 8кл 9кл М I Основы безопасности личности, общества и государства 22 2 5 2 4 23 24 Р- 1 О c новы комплексной безопасности 22 25 16 16 12 Р- II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций- - 8 7 12 М II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 13 10 11 12 11 Р- III Основы здорового образа жизни 5 6 7 8 9 Р- IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 8 4 4 4 2 ИТОГО: 35 35 35 35 35 Федеральный компонент государственного стандарта среднего( полного) общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах. Реализа ц ия с одержания учебных целей и задач по основам жизнедеятельности осуществляется на базовом уровне. Для изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендуем при разработке учебной программы руководствоваться программ ой( издания Москва «Просвещение» 2014 год) утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации( соответствует требованиям ФГОС) . Д ля 10- 11 классов предусмотрено 140 часов( по 2 часа в неделю в каждом классе) . Кроме того, после окончания учебного года в 10 классе с учащимися( гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) предусмотрено проведение учебных сборов в течени е 5 дней( 35ч) . В соответствии с положениями нормативно- правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе( Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. №481) раздел 7 программы «Основы военной службы»( III модуль) изучается в обязательном порядке только с учащимися- гражданами мужского пола. ( Подготовка старшеклассниц по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке) . В то время когда юноши – старшеклассники изучают раздел «Основы военной службы», со старшеклассницами в обязательном порядке проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний. ( Программа «Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»( для старшеклассниц) , Москва «Просвещение» 2014 г. стр. 60) . Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе завершается итоговой аттестацией. В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 года № 08- 548 «О федеральном перечне учебников», «организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности, приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных( допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/ 2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г № 1067». Нормативы контрольных работ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Согласно вступившему в силу с 1 сентября 2013 года новому Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» промежуточная аттестация обучающихся – это компетенция образовательной организации. Количество письменных контрольных работ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» утверждается локальными нормативными актами образовательного учреждения с учетом требований и рекомендаций, зафиксированных в примерной программе по предмету и рабочих программах к учебникам, включенным в федеральный перечень в 2014 – 2015 учебном году. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или разделам предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в конце четверти и учебного года. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» может использоваться зачетная форма проверки знаний. Для контроля знаний по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» используются различные виды работ( тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи) . Курс ОБЖ с 5 по 9 класс может вестись интегрировано с другими предметами( биология, физическая культура, технология, химия, география) . В этом случае на страни це основного предмета в соответствии с календарно- тематическим планированием интегрированного курса рядом с записью темы урока делается отметка « интегр. ОБЖ»- 34 часа, а на отдельной странице журнала( без оплаты) записывается: предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», ФИО всех учителей, ведущих дан ный курс интегрировано, тема, отмечается посещаемость, выставляются текущие и итоговая( за год) отметки. - Если интеграция осуществлялась несколькими преподавателями, то итоговую отметку на основании текущих может выставить классный руководитель- по решению педсовета. - В 10- 11 классах ОБЖ ведется в качестве самостоятельного предмета и фиксируется на соответствующей странице журнала. Элективные курсы. Э лективны е курс ы организуются и проводится в соответствии с письмами Министерства образования РФ от 13 ноября 2003года № 14- 51- 277/ 13 «Об элективных курсах в профильном обучении» и от 4 марта 2010 года № 03- 413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов». Элективные курсы являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного общего и среднего( полного) общего образования, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся. Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов. Использование программ элективных учебных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур: - обсуждение и согласование на школьных методических объединениях; - в нутреннее рецензирование; - рассмотрение( согласование) на методическом или педагогическом совете школы; - у тверждение директором школы; - внешнее рецензирование, если программа авторская. Элективные курсы могут иметь различный объем: от 12 – 20 до 68 – 70 и более часов. Рекомендуемый объем – 34 – 68 часов. Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно- методического обеспечения элективных курсов широко освещаются в изданиях «Просвещения», «Дрофа», «ВЕНТАНА- ГРАФ» и др. издательствах перечисленных в приказах Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях » и № 16 от 16 января 2012 года. Элективные курсы играют важную роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика. Наряду с базовыми и профильными учебными предметами, могут составить индивидуальную образовательную программу для каждого школьника, которая поможет реализовать его способности и потребности, создаст возможности для дальнейшего профессионального образования и трудоустройства. Реализация в общеобразовательном учреждении оборонно- спортивного профиля позволяет учителю обеспечить повышенный уровень изучения двух предметов: «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» представлен в составе профильных общеобразовательных предметов. В образовательном процессе на всех уровнях системы образования профессиональная ориентация рассматривается как одна из функций современного образования, связанная с обеспечением условий для повышения уровня обоснованности осознанного выбора личностью своей будущей профессии и реализации профессиональных планов. На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы: - первая ступень основной школы( 5 – 7 кл. ) – развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии; - вторая ступень основной школы( 8 – 9 кл. ) – формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; - старшие классы( 10– 11кл. ) – формирование ценностно- смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений обучающихся, развитие способностей через углубленное изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и отдельных предметов, связанных с областью обеспечения безопасности жизнедеятельности. Элективные курсы, рекомендованные для использования в учебном процессе: 1. Программа элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Технологии укрепления и сбережения здоровья» 8- 9 кл. Предпрофильное обучение: сборник 1. – М. : Дрофа, 2009. 2. Программа элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Стрелковая подготовка в курсе «ОБЖ». 10- 11 кл. : Метод. р еком/ Н. ГОДА- М. : Дрофа, 2010. 3. Программы элективных курсов. Основы безопасности жизнедеятельности. 8- 9 классы: Предпрофильное обучение. Сборник 1/ Винник А. Л. - М. : Дрофа, 2009. 4. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 10- 11 классы. Профильный уровень. Смирнов А. Т. , Миронов С. К. - М. : Дрофа, 2009. Внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Занятия проводятся в форме кружков, секций, олимпиад, соревнований и т. д. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение. Внеурочная деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» организуется по направлениям развития личности. Кроме того, внеурочная деятельность в образовательном учреждении позволяет решить ещё целый ряд важных задач: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития учащихся; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Программы внеурочной деятельности, рекомендованные для использования в учебном процессе: 1. Безопасность дорожного движения: программа для системы доп. , образования детей/ В. А. Лобашкина, Д. Е. , Яковлев, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, под ред. П. В. Ижевского. - М. Просвещение, 2009. 2. Программа курса и тематическое планирование к учебникам Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой «Основы безопасности жизнедеятельности». 7- 9 кл. / авт. сост. Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, Н. В. Твердохлебов, А. Ю. Тараканов. - М. : ООО» Русское слово- учебник», 2012. 3. Программа внеурочной деятельности. Туристско- краеведческая деятельность. Спортивно- оздоровительная деятельность/ П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. М. : Просвещение, 2011. Рекомендации по составлению рабочих программ по предмету ОБЖ Рабочие программы по предметам необходимо разрабатывать на срок действия основной образовательной программы( нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования – 4 года, основного общего образования – 5 лет, среднего общего образования – 2 года) . То есть, нет необходимости обновлять рабочие программы по предметам ежегодно полностью, целесообразно обновлять ежегодно календарно- тематическое планирование как составной части той или иной рабочей программы. Образовательная организация вправе распределять полномочия по разработке рабочих программ. Экспертиза рабочих программ происходит на уровне образовательной организации. По своей структуре и содержанию Рабочая программа учебных предметов, курсов представляет собой документ, составленный с учетом: требований федерального компонента государственных образовательных стандартов; обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, курсу; максимального объема учебного материала для учащихся; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, курсов в каждом классе; познавательных интересов учащихся; целей и задач образовательной программы школы; выбора педагогом необходимого комплекта учебно- методического обеспечения. Структура р абочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом общеобразовательной организации и может включать следующие компоненты: титульный лист; пояснительная записка; календарно- тематический план; перечень компонента учебно- методического комплекса; требования к уровню подготовки учащихся; характеристика контрольно- измерительных материалов; приложение. Педагогу необходимо обратить внимание на раздел «Характеристика контрольно- измерительных материалов», который включает в себя систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, а также уровень сформированности практических навыков по предмету. Следовательно, необходимо отдельно разрабатывать критерии выставления оценок для теоретической и практической подготовленности обучающихся. При разработке рабочей программы общеобразовательной организации возможны некоторые изменения( в рамках требований ФГОС) . Отдельные темы изучаются с учётом региональных условий и в зависимости от личного опыта преподавателя, ведущего занятия по предмету. Особенности преподавания предмета в старших классах В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года №53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и на основании совместного приказа Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/ 134 от 24 февраля 2010 года «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего( полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах». О бучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности»( ОБЖ) как специальный раздел. Введение раздела «Основы военной службы» в курс « Основы безопасности жизнедеятельности» вместо отдельного предмета «Начальная военная подготовка», преподававшегося в образовательных учреждениях до 1991 года, было и остаётся основным направлением в организации образовательного процесса по основам военной службы и предусматривает проведение ежегодных учебных сборов. Вместе с тем, учебные сборы не включены в БУП и должны проводится в конце учебного года после освоения обучающимися основных образовательных программ. К участию в учебных сборах привлекаются все юноши 10 классов образовательных учреждений, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья. Девушки могут привлекаться к участию в учебных сборах, если они прошли обучение по III модулю, раздел VI I. Основы военной службы. Планирование и организация учебных сборов осуществляются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и руководителями образовательных учреждений совместно с военными комиссарами и командирами воинских частей, на базе которых проводятся учебные сборы. Продолжительность учебных сборов – 5 дней( 35 учебных часов) . Учебные сборы проводятся на базе воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В случае невозможности проведения на базе воинской части учебные сборы организуются на базе центров по допризывной подготовке молодёжи к военной службе, военно- патриотических молодёжных и детских лагерей или при образовательных учреждениях. Преподавание курса ОБЖ, включающего раздел «Основы военной службы », ведет учитель основ безопасности жизнедеятельности( преподаватель- организатор ОБЖ) или другой учитель- предметник, имеющий соответствующую подготовку, тарифно- квалификационные требования к которой определены совместным приказом Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31. 08. 95 №463/ 1268. Должность преподавателя – организатора основ безопасности жизнедеятельности введена вместо должности военного руководителя общеобразовательного учреждения( п. 5 постановления Совмина РСФСР от 14. 05. 91 №253 «О допризывной подготовке учащейся молодёжи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР ») . Согласно приказа Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации пункта 53 № 96/ 134 от 24 февраля 2010 года «общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях( учебных пунктах) , заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении( учебном пункте) ». Рекомендуется общую оценку заносить в классный журнал 10 класса с пометкой столбца «Учебные сборы» после годовой оценки. Примерное распределение часов по дням на учебны е сбор ы № п/ п Тема занятия Количество часов Общее количество часов 1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 1. Военнослужащие и взаимоотношение между ними 1 1 1 3 2. Внутренний порядок 2 1 1 1 5 3. Строевая подготовка 1 1 1 1 1 5 4. Огневая подготовка 3 3 3 9 5 Тактическая подготовка 2 2 4 6 Физическая подготовка 1 1 1 2 5 7 Военно- медицинская подготовка 2 2 8 Радиационная, химическая и биологическая защита войск 2 2 Итого 7 7 7 7 7 35 На базовом уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы»( теоретические и практические занятия, которые являются необязательными для девушек) . В это время с девушками 10- 11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»( Смирнов А. Т. и др. ) . Особенностью предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», изучаемого на ступени среднего( полного) общего образования является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки обучающихся. Система профильного обучения предусматривает освоение обучающимися базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов. Перечень обязательного оборудования, необходимого для реализации общеобразовательных программ на базовом уровне по предмету ОБЖ. В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 года № МД- 1552/ 03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно- лабораторным оборудованием» даны рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно- лабораторным оборудованием. Полный перечень оснащения кабинета по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования, опубликован на российском образовательном портале Министерства образования и науки Российской Федерации http: / / school. edu. ru/ doc. asp? ob_ №o= 54478 Рекомендации по работе с одаренными детьми и профессиональной ориентации школьников. Одной из приоритетных социальных задач государства и общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Поддержка способной и талантливой молодежи является важнейшим направлением национального проекта «Образование». На решение поставленных задач направлены национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», федеральная программа «Дети России» и ее подпрограмма «Одаренные дети». Реализация этих проектов позволит создать разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а так же их сопровождение в течение всего периода становления личности. В рамках подпрограммы «Одаренные дети» предусмотрено проведение всероссийских предметных олимпиад. Это одна из самых распространенных форм работы с одаренными детьми в нашей стране и занимает особое место в ряду интеллектуальных соревнований, поскольку в ее основе лежит школьная программа. Через предметные олимпиады предъявляются новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы. Подготовка к олимпиаде и участие в ней оказывается весьма полезной не только в плане углубления знаний по предмету. Успешное выступление на олимпиаде требует высокого уровня интеллектуальной зрелости, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все перечисленные качества являются ключевыми условиями конкурентоспособности молодого человека на рынке труда. Олимпиада – это проверенный способ выявить детей, имеющих выдающиеся способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей. Возможности, предоставляемые школьникам олимпиадой, – это, прежде всего, возможность получить новые знания, определить и развить свои способности и интересы, приобрести самостоятельность мышления и действия, проявить себя, поверить в свои силы. Важное место в педагогической деятельности отводится подготовке и участию школьников во Всероссийском детско- юношеском движении «Школа безопасности», олимпиадном движении, работе различных кружков, секций, клубов, туристических походах, слетах и соревнованиях. Одна из приоритетных задач преподавателя основ безопасности жизнедеятельности качественная подготовка школьников к участию в олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности. Всероссийская олимпиада является ведущим звеном в системе работы с одарёнными и способными детьми. Для успешной работы с одарёнными и способными школьниками педагоги должны знать: - организацию олимпиадного движения и нормативно- правовое обеспечение проведения олимпиад; - требования к разработке олимпиадных заданий; - организационно- методические основы подготовки школьников к участию в предметных олимпиадах; - психолого- педагогические основы выявления, сопровождения и развития одарённых детей. Педагоги должны уметь: - организовывать и проектировать систему работы с одарёнными детьми; - уметь осуществлять индивидуальную работу педагогов – наставников и психологов. При подготовке школьников к Олимпиаде следует учитывать, что олимпиадные задания на каждый год составляются новые, не дублирующие задания предыдущих Олимпиад. Тем не менее, общая направленность и характер заданий остаются прежними. Поэтому для подготовки школьников целесообразно использовать материалы олимпиад предыдущих лет. Основное общее образование. В 5- 9 классах учебный предмет ОБЖ изучается за счет часов регионального компонента( в 8 классе – федерального) в объеме одного часа в неделю в каждом классе. В основной школе рекомендуется использовать в учебном процессе образовательную программу –П рограммы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа для 5- 11 классы/ под общей редакцией А. Т. Смирнова. - М. : Просвещение, 201 1. » В основной школе представлены основная линия учебно- методических комплектов( УМК) , включённых в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Линия учебно- методических комплектов под редакцией А. Т. Смирнова( Изд- во «Просвещение») представлена следующими учебниками: Учебно- методический комплект Класс Издательство Смирнов А. Т. Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 Просвещение Смирнов А. Т. Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 Просвещение Смирнов А. Т. Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 Просвещение Смирнов А. Т. Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 Просвещение Смирнов А. Т. Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 Просвещение УМК под редакцией А. Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение». На второй ступени общеобразовательной школы завершается формирование у обучающихся основных понятий безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций( РСЧС) и гражданской обороны( ГО) . На этой стадии обучения большое значение придается формированию у обучающихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Среднее( полное) общее образование. В старшей школе количество часов предмета «ОБЖ» определяется с учётом составления учебного плана общеобразовательного учреждения. Преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает объем учебных часов в неделю в учебном плане для универсального( непрофильного) обучения в 10 классе- 2 час, в 11 классе- 2 час. ( Рабочие программы «Основы безопасности жизнедеятельности для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений А. Т. Смирнов и др. Москва «Просвещение» 2014) . Рекомендуем для 10- 11 класса- 1час включить за счёт компонента общеобразовательной организации. На профильном уровне( оборонно- спортивный профиль) расчетный объем учебных часов в неделю в 10 классе – 2 часа, в 11 классе – 2 часа. Система профильного обучения предусматривает освоение учащимися базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов. Оптимальное их сочетание в учебном плане школы составляет содержание профильной подготовки школьников. Элективные курсы играют важную роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика. Элективные курсы, наряду с базовыми и профильными учебными предметами, могут составить индивидуальную образовательную программу для каждого школьника, которая поможет реализовать его способности и потребности, создаст возможности для дальнейшего профессионального образования и трудоустройства. Содержание курса «ОБЖ» на этой ступени общеобразовательной школы, прежде всего, направлено на подготовку обучающихся к военной службе и включает изучение следующих вопросов: - основы обороны государства; воинская обязанность граждан; - основные мероприятия гражданской обороны по защите населения; - правовые основы военной службы; прохождение военной службы по призыву; - прохождение военной службы по контракту; - ответственность военнослужащих; - военно- патриотическое воспитание; - основы медицинских знаний и здорового образа жизни. В 201 5- 201 6 учебном году рекомендуется реализовывать в учебном процессе на базовом и профильном уровне следующие авторские образовательные программы: 1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений( базовый уровень) / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, В. А. , Васнев. – М. : Просвещение, 201 4. 2. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»( 10- 11 классы, профильный уровень) / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, В. А. , Васнев. - М. : Просвещение, 201 1. 3. Программа «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для девушек»( 10- 11 классы) / А. Т. Смирнов, П. П. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов. – М. : Просвещение, 201 4. Для преподавания учебного предмета ОБЖ на базовом и профильном уровне в старшей школе допускается использование учебно- методических комплектов под редакцией А. Т. Смирнова( издательство «Просвещение») Учебно- методический комплект Класс Издательство Смирнов А. Т. , Мишин Б. И. , Васнев В. А. ; Ижевский П. В. под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»( базовый уровень) 10 Просвещение Смирнов А. Т. , Мишин Б. И. , Васнев В. А. «Основы безопасности жизнедеятельности»( базовый уровень) 11 Просвещение Смирнов А. Т. , Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности»( базовый и профильный уровни) 10 Просвещение Смирнов А. Т. , Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности»( базовый и профильный уровни) 11 Просвещение Обращаем внимание преподавателей ОБЖ, что на базовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы»( осуществляется в добровольном порядке для девушек) . В это время с девушками 10- 11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»( по программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для девушек»- авторы А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, Москва, «Просвещение» 2014) . Подробная информация о современных УМК с аннотациями и справочным материалом изложена в Интернет- справочнике www. fp. edu. ru. На сайте Федерального агентства по образованию можно ознакомиться с примерными программами по ОБЖ для основного и среднего( полного) общего образования: http: / / ed. informika. ru/ ob- edu/ noc/ rub/ standart/ pp/ 1362. При выборе учащимися предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на итоговой государственной аттестации, преподаватель может использовать примерные экзаменационные билеты по ОБЖ, которые опубликованы в журнале «Вестник Образования», №5 за 2006 г. , или в журнале «ОБЖ. Основы безопасности жизни», №4 за 2006 г. Учитель имеет возможность, опираясь на примерные билеты, разработать свой вариант экзаменационных билетов, учитывающий специфику конкретной программы по предмету. Рекомендации по составлению календарно- тематического плана: Основная цель организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности- дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья за счет различных наиболее приемлемых и эффективных форм занятий, исходя из местных особенностей, их степени потенциальной опасности, климатогеографических условий, состояния материальной базы и квалификации педагогов, а также контингента обучающихся в конкретном населенном пункте и образовательном учреждении. Достижение высоких результатов, в подготовке обучающихся зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, умений и навыков обучаемых по всем годам обучения. Правильное планирование обеспечивает необходимое направление, структуру и качество обучения; рациональное распределение времени на темы учебного материала; логичную организацию формирования навыков и умений; продуманное использование учебной и учебно- методической литературы, технических средств обучения и оборудования. При планировании учебного процесса рекомендуется анализировать действующие образовательные программы и учебные издания, изучать методическую литературу, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ. При составлении календарно- тематического плана рабочей программы рекомендуется применять следующую форму: № п/ п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки прохождения Примечание 1 2 3 4 5 Важное внимание в планировании учебного процесса образовательных учреждений необходимо уделить мерам пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности. Организация такой работы в общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом требований Федерального закона «О пожарной безопасности», законодательных актов и нормативных документов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности, соответствовать решению коллегии Минобрнауки России от 22. 03. 2005 № 37( п. 7) , рекомендовавшей: - обеспечить преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5- 11- х классах образовательных учреждений общего образования, обратив особое внимание на изучение норм и правил пожарной безопасности( ППБ) в части обеспечения защиты людей при пожарах, изучение типов средств защиты органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при пожарах, а также проведение тренингов поведения обучающихся в случаях возникновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков; - в планах мероприятий по обеспечению безопасности объектов образования предусмотреть ежегодное проведение Дня безопасности в образовательных учреждениях в 1- й четверти учебного года. Содержанием учебного предмета ОБЖ предусмотрено обязательное изучение тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного вне урочного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий( занятия, классные часы, практикумы, круглые столы, викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др. ) в течение всего учебного года и в особенности по окончании четвертей перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении. Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в образовательном учреждении, которые рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодие. Одной из актуальных проблем в настоящее время существует формирование у школьников культуры поведения на дорогах. При разработке учебной программы для 5- 7 и 9 классов в модуле М- 1 «Основы безопасности личности, общества и государства, в разделе 1( Р- 1) «Основы комплексной безопасности» предусмотреть не менее 2 часов на отработку темы «Безопасность на дорогах». В рамках планирования по ОБЖ образовательный процесс должен иметь практическую направленность на обеспечение безопасности детей и подростков, формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации применительно к сфере дорожного движения. В отличие от других учебных дисциплин учащиеся должны быть заинтересованы не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопас но вести себя на улицах и дорогах. А для этого образовательный процесс должен быть непрерывным, систематическим, регулярным, построенным с учетом уровня психического и физического развития учащихся. Формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с применением инноваций, например: экскурсии, моделирование дорожных ситуаций, креативных заданий и т. д. Преподавателям- организаторам ОБЖ рекомендуется планировать участие работников Госавтоинспекции в совместном проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности. Для учащихся 5- 9 классов рекомендуется: • проведение специальных тематических занятий по изучению Правил дорожного движения в урочное и во внеурочное время; • организация клубов( отрядов) юных инспекторов движения( ЮИД) ; • изучение Правил дорожного движения в секциях, кружках юных велосипедистов, картингистов, мотоциклистов; • проведение викторин, олимпиад, соревнований по дорожной тематике; • организация конкурсов рисунков и творческих работ по дорожной тематике. В соответствие с пунктом 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 9 февраля 2007 г. № 17- ФЗ освоение образовательных программ основного общего, среднего( полного) и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией учащихся. По итогам изучения программы ОБЖ обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется отметка. Сайты в помощь учителю, преподавателю- организатору ОБЖ Название сайта Электронный адрес Совет безопасности РФ http: / / www. scrf. gov. ru Министерство внутренних дел РФ http: / / www. mvd. ru МЧС России http: / / www. emercom. gov. ru Министерство здравоохранения РФ http: / / www. minzdrav- rf. ru Министерство обороны РФ http: / / www. mil. ru Министерство образования и науки РФ http: / / mon. gov. ru/ Министерство природных ресурсов РФ http: / / www. mnr. gov. ru Федеральная служба железнодорожных войск РФ http: / / www. fsgv. ru Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды http: / / www. mecom. ru/ roshydro/ pub/ rus/ index. htm Федеральная пограничная служба http: / / www. fps. gov. ru Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности http: / / www. gan. ru Русский образовательный портал http: / / www. gov. ed. ru Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области http: / / www. beluno. ru Академия повышения квалификации работников образования http: / / www. apkro. ru Федеральный российский общеобразовательный портал http: / / www. s chool. edu. ru Федеральный портал «Российское образование» http: / / www. edu. ru Портал компании «Кирилл и Мефодий » http: / / www. km. ru Образовательный портал «Учеба» http: / / www. uroki. ru Журнал «Курьер образования» http: / / www. courier. com. ru Журнал «Вестник образования» http: / / www. vestnik. edu. ru Издательский дома « Профкнига » http: / / www. profkniga. ru Издательский дом «1 сентября» http: / / www. 1 september. ru Издательский дом « Армпресс » http: / / www. armpress. info Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»( издательский дом «1 сентября») http: / / festival. 1 september. ru Энциклопедия безопасности http: / / www. opasno. net Личная безопасность http: / / personal- safety. redut- 7. ru Образовательные ресурсы Интернета- Безопасность жизнедеятельности http: / / www. alleng. ru «Мой компас»( безопасность ребёнка) http: / / moikompas. ru/ compas/ bezopasnost_ det Информационно- методическое издание для преподавателей ОБЖ- МЧС России http: / / www. school- obz. org/ topics/ bzd/ bzd. html Эконавт- CATALOG( электронный каталог интернет ресурсов по Охране труд a, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) http: / / www. econavt- catalog. ru Портал Всероссийской олимпиады школьников http: / / rusolymp. ru/ Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности http: / / www. alleng. ru/ edu/ saf. htm Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности http: / / www. bezopasnost. edu66. ru Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях http: / / www. hardtime. ru Методист центра по воспитательной работе и основам здоровья И. М. Мельнейчук